Культура древних цивилизаций

литературе методы лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажем.

Древнекитайские мыслители и лекари разработали оригинальное учение о

«жизненной энергии». На основе этого учения была создана ф-фско-

оздоровительная система «ушу», давшая начало одноименной лечебной

гимнастике, а также ис-ву самообороны «кунг-фу». Своеобразность духовной к-

ры Др. К. в значительной мере обусловлена феноменом, известным в мире как

«китайские церемонии». Эти строго фиксированные стереотипы этико-ритуальных

норм поведения и мышления сложились на основе культа древности. Место

культа богов занял культ реальных клановых и семейных предков. А те боги,

культ которых сохранился, лишились наименьшего сходства с людьми, став

абстрактными божествами-символами, напр. Небо. Наиболее важное место в

китайской духовной к-ре занимает конфуцианство - этико-полит. учение ф-фа-

идеалиста Конфуция. Его идеалом есть высокоморальный человек, опирающийся

на традиции мудрых предков. Учение делило общ-во на «высших» и «низших» и

требовало от каждого выполнения возложенных на него обязательств.

Конфуцианство сыграло значительную роль в развитии китайской гос-ности и

функционировании полит. к-ры императорского Китая. Гл. силой,

противостоявшей конфуцианству в сфере политики и этики был легизм. Легисты,

будучи реалистами, в основу своей доктрины поставили закон, сила и

авторитет кот. должны поддерживаться жестокими наказаниями. Конфуцианство

делало ставку на мораль и древ. традиции, тогда как легизм ставил на первое

место административный регламент. Под влиянием хар-рных для древ.

китайского общ-ва религиозных, этико-ф-фских и социально-полит. взглядов

развивалась и вся его классич. лит-ра. Уже в наиболее раннем поэтическом

сборнике Др. К., знаменитой «Книге песен», кот. создавалась продолжительное

время на основе народных песен, священных напевов и древ. гимнов,

воспеваются подвиги предков. Во 2-3вв. в К. приходит буддизм, кот.

достаточно заметно повлиял на традиционную китайскую к-ру, это проявилось в

лит-ре, образном ис-ве и , особенно, в ар-ре. Буддизм просуществовал в К.

прочти 2 тысячелетия , заметно изменился в процессе приспособления к

специфичной китайской цивилизации. На основе синтеза его идей с

конфуцианским прагматизмом в К. возник чань-буддизм, кот. впоследствии

распространился в Японии и получил вид дзен-буддизма. Наиболее

трансформации буддизма проявились в своеобр. китайском ис-ве, кот. как

нигде в мире опиралось на традиции. Китайцы так и не приняли вид инд.

Будды, создали свой образ. То же самое произошло и с ар-рой храмов.

Значительную роль в китайской к-ре сыграл и даосизм, с кот. связано

развитие науки и техники Др. К. Особую роль в к-рных контактах К. с внешним

миром сыграл «Великий шелковый путь», кот. совершалась не только торговля,

но и к-рный обмен К. с др. странами, что повлияло на китайскую к-ру.

9.Эллины поклонялись божествам, представляющим разные силы природы,

общественные силы и явления, героям - мифическим предкам племен и родов,

основателям городов. В мифах сохранились наслоения разных эпох - от

древнего поклонения растениям и животным до антропоморфизма - обожествления

человека, представления богов в образах молодых, прекрасных и бессмертных

людей. Значительное место в греческой мифологии занимали легенды о героях -

детях богов и смертных. Мифология стала значительным элементом греческой

культуры, на основе которого позднее развивались литература, философия,

наука. Основу литературного образования составляли произведения Гомера,

Гесиода, Эзопа. Одним из наибольших приобретений к-ры Др. Гр. есть

произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея», возникла лирика, одним из первых

лир. поэтов считается Архилох. На о-ве Лесбос творила Сапфо, творчество

кот. было вершиной лирики Др. Гр. В 7в. до н.э. появляются постройки из

камня. Гл. образом это храмы. В процессе формирования гр. ар-ры возникают 3

основных направления: дорическое(применяли в основном на Пелопоннесе,

отличается простотой и суровостью форм), ионический(легкость, стройность,

декоративность), коринфский(утонченность). Храмы арх. периода: Аполлона в

Коринфе и Геры в Пестуме. В скульптуре арх. периода основное место занимает

изображение чел-ка. Гр. худ-ки пытаются овладеть правильным построением

тела чел-ка, научиться передавать движение. Тело человека подвергалось

тщательному геометрическому изучению, в результате кот. были установлены

правила пропорционального соотношения его частей. Историки полагают, что

теоретиком пропорций является скульптор Поликлет. Антропоцентричность

античной греческой культуры предполагает культ человеческого тела. Культ

тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливости Стоило

знаменитой афинской красавице Фрине, обвиненной в совершении преступления,

сбросить перед судьями свои одежды, как они ослепленные красотой оправдали

ее. Человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры. Живопись

гл. обр. известна нам с вазовых росписей. В 6в. господствует чернофигурная

роспись, на желтой поверхности черным лаком изображены фигуры. В конце 6в.

возникает краснофигурная роспись, когда фигуры остаются в цвете глины, а

фон черно-лаковый. развивается драматургия . Возникновение гр. театра было

связано с культом бога виноделия Диониса. Актеры выступали в козлиных

шкурах и поэтому этот жанр получил название «трагедия» («песнь козлов»).

Известными драматургами были Эсхил(«Закованный Прометей»),

Софокл(«Антигона» и «Царь Эдип»), Еврипид(«Медея», «Электра»). Из

прозаических жанров в классический период расцветает риторика - умение

понятно высказывать свои мысли, убедительно отстаивать свои позиции.

Скульпторы в основном изображали богов. Наиболее выдающимися скульпторами

были Фидий, Поликлет и Лисипп (придворный скульптор А. Македонского).

Созданием Фидия были статуи Афины в Парфеноне и Зевса Олимпийского в

Олимпии. Поликлет главный представитель пелопонесской школы. Наиболее

известная скульптура мастера «Дорифор», юноша с копьем. В 4в. до н.э. гр.

скульптура склоняется к передаче индивидуальных особенностей хар-ра чел-ка.

В 5в. до н.э. - время перелома в гр. живописи, перехода к объемному

изображению. Греческий агон - борьба, состязание олицетворял характерные

черты свободного грека. Наиболее ярким выражением античного агона стали

знаменитые олимпийские игры. Истоки первых олимпиад теряются в древности,

но в 776г. до н.э. было на мраморной доске впервые записано имя победителя

в беге, и этот год считается началом исторического периода олимпийских игр.

Место олимпийских празднеств была священная роща Альтис. В знаменитом храме

Зевса Олимпийского находилась статуя бога, созданная Фидием и считавшаяся

одним из семи чудес света. В священной роще заключались торговые сделки,

поэты , ораторы, и ученые выступали перед зрителями, художники и ваятели

представляли на суд присутствующих свои картины и скульптуры. Государство

имело право оглашать здесь новые законы. Афинская Академия- роща

,посвященная афинскому герою Академу прославилась тем, что отсюда позднее

начинались бега с факелом. В греческом агоне берет свое начало диалектика

(умение вести беседу). Греческая культура празднична, внешне красочна и

зрелищна. В литературе в период эллинизма растет внимание к человеку.

Пользовалась успехом комедия. Быстрый рост городов, стремление правителей

прославить мощь своих гос-в содействовали развитию ар-ры, особенно

искусства городского планирования и виды искусства, связанные с украшением

зданий - мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика. Появились

базилики, гимназии, стадионы, библиотеки, а также палацы царей, жилые

дома. В обл. скульптуры в этот период существовало 3 школы. 1. Родосская

школа(драматизм). Скульптурные группы «Лаокоон» и «Фарнезский бык». 2.

Пергамская школа. Скульптурный фриз алтаря Зевса и Афины в Пергаме. 3.

Александрийская школа. Образ богини Афродиты. Большого развития достигла

живопись, особенно пейзажная. Культура эллинизма стала заключительным

этапом в развитии культуры Др. Греции.

8. Архаический период. В истории Др. Гр. 8-6в. до н.э. хар-ризуются

большими переменами в хоз. деятельности, соц. жизни, к-ре. Одним из

наибольших приобретений к-ры Арх. периода есть произведения Гомера «Илиада»

и «Одиссея». В 7-6вв. до н.э. возникла гр. лирика, одним из первых лир.

поэтов считается Архилох. В первой пол. 6в. до н.э. на о-ве Лесбос творила

Сапфо, творчество кот. было вершиной лирики Др. Гр. В 8-6в. в Др. Гр.

происходил подъем образотворческого иск-ва и ар-ры. В 7в. до н.э.

появляются постройки из камня. Гл. образом это храмы. В процессе

формирования гр. ар-ры возникают 3 основных направления:

дорическое(применяли в основном на Пелопоннесе, отличается простотой и

суровостью форм), ионический(легкость, стройность, декоративность),

коринфский(утонченность). Храмы арх. периода: Аполлона в Коринфе и Геры в

Пестуме. В скульптуре арх. периода основное место занимает изображение чел-

ка. Гр. худ-ки пытаются овладеть правильным построением тела чел-ка,

научиться передавать движение. Живопись гл. обр. известна нам с вазовых

росписей. В 6в. господствует чернофигурная роспись, на желтой поверхности

черным лаком изображены фигуры. В конце 6в. возникает краснофигурная

роспись, когда фигуры остаются в цвете глины, а фон черно-лаковый.

Обобщение знаний об окруж. мире были основой для развития ф-фии.

Основателем милецкой ф-фской школы был Фалес, считавший, что первоосновой

мира есть вода, из кот. все возникает и в кот. все превращается. За

первооснову также считали «апейрон», неопределенную, вечную материю,

воздух, огонь. Древнегр. ф-ф и математик Пифагор основал ф-фскую школу в

Юж. Италии. По его ф-фии мир состоит из кол-венных закономерностей, кот.

можно вычислить. Заслугой пифагорейцев были разработки теорем, теории

музыки, построенной на числовых соотношениях, установления ряда кол-ных

закономерностей в мире. Идеалистическая линия в ф-фии, основанная

пифагорейцами, была продолжена элейской ф-фской школой. Победа над Персией

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать