В крупных банках существуют два независимых отдела, один из которых обеспечивает анализ внутреннего состояния банка, а другой анализирует внешнюю среду.
Планирование, основываясь на данных анализа, подготавливает возможные
решения для выхода из сложившейся ситуации и достижения поставленных целей.
При этом планирование внешних взаимодействий и планирование внутреннего
состояния банка взаимосвязаны, хотя структурно они разделены и реализуются
частично в процессе маркетинга (департамент маркетинга и развития банка),
частично в отделе планирования (департамент экономического управления).
В реальных условиях разработки интегрированных БИС в качестве основного признака функция управления самостоятельно не используется, а лишь дополняет другие. Более распространенным признаком декомпозиции в практике является объект управления.
Подготовленные на этапе планирования решения реализуются в рамках функции регулирования.
В зависимости от уровня цели можно говорить о горизонтах управления.
Существуют понятия стратегических и тактических целей. Оба эти понятия в
известной мере условны, поскольку тактические цели, например, правления
банка могут являться стратегическими для другого уровня управления,
например кредитного отдела. Но тем не менее для банковской сферы можно
разделить цели, а следовательно, и фазы управления по длительности периода
управления на оперативные (один рабочий день), текущие (для Украины -
месяц, квартал) и перспективные (для Украины - год). Таким образом, можно
говорить об оперативном, текущем и статистическом учете, планировании и
анализе. Однако следует отметить, что анализ не существует сам по себе и
служит подготовительной фазой для планирования и информационно базируется
на учетных данных, отражающих фактическое состояние системы.
Объектам управления в банке может служить как деятельность подразделения или одного сотрудника, так и отдельная банковская операция, состоящая из ряда технологических этапов.
Структура системы управления банком может быть организована разными способами, что зависит в значительной мере от размеров банка, числа видов оказываемых услуг, количества клиентов и операций, выполняемых банком.
Наиболее простая структура управления линейная, когда правлению банка непосредственно подчинены отделы. Это дает возможность обеспечить эффективное прямое управление банком и очевидную, ясную и обозримую структуру. При этом основная управленческая нагрузка предполагает разделение функций управления между правлением и руководителями подразделений.
Более сложной является штабная организация, при которой правлению подчинены департаменты, объединяющие отделы по принципу однотипности выполняемых управленческих функций. Например, департамент маркетинга, департамент валютных операций и др. Разделение управленческих функций между штабами происходит на верхнем уровне. При такой организации появляется возможность, с одной стороны, распределить управленческие проблемы между большим числом специалистов, с другой стороны, углубить специализацию сотрудников и , таким образом, повысить качество управления.
Еще более сложной является линейно-штабная управленческая структура, при которой отделы, обеспечивающие выполнение депозитных, кредитных, инвестиционных и других операций, подчинены управлениям промежуточного уровня, обслуживающим различные группы юридических и физических лиц, которые сами могут устанавливать свои локальные цели, подчиненные, однако, глобальным управленческим целям банка. К последним могут относиться:. получение максимального дохода при допустимом риске, повышение собственной ликвидности и др. В то же время при такой структуре могут сохраняться элементы управления, выделенные по принципу однотипности выполняемых управленческих функций. Такая система организации усложняет и удорожает управление, но повышает уровень его качества.
В Украине разнообразие управленческих структур в различных коммерческих банках обусловлено прежде всего продолжающимся их развитием и становлением. Примером структуры управления КБ может служить структура, представленная на рис. 5.1.
Правление КБ является высшим органом банка, который осуществляет стратегическое управление: определяет траекторные цели и политику банка на основе данных экономического анализа и данных бухгалтерской отчетности; доводит их до департаментов для дальнейшей детализации и исполнения соответствующим отделам; осуществляет общий контроль проводимой банком политики, пересматривает ее при изменении экономической ситуации, а также контролирует состояние банковского портфеля. Правление создает комитеты, которые обеспечивают поддержку стратегического руководства банком, координируют работу различных отделов системы управления. В зависимости от величины банка и его потребностей в Украине, как правило, создаются комитеты, возглавляемые членами правления: кредитный, ревизионный, исполнительный, доверительных операций и др.
Кредитный комитет дает заключения по всем случаям кредитования или превышения установленных лимитов, а также по их определению. Он вырабатывает рекомендации по величине ссудных процентных ставок и структуре кредитов по срокам и видам.
Ревизионный комитет обеспечивает регулярные внутренние аудиторские проверки либо своими силами; либо с привлечением внешних аудиторов.
Исполнительный комитет обеспечивает проведение экономического анализа
(выполнение целей банка, прибыльности, ликвидности и др.), оценку
деятельности банка, в процессе которой анализируются основные экономические
показатели и отслеживается выполнение траекторных целей.
В банках с большим числом доверительных операций может создаваться комитет доверительных операций.
Департамент развития и маркетинга банка, как правило, включает два отдела.
Отдел развития обеспечивает анализ внешней ситуации и, согласовав его с оценкой внутренней ситуации в банке, подготавливает возможные направления политики банка и продвижения его услуг на рынок. Эти решения должны согласовываться с генеральными целями, утвержденными правлением банка.
Отдел маркетинга осуществляет оценку конъюнктуры рынка банковских услуг, анализирует соответствие номенклатуры, качества и цены собственных услуг уровню рынка, продвигает свои услуги на рынок, вырабатывая для этого рекламную политику. Этот отдел обеспечивает связь с клиентурой и с общественностью. В развитом обществе существенным является не только объем и качество оказываемых услуг, но и соответствие принятым нормам (поддержка науки, искусства, внимание к окружающей среде). Отдел, с одной стороны, информирует руководство банка обо всех важных событиях вне банка, с другой стороны, объясняет общественности цели банка, его стратегию.
Департамент экономического управления обеспечивает тактическое управление и включает планово-аналитический отдел и отдел управления ликвидностью. Тактический уровень управления необходим для детализации стратегических целей до уровня мероприятий и отслеживания их в дальнейшем как целей, носящих траекторный характер.
[pic]
Рис. 6 Организационная структура коммерческого банка.
Отдел управления ликвидностью осуществляет расчет показателей ликвидности банка, их факторный анализ и ежедневный контроль.
Планово-аналитический отдел, изучая внутренние банковские показатели,
устанавливает планы сбыта (например, число открываемых новых счетов),
финансовый план, планирует внутренние мероприятия. Отдел рассчитывает
ожидаемую сумму пассивов и решает задачу их эффективного размещения.
Проводятся анализ структуры активов и пассивов банка по группам и оценка
эффективности соотношения между ними. При этом должно соблюдаться «золотое
правило»: длинные кредиты должны покрываться длинными депозитами и т.д.
Департамент кредитив - депозитных операций включает кредитный, депозитный и фондовый отделы.
Кредитный и фондовый отделы дополняют друг друга, не только выполняя принятую стратегию банка в кредитной и инвестиционной политике, но и оперативно реагируя на требования, выдвигаемые сложившейся экономической ситуацией на рынке капитала. Например, в период экономического роста объем ссуд увеличивается, а портфель ценных бумаг сокращается; в периоды низкого спроса на ссуды картина меняется.
Функции кредитного и депозитного отделов, несмотря на принципиально разное содержание их операций, по форме очень близки. Сходство функций выражается в необходимости выполнения весьма трудоемких работ по проверке и соблюдению целого ряда формально-правовых принципов кредитования, которые должны соблюдаться как кредиторами, так и заемщиками. Отличие обусловливается тем, кто является ссудозаемщиком, а кто кредитором, - банк или клиент. В любом случае, как и при выполнении большинства услуг банка, взаимоотношения клиента и банка регулируются договором, который они заключают. Проверка кредитоспособности является предпосылкой для всех других действий банка по отношению к ссудозаемщику, т.е. осуществляются анализ возможности обеспечения выплаты кредита и своевременность взносов, процентов и других платежей физическим и юридическим лицом. Эта проверка требует анализа баланса заемщика, ликвидности залога, ежегодного финансового отчета и ряда других регистров, содержащих показатели работы предприятия.
Департамент операционно-учетных работ (ОУР) реализует весь комплекс
задач по открытию и закрытию лицевых счетов, выполнению кассовых операций,
ведению лицевых счетов, выполнению расчетов по поручению каждого клиента,
ведению межбанковских операций, ведению бухгалтерского учета на
синтетическом уровне и составлению отчетности, которая используется как
самим банком (ревизия и контроллинг), так и учреждениями внешней среды
(вышестоящие, налоговые и другие органы). Этот департамент выполняет
следующие функции:
• расчет и распределение доходов и налогов между бюджетами;
• учет расчетно-платежных документов до наступления срока платежа и не оплаченных в срок;
• обеспечение правильных и своевременных расчетов между клиентами;
• начисление и списание процентов по текущим и расчетным счетам;
• учет ценностей и документов на внебалансовых счетах;
• учет срочных обязательств по ссудам;
• депонирование средств для выдачи чековых книжек, аккредитивов и акцептов платежных поручений;
• организация и контроль операций межфилиального оборота; .
• составление баланса. реализация этих функций поддерживается работой соответствующих отделов.
Операционный и бухгалтерский учет в банке взаимосвязаны гораздо более тесно, чем на промышленном предприятии, что обусловлено ежедневным составлением баланса и необходимостью поддержания в актуальном состоянии всех аналитических (лицевых) счетов. Назначение комплекса учетно- операционных работ:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19