Механизм налогового планирования на предприятии в условиях трансформационной экономики
Механизм
налогового планирования на предприятии в условиях трансформационной экономики.
ООО"Скиф-3"
ПЛАН:
Раздел
1.Предприятие как налогоплательщик и как элемент хоз.
механизма.
1.1 Хар-ка предприятий и их роль в образовании ВНП.
1.2 Налоги и сборы уплачиваемые в бюджеты предприятиями.
1.3 Проблема сокрытия налогов от налогооблажения.
Р.2 Финансовое и налоговое планирование на предприятии в современных
условиях(на примере прдприятия)
2.1 Организационно эконом. хар-ка и анализ фин. состояния предприятия.
2.2 Хар-ка налогов уплачиваемых предприятием.
2.3 Выбор оптимального варианта налогооблажения предприятия.
Р.3 Методы налогового планирования и особенности их применения в
условиях ООО"Скиф-3".
3.1 Методика расчетов величины налоговых платежей предприятия в ходе
составления фин. плана(форма 2).
3.2 Возможности использования предприятием налоговых льгот.
ВВЕДЕНИЕ
Налоги, налоговая политика, налоговая система, налогообложение, постоянно находятся в центре внимания всего общества в любом государстве, однако далеко не все, кто высказывает различные суждения о налогах, глубоко разбираются в их экономическом содержании, природе и социальном назначении. Налог - одно из основных понятий финансовой науки. Проблемы правильного понимания его природы обусловлены тем, что налог - понятие не только экономическое, но и правовое, социальное, философское. Налогообложение как элемент экономического строя общества присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Процесс взимания налогов осуществляется государством и, более того, является его функцией. Определение понятия "налог" тесно связано с категорией "государство". Оно зависит не только от раскрывающих данное понятие теоретических концепций, господствовавших в определенное время у каких-либо наций и народов, но и от уровня развития самого государства, состояния его экономики (базиса) и социально-политических отношений. Знакомства с налоговой системой достаточно для того, чтобы судить о том, на какой ступени развития находится государство. Если в налоговой системе сделан акцент на косвенное и имущественное налогообложение, то, вероятнее всего, мы имеем дело со слаборазвитой в промышленном отношении страной. Если же в структуре налогов преобладают прямые налоги, объектом которых выступают доходы граждан, юридических лиц, их имущества, то это свидетельствует о том, что речь идет о высокоразвитой экономике.
Если учитывать количество налогов, действующих в стране, то Украина одна из самых развитых стран. Сейчас существует свыше 50 (точно не знает никто) разнообразных налогов, сборов, штрафов, платежей и плат.
Кроме налоговых методов ограничения предпринимательской деятельности есть неналоговые, или разрешительные, ограничения (лицензирования, сертификация, квотирования, патентования и т.п.). К сожалению, за короткую историю развития рыночных отношений у нас стимулировалось и стимулируется развитие не бизнеса, а налогообложения. Сейчас, наверное, количество тех, кто зарабатывает, меньше, чем тех, кто контролирует.
Основным источником формирования бюджета Украины есть именно налоги.
По классическими признаками налогообложение должно выполнять одновременно две функции: отбирать, а отбирая - давать авансы.
Известно, что существуют три пути сокращения налоговых платежей.
Один из них - нелегальный, когда сознательно применяют методы сокрытия учета доходов и имущества от налоговых органов, а также намеренно искажают бухгалтерскую и налоговую отчетность, что уголовно наказуемо.
Второй – легальный, основанный на использовании возможностей, предоставляемых налоговым законодательством, – через корректировку хозяйственной деятельности и методов ведения бухгалтерского учета.
И третий путь, назовем его условно "полулегальный", возможен благодаря несовершенству нормативных законодательных актов, позволяющему довольно успешно оспаривать в арбитражном суде претензии налоговых органов.
Современное налоговое законодательство предусматривает различные налоговые режимы, которые зависят от статуса налогоплательщика, места его регистрации и организационно-правовой формы, а также направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности.
Налоговое планирование можно определить как выбор "оптимального" сочетания правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего законодательства. Иными словами, это выбор между различными вариантами осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств.
Когда речь идет о предприятии, следует отметить, что необходимо соотносить цели налогового планирования со стратегическими (коммерческими) приоритетами и интересами предприятия. Кроме того, эффективность налогового планирования всегда следует соотносить с затратами на его проведение.
Поскольку необходимость и объем налогового планирования напрямую связаны с тяжестью налогового бремени в той или иной налоговой юрисдикции, то ее можно рассчитать по формуле: a = (b : c ) х 100%, где a – налоговое бремя; b – налоги, начисленные за отчетный период; c – объем реализованной продукции.
Если необходимость (a) не более 20%, то можно обойтись четким ведением бухгалтерского учета и внутреннего документооборота. Возможно использование прямых льгот. Рекомендуются также повышение профессионального уровня главного бухгалтера, разовые консультации внешнего налогового консультанта или аудитора.
Если необходимость налогового планирования более 20%, но менее 45%, то требуются специальная подготовка персонала, контроль и руководство со стороны финансового директора, а налоговое планирование нужно делать частью общей системы финансового управления и контроля. Необходима разработка контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных контрактов. По мере необходимости следует прибегать к услугам внешних консультантов, а при возможности – встать на абонентское обслуживание.
Если необходимость налогового планирования превышает 45%, но меньше 70%, то оно становится одним из важнейших элементов стратегического планирования деятельности организации. В данном случае потребуются наличие специально подготовленного персонала и организация его тесного взаимодействия со всеми финансовыми службами компании, обязательный налоговый анализ и экспертиза любых организационных, юридических или финансовых мероприятий и инноваций. Рекомендуется сотрудничество с профессиональным налоговым консультантом, а лучше адвокатом, специализирующимся в области налогообложения и налогового права.
Что же является составными этапами налогового планирования?
Первый этап – определение главных принципов. Т.е. прежде чем вы соберетесь оптимизировать налоговое планирование, вам необходимо будет определить его основные принципы:
1. Принцип законности, т.е. соблюдение действующего законодательства при осуществлении налогового планирования. Здесь мы говорим только о законных способах снижения налоговой нагрузки.
2. Принцип выгодности подразумевает снижение налоговых обязательств организации в результате применения инструментов налогового планирования.
3. Принцип альтернативности. Необходимо рассмотреть несколько альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального для конкретной организации.
4. Принцип оперативности, т.е. корректировка процедуры налогового планирования с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений.
5. Принцип понятности и обоснованности. Это требование к схеме налогового планирования, чтобы она была понятна, а все ее составные части имели экономическое и правовое обоснование.
Второй этап – анализ проблем и постановка задач налогового планирования. Предполагается изучить налоговые проблемы своей организации и поставить задачи, в соответствии с которыми будет подбираться налоговый инструмент и разрабатываться схемы налогового планирования. Здесь необходимо посмотреть особенности организации финансово-хозяйственной деятельности вашего предприятия. Здесь играет роль организационно-правовая форма предприятия (АО, ООО, индивидуальный предприниматель и т.д.). Затем необходимо сформировать так называемое «налоговое поле», т.е. перечень налогов, которые надлежит уплачивать (их ставки, размеры, распределение между бюджетами, налоговые льготы и т.д.). Здесь же необходимо проанализировать систему договорных отношений и типичных хозяйственных ситуаций. Таким образом, лицо, осуществляющее налоговое планирование, должно свободно ориентироваться в гражданском законодательстве.
На этом этапе нужно посчитать совокупную налоговую нагрузку, как говорилось в начале, и посмотреть какой налог наиболее обременителен для нас.
Третий этап – определение основных инструментов налогового планирования. В качестве основных инструментов можно выделить налоговые льготы, предусмотренные налоговым законодательством. Есть отдельные льготы по отдельным видам налогов, по отдельным видам производства продукции, но это существует не для всех. Здесь также можно в качестве инструмента рассмотреть оптимальность с позиции налоговых последствий формы договорных отношений.
Необходимо посмотреть отдельные элементы налогообложения. Может быть, имеет смысл или работать самому под эгидой индивидуального предпринимателя, а может быть, стоит работать через него, или иметь между собой и клиентами кого-то, кто работает по упрощенной системе налогообложения.
Следующий момент – специальные налоговые режимы, в частности свободные экономические зоны.
Определенные элементы бухгалтерского учета в целях налогообложения тоже могут сыграть свою роль.
Четвертый этап – создание схемы налогового планирования. Схему нужно строить, исходя из того, какую финансово-хозяйственную деятельность вы ведете (торговую, посредническую, производственную).
1.1 Характеристика предприятий и их роль в образовании ВНП.
Основой экономики любого государства являются предприятия. На предприятиях создается национальный продукт, предприятия платят налоги, предприятия предоставляют гражданам государства трудовые места, возможность зарабатывать, производят продукцию, которую потребляют все граждане государства.
В настоящее время (до 1 января 2004 года) деятельность, виды, типы предприятий на Украине регламентируются Законом Украины «О предприятиях в Украине» (далее - Закон о предприятиях) от 27 марта 1991 года № 887-ХII с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Украины
Этот Закон направлен на реализацию Декларации о государственном суверенитете Украины.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27