Совершенствование системы оплаты жилья в Санкт-Петербурге
смотреть на рефераты похожие на "Совершенствование системы оплаты жилья в Санкт-Петербурге"
«Совершенствование системы оплаты жилья в большом городе (на примере Санкт-
Петербурга)».
Санкт-Петербургский Инженерно-экономический Университет. Кафедра экономики и менеджмента в городском хозяйстве. 2003 год.
Аннотация
Дипломный проект выполнен на тему «Совершенствование системы оплаты жилья в большом городе на примере Санкт-Петербурга». Целью разработки является анализ существующего положения в сфере предоставления жилищно- коммунальных услуг населению, недостатков существующего механизма ценообразования, выявление современных проблем проведения тарифной политики. Также задачей дипломного проекта является разработка ряда предложений, связанных с более совершенным подходом в тарифной политике, с повышением качества услуг и защиты прав потребителей.
В работе рассмотрен механизм предоставления жилищно-коммунальных услуг, особенности отрасли жилищно-коммунального хозяйства и ценообразования в ней, права и обязанности поставщиков и потребителей услуг. Также подняты проблемы финансирования жилищно-коммунальной сферы; рассмотрены факторы, тормозящие ее дальнейшее развитие. Изучены возможности снижения стоимости оплаты жилья для населения при существующем качестве обслуживания. Был сделан вывод о необходимости дальнейшего отхода от административных рычагов управления и развития рыночных отношений в области предоставления жилищно-коммунальных услуг; о дальнейшем развитии конкуренции между производителями услуг; о совершенствовании договорных отношений между подрядчиком и заказчиком услуг. Также сделан вывод о целесообразности перевода всего жилищного фонда на пообъектное управление и предложена экономически обоснованная тарифная ставка на один из видов услуг. При существующем уровне качества жизни населения и уровне доходов граждан введение экономически обоснованного тарифа, повышение качества услуг, переход к пообъектному управлению ЖФ возможны не для всех, необходимы совершенствовании системы социальной защиты малоимущих слоев населения, упрощения бюрократического аппарата Санкт-Петербурга и контроль деятельности монополистов.
Содержание
Введение………………………………………………………………………
1. Экономико-организационный механизм предоставления
жилищно-коммунальных услуг.
1.1. Общая характеристика жилищно-коммунальных услуг……….
1.2. Существующий механизм ценообразования в жилищно-коммунальной сфере………………………………………
1.3. Проблемы проведения тарифной политики…………………….
2. Комплексный подход в тарифной политике.
2.1. Соотношение цены и качества как фактор конкурентоспособности жилищно-коммунальных услуг………….
2.2. Договорные отношения как инструмент защиты прав потребителей…………………………………………...
2.3. Переход к пообъектному управлению жилищным фондом……
3. Экономическое обоснование тарифной ставки
на жилищно-эксплуатационные услуги.
3.1. Нормативная база для обоснования тарифной ставки на жилищно-эксплуатационные услуги…………………………………
3.2. Методический подход к определению стоимости эксплуатации жилья по объектам-представителям…………………
Заключение……………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………….
Приложения…………………………………………………………….
Введение
Общая экономическая ситуация в жилищно-коммунальном комплексе
сложилась под воздействием тех негативных последствий экономической
политики, которые характерны для народнохозяйственного комплекса всей
страны. Проводимая экономическая реформа в России по целому ряду причин не
привела к достижению тех целей, которые были определены в ней как
важнейшие. В результате целый ряд отраслей и промышленно развитых
территорий, имеющих для России стратегическое значение, оказались в
глубоком кризисе. Это положение абсолютно справедливо и для г. Санкт-
Петербурга, жизненный уровень которого на протяжении последних десятилетий
в значительной степени определялся в промышленном комплексе.
На протяжении нескольких десятилетий жилищный сектор находился под контролем государства. В сфере обеспечения населения жильем создалась сложная ситуация, которую невозможно разрешить за короткий промежуток времени. Замораживание платы за жилье и коммунальные услуги на уровне гораздо ниже фактической стоимости, односторонняя концентрация усилий на строительстве крупных жилых кварталов без развития инфраструктуры привело к тому, что во многих зданиях и квартирах существуют проблемы архитектурно- строительного характера, связанные с их стандартным минимальным размером, не отвечающим требованиям современного рынка, низким качеством строительных материалов и конструкций, характерным для крупных комплексов панельного строительства. Эти здания уже сейчас требуют ремонта и внедрения энергосберегающих мероприятий. Низкое качество жилья, высокое потребление энергии и воды влияет в целом и на экономику города.
Жилищно-коммунальное хозяйство города является частью единого производственного и социального комплекса, входящего, в свою очередь, в хозяйственный комплекс региона и России. Это означает, что противоречия и недостатки, присущие экономике страны в целом и любой ее отрасли, характерны и для сферы ЖКХ. Эта сфера жизнедеятельности несет на себе и признаки общего кризисного состояния. Их высшим проявлением является нарастающая аварийность оборудования и инженерных сетей.
Предоставление любой жилищно-коммунальной услуги, как правило, связано
с взаимодействием нескольких хозяйствующих субъектов. Жилищно-коммунальное
хозяйство представляет собой сложную отрасль, и в настоящее время нам все
чаще приходится слышать о ситуации, сложившейся в этой сфере. Не проходит
и дня, чтобы не обсуждалась эта тема. Пресса и телевидение буквально кричат
о небрежном отношении людей к жилому фонду и бездейственности муниципальных
органов власти, пытаясь привлечь, тем самым, внимание ко все более
разрастающейся проблеме. Каждому человеку приходится оплачивать свое жилье:
тепло, свет, вода, работа дворника, уборщицы и многое-многое другое. От
этого никуда не денешься. Но зачастую качество услуг очень низкое и многие
считают, что они платят слишком много за ЖКУ. И это вполне справедливо:
если человек оплачивает жилищно-коммунальные услуги, то он имеет полное
право получать их в том виде, которое отвечает его требованиям. Низкое
качество жилищно-коммунальных услуг в наших домах (аварии на теплотрассах,
отключение света, грязные подъезды, отсутствие ремонтов)—это следствие
неэффективного использование средств, собранных у населения. Проблема
жилищно-коммунального хозяйства всегда была одной из центральных для
города. Проблемы в сфере оплаты жилищно-коммунальных услуг оказывают
существенное влияние на экономику России в целом, и каждого жителя
Федерации в частности.
1. Экономико-организационный механизм предоставления жилищно-коммунальных услуг
1.1. Общая характеристика жилищно-коммунальных услуг
Жилищное хозяйство является одной их ведущих отраслей в сфере
городского хозяйства. Жилищно-коммунальные услуги (далее ЖКУ)—это комплекс
работ по содержанию и ремонту жилищного фонда, а также по доведению
основных видов коммунального обслуживания до непосредственных потребителей.
Однако, в большинстве городов страны, особенно крупных, уровень жилищно-
коммунального обслуживания остается низким и не соответствует предъявляемым
требованиям; возложенные на него задачи выполняются далеко не в полной
мере, что в значительной степени влияет на снижение качества жизни
населения. Особенно явно это проявляется в крупных городах, таких как,
например, Санкт-Петербург, так как в нем сосредоточен огромный жилищный
фонд, концентрированно проживает большая часть населения страны,
сосредоточены основные мощности жилищно-коммунальных предприятий. Именно
здесь наиболее ярко проявляются негативные черты жилищной сферы: абсолютный
монополизм, чрезмерная ведомственность, недостаточная квалификация кадров,
техническая и технологическая отсталость и, как результат,
неудовлетворительный уровень работы, игнорирование интересов населения и
низкое качество предоставляемых услуг потребителям. Жилищно-коммунальное
хозяйство непосредственно связано с населением и является ведущим в
технологической цепочке обслуживания населения.[18]
Для ЖКУ характерны: а) принадлежность к группе жизнеобеспечения; б) социальная значимость; в) низкая заменяемость другими услугами.
Существенной особенностью отрасли коммунального хозяйства является проявление негативных последствий монопольного положения предприятий- поставщиков и производителей услуг, выражающееся не только в необоснованном завышении цен и тарифов на них, но и в их неудовлетворительном качестве, надежности и экологической безопасности при отсутствии у потребителя возможности отказаться от данных видов услуг. Большинство предприятий жилищно-коммунального хозяйства, и в первую очередь, связанные с сетевой поставкой ресурсов, занимают монопольное положение на обслуживаемой ими территории (являются локальными монополиями). При этом географические границы товарных рынков, как правило, определяются административными границами городов и районов (исключения в отдельных случаях составляют межрайонные электрические сети, водопроводные сети и ряд других объектов, имеющих межрайонное значение).[10]
Как и за любые другие, граждане обязаны вносить плату за пользование жилыми помещениями и плату за коммунальные услуги. Платежи за коммунальные услуги взимаются помимо квартирной платы. В современном понимании квартирная плата—это плата за жилое помещение (наем площади), которое принадлежит иному собственнику—муниципалитету, субъекту Федерации, государству, частной компании и т.д. При этом оплату за услуги можно условно подразделить на платежи: за тепло-, водо-, газо-, электроснабжение, эксплуатацию, содержание и ремонт общего имущества дома и уборку придомовой территории.[3]
Наймодатель (государство, частная компания и т.д.) за плату
обеспечивает эксплуатацию жилого дома, в котором находится жилое
помещение, сданное в наем, ремонт общего имущества многоквартирного дома и
устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении, и
предоставление коммунальных услуг. Наниматель же в свою очередь обязан
своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.[2]
Расчет ставок платы за наем осуществляется на основании «Методических указаний по расчету ставок платы за наем», утвержденных приказами Минстроя
России и Минфина России от 02.12.96 № 17-152.
Утвержденная распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 28.02.2003
№ 359-ра структура платежей граждан (кроме собственников частных
домовладений), проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду,
независимо от формы собственности, включает плату: за содержание, текущий ремонт и обслуживание жилищного фонда; за капитальный ремонт жилищного фонда; за наем жилья (для нанимателей жилья).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14