Механизм налогового планирования на предприятии в условиях трансформационной экономики

К первой группе относятся налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, налог на прибыль предприятий и организаций, таможенный сбор, государственный сбор, налог на доходы граждан, плата за землю, налог с собственников транспортных средств, налог на промысел, отчисления на геологоразведочные работы, плата за специальное использование природных ресурсов, плата за загрязнение окружающей природной среды, отчисления и сборы на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог, в Фонд осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, в Фонд содействия занятости  населения, в Фонд социального страхования, в Пенсионный фонд. Их перечень определен Законом Украины "О системе налогообложения" ( редакция от 02.02.94 г.).

«К общегосударственным принадлежат такие налоги и сборы (обязательные платежи):

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизный сбор;

3) налог на прибыль предприятий, в том числе дивиденды, которые платятся в бюджет государственными некорпоратизированными, казенными или коммунальными предприятиями;

4) налог на доходы физических лиц;

5) таможенная пошлина;

6) государственная пошлина;

7) налог на недвижимое имущество (недвижимость);

8) плата (налог) за землю;

9) рентные платежи;

10) налог из собственников транспортных средств и других самоходных машин и механизмов;

11) налог на промысел;

12) сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета;

13) сбор за специальное использование естественных ресурсов;

14) сбор за загрязнение окружающей естественной среды;

15) сбор к Фонду для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения;

16) сбор на обязательное государственное пенсионное страхование;

17) сбор к Государственному инновационному фонду;

18) плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности.

19) фиксированный сельскохозяйственный налог;

20) сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства;

21) гербовый сбор (применяется до 1 января 2000 года);

22) единый сбор, который справляется в пунктах пропуска через государственную границу Украины;

23) сбор за использование радиочастотного ресурса Украины;

24) собрание к Фонду гарантирования вкладов физических лиц (начальный, регулярный, специальный).

Общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи) устанавливаются Верховной Радой Украины и справляются на всей территории Украины.»

«К местным налогам принадлежат:

 1) налог с рекламы;

 2) коммунальный налог.

         К местным сборам (обязательным платежам) принадлежат:

 1) гостиничный сбор;

 2) сбор за припарковывание автотранспорта;

 3) рыночный сбор;

 4) сбор за выдачу ордера на квартиру;

 5) курортный сбор;

 6) сбор за участие в бегах на ипподроме;

 7) сбор за выигрыш на бегах на ипподроме;

 8) сбор из лиц, которые принимают участие в игре на тотализаторе и ипподроме;

 9) сбор за право использования местной символики;

 10) сбор за право проведения кино- и телесъемок;

 11) сбор за проведение местного аукциона, конкурсной распродажи и лотерей;

 12) сбор за проезд по территории пограничных областей автотранспорта, который направляется за границу;

 13) сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг;

 14) сбор с собственников собак.»


Среди налогов, поступающих в бюджет, есть прямые и непрямые. Прямые устанавливаются непосредственно относительно плательщиков. Их размер зависит от объекта налогообложения, а непрямые включаются в цену товаров и  услуг. Для отдельного плательщика их размер прямо не зависит от его доходов.

Второй составляющей налоговой системы является система непрямого налогообложения. В Украине применятся два вида непрямых налогов: универсальные и специфические акцизы, а также пошлины. С точки зрения выполнения фискальных функций они более эффективны, чем прямые, поскольку их база налогообложения менее чувствительна к изменениям тенденций экономического развития страны.


1. НДС

В соответствии с данными доходной части Государственного бюджета Украины на 2003 г. наибольшую долю в общем, объеме бюджетных поступлений составляет налог на добавленную стоимость (НДС), являющийся разновидностью универсальных акцизов. В мировой практике он превратился в основной налог непрямого действия и заменил во многих странах менее эффективный налог с оборота. С налогом с оборота связано возникновение своеобразного кумулятивного эффекта, состоящего в том, что объект налогообложения содержит налоги, уплачиваемые на предыдущих этапах движения товара. НДС не имеет этого недостатка, но оказывает значительное влияние на общий уровень цен, поскольку он включается в состав цены всех товаров и услуг и является регрессионным по отношению к малообеспеченным слоям населения.

В Украине НДС введен в 1992 г.. Объектом налогообложения являются обороты по реализации товаров, работ, предоставленных услуг, кроме их реализации на экспорт. В связи с этим НДС имеет широкую базу налогообложения, что обеспечивает стабильность поступления средств в государственный бюджет. Для исчисления НДС к обороту, который включает сумму уже уплаченного налога, сейчас используется ставка 16,67%, а при включении НДС в цены реализованных товаров (работ, услуг) - 20%. Однако в начале внедрения этого налога он должен был обеспечить доходы бюджета в том самом объеме, что и отмененные налоги с оборота и продаж, действовавшие в 1991 г. На некоторое время в 1993 г. были введены современные ставки НДС. Однако в условиях огромного бюджетного дефицита их быстро упразднили, возвратившись к начальному уровню.

Порядок исчисления и уплаты НДС регламентируется сегодня Декретом Кабинета министров Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 26.12.92 г. и некоторыми другими нормативными актами.

У предпринимателей возникают значительные трудности при исчислении подлежащей уплате суммы НДС, особенно при определении налогооблагаемого оборота. Это может привести к значительным не доплатам, за которые налоговая инспекция взыскивает не менее значительные штрафы. Большой же перечень льгот по НДС объясняется тем, что этот налог взимается по унифицированной ставке, противоречащей мировой практике ее дифференциации.

На основании Указа Президента Украины "О взимании НДС с импортных товаров" от 30.06.95 г. следуют следующие льготы: импортное сырье, материально-технические ресурсы, комплектующие изделия, оборудование, материалы, техника и другие товары, ввозимые хозяйствующими всех форм собственности, в том числе посредниками (прямыми поставщиками), для производственных и собственных нужд (т.е. без последующей реализации), а также энергоносители (нефть и газ), которые ввозятся для производственных нужд, в том числе по бартерным операциям, не подлежат обложению НДС во время перемещения через таможенную границу Украины.

В  случае использования указанных товаров не на производственные и собственные нужды или для последующей их продажи, НДС взимается исходя из их стоимости с учетом НДС, но ниже таможенной стоимости, пересчитанной в национальной валюте по курсу НБУ на день предоставления декларации.

Следует учитывать особенности налогообложения НДС совместных предприятий. В соответствии Кабинета Министров Украины № 55-93 от 20.05.93 введенным в действие с 05.06.93, внесены существенные изменения в порядок налогообложения предприятий с иностранными инвестициями. Таким считается предприятие любой организационно-правовой стороны, созданной по законам Украины, если на протяжении календарного года в его уставный фонд, имеется квалификационная иностранная инвестиция.    

Действие Инструкции о порядке исчисления и уплаты НДС №3 от 10.03.93 г. имеет  при применении к совместным предприятиям. В основе деятельности СП лежат экспортно-импортные операции, поэтому действие вышеизложенной Инструкции регламентируется еще одной Инструкцией о порядке исчисления и уплаты НДС и акцизного сбора за товары, ввезенные из-за пределов таможенных границ Украины, экспорта товаров, работ и услуг №44 от 31.05.94 г.

Особенностью налогообложения импортных операций  является то, что полученная выручка за экспортную продукцию не является объектом налогообложения. В этом случае (т.е. при исчислении НДС и акцизов) объектом обложения при экспорте является сумма отгруженной продукции. При этом НДС и акциз, уплаченные ранее, возмещаются предприятиям после поступления выручки на счет, но не позже чем через год после выпуска продукции.

НДС и акциз на импорт начисляются по декларированной стоимости товара и учитываются в покупной цене импортируемого товара. НДС и акциз экспортно-импортных операций уплачиваются в момент нахождения товара на таможенном складе. Лишь после уплаты налога товар может быть отгружен за границу или на склад потребителю.


2. Акцизный сбор.

В указе Президента Украины от 18.08.95 "О введении марок акцизного сбора на алкогольные напитки и табачные изделия" было утверждено положение о вышеуказанных марках акцизного сбора. Кабинету Министров Украины предписывается в двухнедельный срок  утвердить правила изготовления, хранения и продажи марок акцизного сбора и маркировки алкогольных напитков и табачных изделий, а также порядок реализации или уничтожения конфискованных алкогольных напитков и табачных изделий.

Далее:

установить размеры платы за марки акцизного сбора и условных фиксированных ставок акцизного сбора для расчета предварительной уплаты акцизного сбора в денежной форме или в форме обязательств по векселям, выдаваемым в случае приобретения марок акцизного сбора.

Представить Верховному Совету Украины проект закона о внесении изменений и дополнений в уголовный Кодекс Украины и кодекс Украины об административных правонарушениях относительно ответственности за незаконное изготовление, подделку, незаконную передачу (продажу) марок акцизного сбора и незаконное использование немаркированных товаров.

Министерству финансов Украины и Главной налоговой Инспекции Украины обеспечить изготовление марок акцизного сбора и начать до 20.09.95 их реализацию по заявкам производителей и заказчиков (импортеров) алкогольных напитков и табачных изделий.

Государственному Таможенному Комитету  Украины определить в двухнедельный срок порядок таможенного оформления марок акцизного сбора в случае их вывоза с таможенной территории Украины для передачи иностранным производителям алкогольных напитков и табачных изделий в целях контроля над соответствием количества вывезенных марок акцизного сбора количеству ввезенных товаров.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать