Именное составное сказуемое в повести Н.С. Лескова Очарованный странник

же время может составить целую жизнь. Форейтор графа К., беглый крепостной,

нянька грудного ребенка, татарский пленник, конэсер у князя-ремонтера,

солдат, георгиевский кавалер - офицер в отставке, "справщик" в адресном

столе, актер в балагане, и, наконец, инок в монастыре - и все это на

протяжении одной жизни, еще не завершившейся.

Само имя у героя оказывается непостоянным: "Голован" - прозвище в

детстве и юности; "Иван" - так зовут его татары; под чужим именем Петра

Сердюкова служит он на Кавказе. И, наконец, ставши иноком зовется "отец

Измаил", оставаясь тем не менее всегда самим собой - русским человеком

Иваном Северьянычем Флягиным.

Создавая этот образ, Н.С.Лесков не забудет ничего - ни детской

непосредственности Ахиллы, ни своеобразного "артистизма" и узкого

"патриотизма" "воительницы", понадобятся ему и "выходы" (закон) Никиты

Рачейского. Но к концу повествования незаметно слабеет впечатление от

неприглядного облика героя и читатель видит поднимающуюся во весь рост

гигантскую фигуру, благородного в поступках и бесстрашного перед лицом

смерти. Впервые у писателя личность так многогранна, так свободна, так

отпущена на свою волю.

Безгранично рассматривается художественное пространство повести, и

мотив дороги, возникающий в "Соборянах" и "Запечатленном ангеле":

становится теперь ведущим. Корела, Орловщина, Подмосковье, Карачев,

Николаев, Пенза, Астрахань, Каспий, Курск, Кавказ, Петербург. Соловецкие

острова - такова "география" повести, определившаяся путями-дорогами Ивана

Северьяныча Флягина. В самом странничестве лесковского героя есть

глубочайший смысл; именно на дорогах жизни вступает "очарованный странник"

в контакт с другими людьми, нечаянные эти встречи ставят героя перед

проблемами, о самом существовании которых он прежде и не подозревал

[2,37].

В обрамлении к рассказу Флягина возникает ситуация, знакомая по

"Запечатленному ангелу" ситуация случайного объединения людей (ситуация,

которая станет господствующей в "Очарованном страннике"): "Мы плыли по

Ладожскому озеру от острова Коневца к Валааму и на пути зашли по

корабельной подробности в пристань к Кореле". Героем повести, ее настоящим

центром становится один из пассажиров, неожиданно вступивший в разговор.

Иван Северьяныч Флягин с первого взгляда поражает своей оригинальностью:

"Это был человек огромного роста, с смуглыми открытым лицом и густыми

волнистыми волосами свинцового цвета; так странно отливала его проседь...

он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный,

добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной

картине Верещагина и в поэме графа А.К.Толстого. Казалось, что ему бы не в

рясе ходить, а сидеть бы ему на "чубаром" да ездить в лаптищах по лесу и

лениво нюхать, как "смолой и земляникой пахнет темный бор". Флягина

невозможно не заметить на маленьком пароходе.

История о сосланном в эти места дьячке, повесившемся от скуки, не

вызывает ни у кого из слушателей ни удивления, ни сострадания, настолько

она обычна. Единственное, о чем сокрушается один из пассажиров, суеверный

купец, "что дьячку за самоубийство на то том свете будет", так как за

самоубийц "даже молиться никто не может". Новая точка зрения оказывается

неожиданной - богатырь-черноризец утверждает, что есть такой человек,

который все их положения самым легким манером очень просто может

поправить". Таким человеком оказывается " попик-прегорчающий пьяница,

которого чуть было не расстреляли". В рассказе Флягина "запивашка" -

попик собирается наложить на себя руки, чтобы спасти семью. И этот человек

оказывается истинным праведником, угодным богу: "Этакий человек всегда

таковым людям, что жизни боренья не переносят, может быть полезен, ибо он

уже от дерзости своего призвания не отступит и все будет за них создателю

докучать и тот должен будет их простить".

За внешним комизмом рассказа скрывается проблема: кто такие самоубийцы-

самоуправцы, самовольно распоряжающиеся дарованной богом жизнью, или

мученики не перенесшие "борения жизни". Тема самоубийства помогает

поставить вопрос о степени зависимости человеческой личности от

неблагоприятных житейских положений. Не случайно она снова и снова

возникает на страницах повести как сигнал общего неблагообразия,

неблагополучия жизни. Трижды на разных этапах своего жизненного пути

рассказчик приходит к мысли покончить с собой. Хочет наложить на себя руки,

переживая странное крушение любви красавица цыганка Груша. В лесу у

монастыря удавился какой-то "жид". Каждый из этих эпизодов важен только

сам по себе, но и как частица целого - русской жизни в ее специфически

национальном выражении.

Рассказ об укрощении коня как будто вовсе не связан с двумя

предыдущими, но его финал - гибель укрощенного коня ("... гордая очень

тварь был, поведением смирился, но характера своего, видно, не мог

преодолеть") снова вызывает в памяти смерть ссыльного дьячка. И здесь и

там налицо насилие над свободным от природы существом. И человек и

животное, проявившие непокорство, сломлены и не могут этого перенести.

Художественная мысль о необходимости борьбы с жизнью и разных

последствиях сопротивления ей не замыкается в этих трех категориях. Можно

обнаружить ее следующее звено в характеристике диких коней, покупаемых

для конного завода. От смирных заводских лошадей их отличают сильные

характеры, "веселая фантазия". Как обратить это на пользу и потребу жизни,

как примирить любовь к воле, и ненависть ко всякого рода утешениям с

потребностями самой жизни, которая нуждается и в сильных характерах, и в

"веселой фантазии"? "Ведь из степных дикарей которые "все это воспитание

и науку вынесут ... такая отборность выходит, что никогда с ними никакой

заводской лошади не сравниться по ездовой добродетели". "Борения жизни"

оказываются не только губительными, но и благотворными. Так читатель

подготавливается к восприятию истории очарованного странника как поисков

гармонии между самобытностью стихийной силой личности и требованиями самой

жизни, ее законами.

С рассказа об укрощении коня начинается собственно повествование об

"обширной протекшей жизненности" Флягина, и этот эпизод не случайно "вынут"

из последовательной цепи событий. Это как бы своеобразный пролог к

жизнеописанию героя, выполняющий, по справедливому замечанию

Т.А.Чередниковой, подсказывающую функцию. Читатель узнает, что иноческий

подрясник - не постоянное одеяние героя. Богатырь-черноризец, подобно

фольклорному герою, обладающий талантом тонкого знатока и ценителя

лошадей, посрамляет иностранца, всемирно известного укротителя.

Одновременно с этим по истории с Рареем, рассказанной с добродушной

откровенностью, можно заключить, что герой наивен, иногда даже несколько

комичен. Уже в этом рассказе присутствует элемент фантастики, в которую

свято верит герой. Он свято верит в незыблемую силу предопределения. Это

вера выражает народные представления о судьбе, о доле, изменить которую

человек не властен"[ ].

Иван Северьяныч Флягин живет по преимуществу не умом, а сердцем, и

потому ход жизни властно увлекает его за собой, потому-то столь

разнообразны обстоятельства, в которые он попадает, который проходит герой

повести, - это поиски своего места среди других людей, своего призвания,

постижение смысла своих жизненных усилий, но не разумом, а всей своей

жизнью и своей судьбой.

Мягкость, доброта и правдивость, полное отсутствие корыстных расчетов

и выглядят в меркантильный век как глупость и являются причиной многих

поворотов в судьбе героя.

Флягин сначала и не помышляет самовольно изменить свою участь.

Пророчество засеченного монашка о неминуемых переменах в его судьбе герой

всерьез не принимает. Оглядываясь на пройденный путь, Иван Северьяныч

убежден, что "соблазн бродить" он получил от цыгана, спасшего его от

петли. В петлю же Голован из-за наказания за отрубленный кошкин хвост,

которое придумал немец-управитель: "с конюшни долой и в аглицкий сад для

дорожки молотком камешки бить". Наказание это оказывается непереносимым

именно потому, что Флягин отлучен от любимого дела и обречен на

бессмысленную работу.

Цыган-спаситель приглашает Флягина с собой, имея на то свой расчет -

кражу коней. Но Флягин "не удержится" в разбойниках не потому, что уступает

цыгану в ловкости или силе, а потому, что не способен к обману, хитрости.

И в няньках, то есть в должности, с точки зрения здравого смысла,

самой дурацкой, комически несообразной с полом и физическим обликом

Флягина, он окажется потому, что сам рассказал нанявшему его барину, что он

"сбеглый" и что паспорт у него фальшивый.

Но в нравственном развитии героя история службы в няньках приобретает

сугубую важность. Флягин в этих необычных обстоятельствах делает первые

шаги в освоении мира, своей и чужой души, и поступки героя только на

поверхностный взгляд кажутся лишенными всякой логики и обоснования.

Оказавшийся вне традиционных связей, не имеющий возможности применить

свою богатырскую силу, герой как бы попадает в сказочную ситуацию сонного

царства. Служба в няньках становится одним из испытаний, которые предвещает

Флягину в пророческом сне монашек ("...будешь ты много раз погибать и ни

разу не погибнешь...), - испытание бездействием, физическим и душевным

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать