Обучение аудированию

3. Прослушайте предложение и скажите, сколько в нем слов

4. Прослушайте ряд звуков, выделите и запишите заданные звуки, сначала

наблюдая артикуляцию учителя, затем не наблюдая ее

5. Устно разделите услышанное слово на звуки и назовите их.

6. Определите количество гласных и согласных звуков в услышанных

словах.

7. Определите количество слогов в услышанных словах.

8. Прослушайте фразу u скажите, сколько раз в ней употреблен

заданный звук.

9. Определите количество долгих (кратких) гласных в услышанных

словах

10. Отметьте в колонках соответствующими номерами услышанные слова

в той последовательности, в которой они звучат.

11. Найдите и выделите в ряду написанных слов услышанное слово.

12. Определите количество слов в прослушанных предложениях.

13. Определите на слух омонимы и паронимы.

14. Определите на слух место ударения и его роль

(смыслоразличительную, логико-выделительную, модальную)

15. Отметьте паузы в звучащем речевом потоке.

16. Определите на слух коммуникативный тип предложения в родном и

иностранном языках, а также отметьте общее и различное в их интонационном

оформлении.

17. Определите на слух дефект речи диктора (шепелявость,

сюсюкание, картавость).

18. В списке русских слов подчеркните те, которым соответствуют

услышанные иноязычные.

19. Прослушайте предложения и скажите, сколько вопросительных,

утвердительных, отрицательных предложений вы услышали.

20. Прослушайте u попытайтесь понять словосочетания и группы, слов,

обращая особое внимание на произношение звуков на стыках слов.

Упражнения на преодоление грамматических трудностей восприятия.

1. Прослушайте предложение и назовите подлежащее (сказуемое),

2. Прослушайте предложения и скажите, в котором из них действие уже

произошло (происходит, будет происходить).

3. Прослушайте предложение и скажите, сколько, в нем членов

предложения. 4. Повторяйте за диктором

предложение. (Предложение постепенно удлиняется.)

5. Прослушайте предложения и укажите границу между главным

и придаточным предложениями.

6. Прослушайте предложение и укажите элементы, которые исключаются

из него при каждом сокращении. (Предложение постепенно сокращается.)

7. Прослушайте пары сходных предложений u установите, чем они

отличаются друг от друга.

8.Прослушайте предложение, запишите слова, появляющиеся при

каждом его повторении. (Предложение постепенно расширяется.)

9. Слушая диктора, записывайте новые звенья высказываний.

10. Повторите все предыдущие звенья высказывания и добавьте

новые, услышанные с магнитофона. (Высказывание наращивается по принципу

«снежного кома».)

11. Прослушайте u воспроизведите предложения с одной u той же

грамматической структурой.

12. Повторяйте вслед за диктором или записывайте предложения с

чередующимися в них двумя-тремя грамматическими структурами.

13. Повторяйте вслед за диктором или записывайте предложения с

разными грамматическими структурами.

14. Напишите грамматический диктант.

15. Прослушайте текст, используя визуальную опору,

подчеркните выделенные диктором грамматические явления.

16. Прослушайте текст, в котором нечетко произносятся

грамматические формы, (неправильные глаголы, окончания и другие

показатели грамматической формы), u восстановите недослышанное.

17. Прослушайте предложения и попытайтесь догадаться по

контексту о значении неизвестных слов в известной грамматической форме

Упражнения на преодоление лексических трудностей восприятия.

1. Прослушайте предложение и определите значение нового слова по

контексту (словообразовательным элементам, на основе знания одного из

значений, по этимологии, звукоподражательным элементам)

2. Установите на слух тождество в парах слов.

3. Прослушайте предложения и постарайтесь понять их смысл, не

обращая внимания на определения, выраженные незнакомыми словами.

4. Прослушайте омонимы в предложениях и определите их значения.

5. Прослушайте синонимы в предложениях и определите их значения.

6. Прослушайте исходные предложения и различные варианты их

лексико-грамматического перефразирования, определите выраженную в них

мысль.

7. Прослушайте предложения, в которых употреблены

полисемантичные слова, определите оттенки их значений.

8. Прослушайте предложения, которые отличаются друг от друга

только одним новым словом в одной u той же позиции.

9. Прослушайте ряд предложений u обратите внимание на то, что они

отличаются друг от друга только одним новым словом в одной u той же

позиции. Установите смысл этих предложений.

10. В списке слов отметьте те, которые вы услышали в предложениях.

Назовите их вслух.

11. В списке русских слов отметьте очередность воспринятых на

слух иноязычных эквивалентов.

12. Прослушайте омонимы и найдите в списке соответствующие им

слова на родном языке.

13. Определите на слух предложения на родном языке (предложения

записаны на карточке или доске), которые являются полным и точным

(неполным, приблизительным) переводом или полностью не соответствующим

переводу предложения, произносимого диктором.

14. Прослушайте предложения на иностранном языке, укажите лексические

ошибки, допущенные в процессе их перевода на русский язык. (Текст русских

предложений предлагается на карточке или на доске.)

15. Прослушайте предложения, произнесенные в быстром темпе, и

запишите их в тетради. Затем проверьте правильность своих записей при более

медленном чтении предложений диктором.

16. Прослушайте предложения, произнесенные диктором в быстром

темпе, и переведите их на родной язык. При повторном (таком же быстром или

более медленном) прослушивании исправьте ошибки в переводе.

17. Отметьте в списке синонимы или антонимы слов, которые вы

услышали в произнесенных диктором предложениях

18. Отметьте в списке слова, которые прозвучали в

словосочетаниях, употребляемых в связных и цельных предложениях.

19. Отметьте в списке интернациональные слова, которые

произносятся диктором в предложениях.

20. Отметьте в списке прозвучавшие в предложениях (тексте) имена

собственные.

21. Отметьте в списке перевод на русский язык слов u

словосочетаний, являющихся «ложными друзьями переводчика».

22. Запишите прослушанные цифры (номера телефона, даты).

В заключение я хотел бы отметить, что весь процесс развития речевой

деятельности носит поступательный характер, поскольку вначале она бедна и

примитивна, а затем, вследствии систематической практики, постепенно

становится все более богатой, правильной и совершенной. Этот процесс можно

представить в виде «снежного кома». Как и снежный ком, который, для своего

увеличения должен иметь изначальное ядро, т. е. он не может возникнуть из

«ничего», иноязычная речевая деятельность для своего развития должна

обладать ядром определенных умений и навыков, которые являются ее исходным

уровнем.

Нужно также отметить, что рамки этого проекта не позволяют осветить

все стороны такой сложной проблемы, как обучение аудированию. В частности,

я не коснулся вопроса о взаимосвязи аудирования с другими видами речевой

деятельности. Общеизвестно, что овладение видами речевой деятельности

осуществляется в рамках единой системы обучения иностранным языкам.

Обучение аудированию есть лишь подсистема этой общей системы и, как

таковая, она взаимодействует со всеми остальными подсистемами. Отмечу, что

в практике общения, а также и в обучении общению, слушание неразрывно

связано с говорением: партнеры постоянно меняются ролями, выступая то в

роли говорящего, то в роли слушающего. В таком ракурсе я вижу практическую

реализацию рассматриваемой системы обучения аудированию.

И, наконец, замечу, что я не ставил перед собой задачи описать

методику обучения аудированию применительно к какому либо учебному

заведению. Опыт свидетельствует, что описанная система в самом общем виде

может быть использована в любом типе учебного заведения. Однако она требует

различной интерпретации в зависимости от целей обучения, сроков, условий

аудирования и т. д. И разработки соответствующих методик.

Литература:

1. Гез Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе- М.,

«Высшая школа», 1982

2. Комков И.Ф. Методика преподавания иностранным языкам- Минск 1983

3. Миролюбов А. А., Парахина А. В. Общая методика преподавания

иностранных языков.

4. Маслыко Е. А., Бабинская П. К., Бутько А. Ф., Петрова С. И.,

Попов А. И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. - Минск

1992

5. Бердичевский А. Л. Сборник упражнений для работы в лингафонном

кабинете. – М., Просвещение 1990

6. Смирнова Л. П. Уровни понимания иноязычных речевых сообщений на слух и

способы их контроля.- М., 1982

7. Снедников Б. П. Обучение аудированию иноязычной речи в средних школах.

– М.,1977

8. Бим Н. Л. Пассов Е. И. Организация работы по обучению чтению и

аудированию. Иностранные языки в школе. 3/86, Москва, Просвещение 1987

9. Елухина И. В. Обучение аудированию в русле коммуникативно-

ориентированной методики. Иностранные языки в школе. 2/89, Москва,

Просвещение 1989

10. Пернас С. В. Подготовка иноязычного текста для аудирования.

Иностранные языки в школе. 4/88, Москва, Просвещение 1988

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать