Отремонтировано и восстановлено 66 артезианских скважин в 10 городах и районах области. Это позволило подготовить к отопительному сезону 1996-
1997гг. 851 котельную, 29.3 тысячи жилых домов общей площадью 23052 тысячи кв.м, переложить 69 км ветхих тепловых и 39 км водопроводных сетей.
При формировании запасов угля и мазута, особый контроль установлен за поставками топлива для северных районов области, которые затянулись до октября-ноября 1996г. 10 районов постоянно работают с "колес" или имеют запасы угля, мазута и щепы на 2-3 дня.
В настоящее время в муниципальной собственности сосредоточено 68%
общественного жилого фонда, 70% водопроводных и 82% канализационных сетей,
40% теплоисточников, за два года дополнительно принято 600 котельных. В
системе "Облкоммунэнерго" функционирует 14 энергопредприятий, которые
эксплуатируют 9.3 тыс.км распределительных электросетей, 2360
трансформаторных подстанций мощностью 1.16 млн.кВа, три длительных
электростанций на 5450 кВт. Энергетическое хозяйство подготовлено к работе
в зимний период.
За 1996г. приватизировано квартир общей площадью 1110,6 тыс.кв.м (66% к
1995г.). Всего с начала приватизации владельцами своих квартир площадью
1326.2 тыс.кв.м стали 258734 семей, что составляет 44% от жилого фонда
подлежащего приватизации (30.1 млн.кв.м). В областном центре объем
приватизации составил 66%. В ноябре 1996г. комитет принял активное участие
в проведении семинара "Реформа жилищно-коммунального хозяйства, создание
службы заказчика, конкурсы подрядчиков в коммунальном хозяйстве".
Проводится определенная работа по переводу жилищно коммунального хозяйства
на самоокупаемость. В 1996 году доля затрат владельцев в расходах на
эксплуатацию жилого фонда по области составила 40%.
Для стабилизации работы организаций строительного комплекса, повышения инвестиционной активности в 1997 году комитетом ставятся задачи:
- активизировать на местах работу по исполнению целевой программы
"Жилище", "Свой дом", сократить до норматива незавершенку в жилищном
строительстве, в том числе за счет реализации недостроенного жилья в виде
субсидий, кредитов, оплаты за выполненные работы, безвозмездной передачи
застройщику;
- привлечь к инвестированию жилищного и дорожного строительства кредиты
Всемирного банка и Международного банка реконструкции и развития;
- оказания помощи организациям строительного комплекса в улучшении финансового состояния и расчетов с бюджетами всех уровней;
- продолжить практику размещения инвестиций федерального и областного бюджетов на конкурсной основе (тендерные торги( среди подрядных организаций области;
- организация службы заказчика по эксплуатации жилищного фонда и переход на договорную основу с владельцами жилья;
- проведение работы по сбережению энергоресурсов в коммунальном хозяйстве области на основе внедрения индивидуальных приборов учета и регулирования в системах тепловодоснабжения;
- продолжать работу по переводу жилищно-коммунального хозяйства области на самоокупаемость с увеличением доли владельцев жилого фонда до 60%;
- образовать жилищную инспекцию с целью улучшения использования жилого фонда и наведению порядка в эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства.
$5 Проблемы строительного комплекса и направления совершенствования его развития.
Напрашивается вывод: капитальное строительство в России оказалось в положении заложника существующей финансовой системы. Все большая часть создаваемого экономикой национального продукта, абсолютная масса которого ежегодно уменьшается, трансформируется в налоги, используемые бюджетами всех уровней для поддержания в равновесии самой финансовой системы, эксплуатирующей больную экономику. Финансы экономики, подрываемые растущими внутренними займами (ГКО, ОФЗ), работают только в пожарном режиме, обслуживая сиюминутные нужды бюджета, хозяйствующих субъектов. Для инвестиций, так и не ставших элементом эффективного бизнеса, денег нет.
Как уже отмечалось, существует ряд проблем, которые ограничивают возможности нормального функционирования предприятий в этой области. Среди них:
- кризис неплатежей;
- устаревшая сметно-нормативная база;
- задолженность федерального бюджета перед рабочими - строителями;
- инфляция;
- частое изменение индексов цен на некоторые виды строительной продукции;
- отсутствие инвестиций;
- налогообложение.
Этот список можно продолжать и продолжать.
А в результате мы видим, что строительные организации зачастую не
выполняют своих обязательств, а именно превышают сроки выполнения работ
(особенно в части возведения жилых объектов), качество работ далеко не
соответствует желаемому и т.д.
В сложившейся экономической ситуации практикуется строительство жилья и других объектов на основе предоплаты и договорных отношений. Как правило, средств которые поступают в качестве предоплаты, хватает только на то, чтобы начать работы, после чего объект длительное время находится в незавершенном состоянии и сложно проследить куда же на самом деле были направлены эти средства. Следовательно, заказчики остаются недовольны. То есть получается, что строительные организации находятся в жесткой зависимости от выше перечисленных причин и соответственно все эти проблемы ложатся на плечи заказчиков.
Ситуация в инвестиционно-строительной сфере может быть и должна быть изменена к лучшему. Для этого необходимо преодолеть финансовый кризис, причем экономическими методами, а не форсировать мнимую финансовую стабилизацию ценой удушения экономики. Нужна национальная комплексная программа вывода экономики из кризиса, обеспечивающая активизацию отечественного производства. Достойное место в ней должно быть отведено и капитальному строительству, являющемуся основой развития экономики.
На кризис неплатежей влияют многие факторы: инфляция, рост или снижения уровня производства, налоговое законодательство, периодичность выплат из бюджета и другие.
Налоговое законодательство России не способствует развитию производительных сил в стране. Налоги настолько значительны, что они тормозят всякое новое дело. И мне кажется, что выход из тупика - в дифференцированном подходе к налогообложению. В частности для строительных организаций - это прибыль используемая на обновление основных фондов не должна облагаться налогом.
При расчетах между предприятиями и организациями главным и конечным должником является федеральный бюджет. Федеральный бюджет, в свою очередь, из-за кризиса неплатежей недополучает часть средств, которые могли бы погасить задолженность бюджета перед хозяйствующими субъектами.
К проблеме решения кризиса неплатежей можно подойти двумя путями.
Первый - ждать, когда страна станет выходить из кризиса, начнется подъем
производства, снизится инфляция, тогда проблема неплатежей разрешиться сама
собой. Второй - снижать взаимную задолженность между предприятиями, что
приведет к подъему производства, снижению инфляции и, как результат,
постепенному выходу из экономического кризиса. На региональном уровне,
думается, наиболее разумно пойти по второму пути.
Избавлятся от неплатежей можно различными взаимосвязанными мерами:
- взысканием задолженности через арбитражный суд;
- переложением своих долгов перед бюджетами различных уровней на своих должников;
- проведением взаимозачетов по длинным цепочкам;
- страхованием и перестрахованием контрактов;
- применением для расчетов между предприятиями вексельной системы;
- осознанием акционерами своих прав, поиском и заключением контрактов с руководителями, способными вывести предприятие из экономического кризиса;
- привлечением инвестиций на фоне стабилизирующихся темпов инфляции.
Снижение уровня неплатежей на региональном уровне, рассмотренное в разрезе страны, как совокупности регионов, должно привести к решению проблемы неплатежей на федеральном уровне. Выход из кризиса неплатежей положительно повлияет на снижение темпов падения производства, инфляционные процессы и в конечном итоге даст толчок для выхода государства из экономического кризиса.
Таблица 1.7
Предложения и их экономический эффект
|Предложение |Эффект для |Эффект для региона|Эффект для страны |
| |предприятия | | |
|1 |2 |3 |4 |
|Улучшение климата |1.Увеличение |1. |1. |
|налоговой и |оборотных средств |Совершенствование |Совершенствование |
|амортизационной |2.Возможность |и развитие рынка |и развитие рынка |
|политики. |дополнительных |строительного |строительного |
|Предоставление |инвестиций. |комплекса. |комплекса. |
|строительному | |2. Дополнительные |2. Дополнительные |
|комплексу | |инвестиции в |инвестиции в |
|косвенных льгот в | |промышленность за |промышленность за |
|части снижения | |счет собственных |счет собственных |
|сроков списания | |средств |средств |
|стоимости ОФ | |предприятий. |предприятий. |
|Создание |1. Защита |1. |1. |
|ассоциаций, |интересов компаний|Совершенствование |Совершенствование |
|объединяющих |и продвижение на |и развитие рынка |и развитие рынка |
|подрядчи ков |строительном рынке|строительного |строительного |
|строительства и |выпускае мой ими |комплекса. |комплекса. |
|заказщиков. |продукции. | | |
| |2. Получение услуг| | |
| |по вопросам | | |
| |строительного | | |
| |законодательства | | |
| |подготовки кадров,| | |
| |налогообла- жения,| | |
| |страхования и др. | | |
|Применения для |1. Снижение |1. Снижение |1. Снижение |
|строительства |себестоимости |загруженности |загруженности |
|местного сырья. |конечного |транспортных |транспортных |
| |продукта. |магистралей. |магистралей |
| | |2. Развитие |2.Увеличение |
| | |отраслей в |спроса и развитие |
| | |региональной |других отраслей |
| | |экономике. |народного |
| | | |хозяйства страны. |
|1 |2 |3 |4 |
|Применение |1. Снижение веса |1. Снижение |1. Снижение |
|“суперлегких” |ограждающих |загруженности |загруженности |
|ограждающих |конструкций в |транспортных |транспортных |
|конструкций из |20-30 раз |магистралей. |магистралей. |
|алюминия, стальных|увеличивает |2. Увеличение |2. Применение |
|и волокнисто |экономию топлива |спроса и развитие |"суперлегких" |
|цементных плит. |на транспорте |других отраслей |конструкций дает |
|Снижения массы |изделий в 10-15 |региональной |импульс разработке|
|возводимых зданий |раз. |экономики, в част-|и применению |
|и сооружений |2. Снижение сроков|ности, цветной ме |высокоэффективных |
|базирующихся на |возведения |таллургии. |теплоизоляционных |
|использовании |конструкций, | |материалов. |
|местного сырья. |простота и | |3. Увеличение |
| |удобство в | |спроса и развитие |
| |монтаже. | |других отраслей |
| | | |народного |
| | | |хозяйства страны. |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13