Проверка выполнения принятых решений является одним из способов фактического контроля. Метод проверки выполнение законов, указов, постановлений, положений, инструкций, распоряжений, приказов органически объединяется как в фактическом, так и в документальном контроле.
Письменные объяснения материально ответственных и должностных лиц нужны для выявления причин допущенных нарушений и виновных лиц. Объяснения оказывают содействие вспомогательному выяснению обстоятельств и условий нарушений и недостатков, реальности хозяйственных операций и достоверности фактов злоупотреблений.
Рассмотрим методику контроля наличия и использования запасов на примере контрольно-ревизионной работы.
2.2 Задачи и этапы проведения ревизии производственных запасов
Одним из наиболее важных и ответственных участков ревизионной работы является проверка операций движения и использования производственных запасов.
Поскольку затраты на материалы составляют основную часть издержек производства, поэтому ревизии их уделяется особенно большое внимание.
Основными задачами ревизии является проверка сохранности и правильности использования производственных запасов. Особое внимание обращается на проверку состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности материальных ценностей, правильность планирования материально-технического снабжения, законность и целесообразность операций, связанных с заготовлением материалов. Проверяется соблюдение норм запасов материальных ценностей, реализация излишних и ненужных материалов. Большое внимание уделяется проверке правильности использования материалов в производстве, экономному их расходованию в соответствии с прогрессивными нормами.
Осуществляя ревизию производственных запасов, ревизор использует
имеющиеся на предприятии плановые технико-экономические нормативы и нормы
их расхода на производство, а также планы материально-технического
снабжения; договоры с поставщиками и первичные документы поставщиков
(счета, товарно-транспортные накладные, накладные на отпуск материалов на
сторону, платежные требования и другие); первичные документы транспортных
организаций по оформлению операций по перевозке приобретенных
производственных запасов или отпущенных сторонним организациям и погрузочно-
разгрузочным работам; первичные документы по оформлению приема и отпуска
производственных запасов; журналы учета поступающих грузов и выданных
доверенностей; данные первичных производственно-технических отчетов об
использовании материальных ценностей, а также складского, аналитического
учета материальных ценностей; акты — внезапных проверок, производившихся в
ревизуемом периоде другими контролирующими органами, администрацией
ревизуемого предприятия и его группой народного контроля;
инвентаризационные и сличительные ведомости, протоколы заседаний
инвентаризационных комиссий по рассмотрению и утверждению результатов
инвентаризаций материальных ценностей, учетные регистры (ведомости № 10,
журналы-ордера, табуляграммы) и отчетные формы (Баланс и др.) и т. д.
Последовательность же ревизии материальных ценностей осуществляется в такой
последовательности (рис. 2.3).
Рисунок 2.3 ( Последовательность ревизии материальных ценностей
2.3 Ревизия выполнения плана материально-технического снабжения
Развитие всех отраслей народного хозяйства предопределяет необходимость четкого планирования материально-технического снабжения. Планирование потребности в различного рода производственных запасов производится при составлении техпромфинплана предприятия. Плановая потребность в производственных запасах определяется в соответствии с их целевым назначением: на основное производство, на изготовление технологической оснастки (и инструмента), на ремонтно-эксплуатационные нужды и осуществление мероприятий по повышению эффективности производства, на капитальное строительство (ведущееся хозяйственным способом), для создания переходящего остатка (норматива) на конец планируемого года.
Расчеты по исчислению плановой потребности в материальных ресурсах ведутся с учетом отраслевых особенностей предприятия и виде отдельных расчетных таблиц, классифицируемых как по назначению материалов, так и по характеру его применения. Так, например, составляются отдельные расчеты потребности в основных и вспомогательных материалах, топливе, комплектующих изделиях, полуфабрикатах и т. д.
Ревизор, проверяя отдельные расчеты плановой потребности в
производственных запасах, должен определить правильность исходных данных.
Так, исчисляя плановую потребность в основных материалах для нужд основного
производства, следует исходить из планируемого на данный период объема
выпуска продукции (по номенклатуре) и действующих в планируемом году норм
расхода основных материалов.
Рациональность применения материалов характеризуется коэффициентом их использования. Коэффициент использования материалов представляет собой отношение чистого (полезного) расхода к его норме.
Ревизор должен проверить прогрессивность и экономичность норм расхода материалов.
Далее ревизор должен проверить удельный вес применяемых на предприятии научно обоснованных норм и нормативов. При этом необходимо иметь в виду, что научно обоснованными являются лишь те нормативы и нормы, которые разработаны расчетно-аналитическим и опытным (опытно-производственным и опытно-лабораторным) методами. Отчетно-статистические нормативы и нормы, наименее точны и их применение допускается лишь в случае, если не представляется возможным сделать расчеты другими методами.
Особенно тщательной проверке подвергаются нормативы и нормы расхода материалов на ремонтно-эксплуатационные нужды, где, как показывает практика контрольно-ревизионной работы, они определяются обычно на основе ориентировочных и разрозненных подсчетов, чаще всего статистическим путем по уровню сложившихся фактических затрат или посредством начисления условного процента к потребности на основное производство.
Принятые при составлении плана материально-техническою снабжения нормативы и нормы расхода производственных запасов целесообразно затем сопоставить с фактически применяемыми в ревизуемом периоде, а также с фактически достигнутым уровнем расхода в предшествующем ревизии периоде с учетом планируемой их экономии от осуществления организационно-технических мероприятий или с нормативами и нормами, действующими на других предприятиях на аналогичную продукцию (с учетом особенностей в организации производства на сравниваемых предприятиях).
Закончив проверку нормативов и норм расхода предметов труда и правильности расчета потребности в них на производственные нужды, ревизор приступает к определению правильности запланированного производственного запаса материальных ресурсов. Последнее влияет на использование не только материальных ресурсов, но и финансовых ресурсов предприятий, покрывающих эти запасы. Размер производственных запасов материальных ценностей должен устанавливаться с таким расчетом, чтобы в наличии было минимальное, но достаточное для бесперебойной работы предприятия количество материалов.
Проверяя размер производственных запасов материальных ценностей, необходимо иметь в виду, что он состоит из трех частей: текущего, подготовительного и страхового запаса.
Текущий запас предназначается для бесперебойного обеспечения
производства в период между поступлением двух очередных партии материала.
Размер текущего запаса исчисляется в зависимости от интервала поступления
(партий) материала и среднесуточного расхода его на предприятии. Ревизор на
основании сведений о расходе данного вида материала на производство
выясняет, правильно ли предприятие рассчитало среднесуточный расход, а на
основе договоров поставки или заказов на поставку и фактических показателей
о поступлении отдельных видов материалов определяет правильность
установления времени интервала их поступления.
Подготовительный запас существует лишь для тех материалов, которые перед запуском в производство должны пройти предварительную подготовку, не предусмотренную технологическим процессом, например испытание. Размер подготовительного запаса устанавливается путем умножения среднесуточного расхода данного материала на длительность его подготовки. Необходимо проверить правильность среднесуточного расхода материалов, а также по возможности выяснить, все ли сделано предприятием для сокращения сроков нахождения материалов в подготовке.
Страховой запас предназначается для бесперебойного обеспечения производственного процесса в случае нарушения интервалов поступления материалов, т. е. в случае полного израсходования текущего запаса. Размер страхового запаса определяется с учетом результатов анализа, имевших место нарушений интервалов поступления материалов за предыдущий плановый период.
Потребность, в материальных ресурсах рассчитывается производственными службами предприятия совместно с отделом снабжения, и результаты расчетов сводят в общую таблицу форма №20-ТП «План "Материально-технического снабжения» (сводная таблица). В этом плане по видам материалов в натуральном и денежном выражении показывается потребность в материальных ценностях и источники ее покрытия. Источниками покрытия плановой потребности в материальных ресурсах являются: ожидаемые остатки на начало планируемого периода, фонд централизованного снабжения, децентрализованные заготовки и собственное производство.
В соответствии с планом материально-технического снабжения, утвержденного вышестоящим органом управления, поставщики и покупатели получают наряды на фонды материальных ценностей, распределяемых в централизованном порядке. Наряды или заменяющие их документы служат основанием для заключения договоров поставки, в которых указываются: ассортимент, комплектность, количество, качество и стоимость приобретаемых материальных ценностей; общий срок действия договора и сроки поставки; порядок расчетов и санкции за нарушение условий договора; платежные и почтовые реквизиты поставщика и покупателя, а также отгрузочные реквизиты покупателя, если он является получателем продукции. Следует иметь в виду, что поставщик обязан не позднее 20 дней после получения наряда направить покупателю проект договора в двух экземплярах либо письмо, телеграмму с предложением об установлении договорных отношений. Предложение о заключении договора на поставку продукции, не распределяемой в плановом порядке, может исходить от любой из сторон. Сторона, получившая предложение заключить договор, дает ответ другой стороне в 10-дневный срок.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17