Обучение аудированию

4) речевого слуха;

5) умений свертывать (редуцировать) внутреннюю речь и др.

Речевые упражнения способствуют выработке умений воспринимать речевые

сообщения в условиях, приближающихся к естественному речевому общению. Они

обучают:

а) определять наиболее информативные части сообщения;

б) устранять пробелы в понимании за счет прогнозирования на уровне текста;

в) соотносить текст с ситуацией общения;

г) членить аудиотекст на смысловые куски и определять основную мысль в

каждом из них;

д) письменно фиксировать основную часть информации.

Речевые упражнения

1. Прослушайте тексты, различные по содержанию, в нормальном темпе с

опорой на наглядность, а затем в звукозаписи без опоры на наглядность и

ответьте на вопросы

2. Прослушайте начало рассказа u постарайтесь догадаться о том, что

произошло дальше

3. Рассмотрите рисунок, прослушайте начало рассказа, постарайтесь

догадаться о последующем содержании.

4. Прослушайте рассказ u перескажите ту его часть, которая является

описанием данного рисунка.

5. Прослушайте рассказ u ответьте на вопросы

6. Прослушайте два рассказа u скажите, что в них общего и разного.

7. Прослушайте текст u подберите к нему заглавие

8. Прослушайте текст u изложите его содержание двумя-четырьмя

предложениями

9. Прослушайте текст u расположите пункты плана в нужном порядке

10. Прослушайте текст u определите его тип (сообщение, описание,

повествование, рассуждение)

11. 11. Прослушайте диалог и кратко передайте его содержание.

12. Расскажите о .... прослушав текст.

13. Ответьте на вопросы, прослушав фрагмент текста.

14. Прослушайте фрагмент текста u используйте информацию из него в

подготовке целевого высказывания (для определенного адресата).

15. Прослушайте несколько фрагментов текста, составьте план

высказывания.

16. Составьте план высказывания к заданной ситуации общения и

прослушайте несколько фрагментов текста для получения необходимой

информации

17. Составьте план высказывания. Прослушайте предложенные

материалы, отберите соответствующие плану, извлеките из них при повторном

прослушивании необходимую информацию и оформите высказывание

Упражнения на обучение восприятию речевого потока

1. Разделите на слух сверхфразовые единства на предложения.

2. Скажите, что пропущено в сверхфразовом единстве.

3. После двукратного прослушивания группы предложений укажите

предложение, пропущенное диктором при повторном чтении

4. Из ряда предложений выделите то, которое не соответствует теме

5. В процессе прослушивания предложений отметьте на карточках

последовательность их произнесения диктором. (Предложения записаны в

карточках в ином порядке.)

6. В процессе прослушивания предложений, связанных между собой по

смыслу, произведите перестановку этих же предложений, записанных на

карточке (доске), в соответствии с содержанием, логической

последовательностью их предъявления на слух.

7. Сравните порядок одних и тех же предложений на карточке u в

звукозаписи, укажите различия

8. Прослушайте фрагмент текста, расположите в нужном порядке пункты

плана (пересказа) текста

9. Расположите ключевые слова в порядке их употребления в тексте,

читаемом диктором

10. Отметьте в списке средства связности, использованные в прослушанном

тексте.

11. Отметьте в списке названные в тексте цифры

12. Отметьте в списке имена собственные, названные в тексте диктором

13. Запишите названные в тексте числа

14. Запишите названные в тексте имена собственные

15. Запишите названные в тексте черты характера персонажа

16. Запишите названные в тексте слова и словосочетания, относящиеся к

изучаемой теме.

17. Прослушайте фрагмент текста, скажите, какой из данных тем он

соответствует

18. Прослушайте два фрагмента по одной теме u скажите, какая новая

информация содержится во втором фрагменте по сравнению с первым.

19. Прослушайте фрагмент текста u запишите ключевые слова

20. Прослушайте фрагмент текста еще раз u nepeскажите его, используя

записанные ранее ключевые слова.

21. Прослушайте фрагмент текста u найдите неточности в его

русском письменном переводе.

22. Прослушайте фрагмент текста и, опираясь на содержание,

назовите его тему и проблему, о которой идет речь.

23. Прослушайте фрагмент текста u найдите в нем ответы на

поставленные вопросы.

24. Прослушайте фрагмент текста u найдите в нем слова и

словосочетания, соответствующие дефинициям или описанию рисунков.

25. Прослушайте фрагмент текста u определите правильный вариант

ответа на вопрос (Приводятся 5 вариантов.)

26. Прослушайте текст, а затем при повторном предъявлении (в

определенный момент звук выключается) сами воспроизведите оставшуюся часть

текста.

Упражнения для обучения антиципации, вычленению различных категорий

смысловой информации

1. Прослушайте предложение и составьте следующее собственное,

сочетающееся по смыслу с прослушанным.

2. Прослушайте устное сообщение и скажите, о ком (о чем) идет

речь.

3. Прослушайте ряд предложений в сверхфразовом единстве и

определите предложение, которое выражает главную мысль.

4. Просмотрите план текста и дайте название тексту.

5. Просмотрите список ключевых слов и определите тему текста.

6. Прослушайте предложения из текста и попытайтесь определить его идею,

тему.

7. Прослушайте начало текста u попытайтесь составить план

продолжения текста.

8. Прослушайте фрагмент текста u попытайтесь продолжить его устно.

9. Прослушайте фрагмент текста при визуальной опоре на его сжатый

пересказ на карточке u разверните этот пересказ устно, используя полученную

смысловую информацию

10. Прослушайте фрагмент текста u найдите его место в графическом

тексте.

11. Прослушайте фрагмент текста u найдите место его пропуска в

соответствующем графическом тексте

12. Просмотрите ряд предложений, определите связующее смысловое звено и

расположите предложения в логической последовательности

13. К каждому смысловому тезису подберите ключевые слова и, прослушав

фрагмент текста, определите, насколько правильно подобраны слова.

Упражнения на развитие аудитивной памяти, внимания, воображения,

логического мышления

1. Прослушайте две логически связанные между собой фразы u повторите

их.

2. Прослушайте речевые образцы u покажите соответствующие им

иллюстрации.

3. Прослушайте предложения и выполните соответствующие действия с

предметами или имитируйте эти действия.

4. Прослушайте предложения и организуйте их в логической

последовательности.

5. Прослушайте две фразы u скажите, что пропущено (что появилось

нового) во второй.

6. Заучите наизусть диалог, повторяя за диктором реплики.(Реплики

постепенно удлиняются)

7. Повторяйте вслед за диктором список слов. (Список постепенно

удлиняется.)

8. Повторяйте вслед за диктором каждое новое слово, самостоятельно

повторяя перед этим произнесенные им ранее слова.

9. Повторяйте вслед за диктором предложения с добавленными новыми

словами в разных позициях (в конце, в середине предложения).

10. Повторяйте вслед за диктором разные предложения с одним и тем же

словом или с одной u той же грамматической структурой.

11. Сравните предложения, написанные на карточке и произносимые диктором.

Установите лексические и грамматические различия между ними.

12. Прослушайте задания к тексту для чтения и выполните их.

13. Прослушайте предложения, произносимые диктором в быстром темпе, и

постарайтесь определить, соответствуют ли они написанным на карточке

Подготовка иноязычного текста для аудирования.

Навык аудирования формируется в процессе работы с разными видами

материалов для аудирования и, в первую очередь, со специально составленными

текстами, предназначенными для развития этого умения. Тексты могут быть

описательными, повествовательными и диалогическими. Повествовательные

тексты, в свою очередь, могут содержать какую-либо занимательную фабулу.

Содержание текстов может быть либо близким интересам учащихся, либо

совершенно новым, порою неожиданным. В зависимости от этих и целого ряда

других особенностей при подборе материала при обучении аудированию следует

соблюдать принцип градации трудностей, предлагая учащемуся материал,

который усложняется постепенно, в котором соблюдены промежуточные звенья.

Известно, что устная речь выступает в двух формах — монологической и

диалогической — и каждая из этих двух форм устной речи требует своей

системы упражнений при обучении аудированию. Основная задача учащихся в

восприятии монологической речи состоит в том, чтобы осознать и определить

круг событий, нить повествования, увязать основную идею и важнейшие детали

сообщения и т. д. Вместе с тем восприятие на слух монологической речи

несколько легче, чем диалогической. Создав верную направленность мысли на

восприятие того или иного текста, учащиеся легко могут предположить, о чем

пойдет речь далее, могут предвосхитить события.

Восприятие речи диалогического характера усложняется тем, что в такой

речи присутствуют два или более лица, говорящих разными голосами, разным

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать