Культура древних цивилизаций

достигла своего высшего уровня и широко распространилась на огромной

территории Вост. Европы. В К.Р. возник свой особенный жанр лит-ры -

летопись. Известным истор. произведением и выдающейся леторпись среди

сохранившихся есть «Повесть временных лет»(1113г. Нестор).Русские города

стали соучастниками создания общеевропейского романского худ-ского стиля. В

основе этих достижений - успехи в развитии материальной и духовной культуры

предшествующего периода. Выдающееся развитие получило русское ремесло.

Языческая Русь не знала храмового строительства. После принятия

христианства по заказам гос-ва, князей в городах начинается каменное

строительство. Русь оставила нам величественные памятники древнего

зодчества: Богородицу Десятинную, Софийские соборы в Киеве, Новгороде,

Полоцке, Золотые ворота в Киеве, Владимире. Принципы строительства храмов

были заимствованы из Византии. Храм являл собой как бы уменьшенное

отображение мироустройства. Внимание к сводчатым аркам определилось

традицией, связанной с грандиозным символом неба - куполом. Все центральное

пространство храма в плане образовывало крест. Особенность зодчества К.Р.

проявлялось, с одной стороны, в следовании византийским традициям, с др. -

сразу наметился отход от византийских канонов, поиск самостоятельных путей

в ар-ре. Так, в 1 каменной церкви - Десятичной - наметились такие

нехарактерные для Византии черты, как многокупольность, пирамидальность -

это чисто русское наследие деревянного зодчества, перенесенного на камень.

Внутри храмы украшались фресками и мозаикой. Необходимым эл-том украшения

были иконы. Где бы ни обучались русские худ-ки, они перенимали лишь

технику, интересовались стилем. Уже в 12в. русские иконописцы создают

оригинальные худ-ные композиции, неизвестные в Византии. Самой почитаемой

на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках. Эта икона

стала своеобразным символом Руси. Худ. наследие К.Р. сохраняло значение в

кач-ве образцов, которым стремились следовать. Возникали местные школы, в

творчестве которых приемы и формы киевского искусства получили

самостоятельное развитие. В целом, древнерусская цивилизация Киевского

периода по своим типологическим чертам мало чем отличалась от

раннефеодальных цивилизаций Зап. Европы. Их сближали преобладающие

технологии материального производства, городской хар-р культуры,

единообразие многих ценностных ориентаций. Православный хар-р русского

христианства и тесные эк-ские, полит., к-рные связи с Византией, определили

стилевую специфику цивилизации Др. Руси. В первые века К.Р. по многим

культурным, ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать как

«дочернюю» зону византийской культуры, хотя по большинству форм общ-ного

устройства и жизнедеятельности она была скорее ближе к Центр. Европе.

23. Глубокие изменения в соц.-полит. и духовной жизни Европы, связанные с

зарождением и становлением буржуазных эк-ских отношений обусловили основные

доминанты культуры 18в. Особое место в этой исторической эпохе отразилось и

в полученных ею эпитетах: «век разума», «эпоха Пр.». распространение

идеалов протестантизма, бурное развитие естествознания, нарастание

интересов к научным и ф-фским знаниям за пределами лабораторий - это лишь

некоторые наиболее значимые приметы времени. 18 в. громко заявляет о себе

выдвигая новое понимание основных доминант человеческого бытия: отношение к

Богу, общ-ву, гос-ву, др. людям и новое понимание самого человека. Эпоха

Пр. по праву может быть названа «золотым веком утопии». Пр. прежде всего

включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему,

«рационально» преобразовывая полит. и соц. устои. Предписывая все св-ва чел-

кой натуры воздействию окружающих обстоятельств или среды, ф-фия этой эпохи

подталкивала к размышлению о таких условия сущ-ния, кот. способствовали

торжеству добродетели и вселенского счастья. Никогда ранее европейская

культура не рожала такого кол-ва романов, трактатов, описывающих идеальные

общ-ва, пути их построения и установления. Даже в самых прагматических

сочинениях того времени проглядывают черты утопии. Предложенный мыслителями

18в. идеал общ-ного устройства использовался для сокрушительной критики сущ-

щего порядка вещей. в 18в. Франция становится гегемоном духовной жизни

Европы. В ее ф-фии, лит-ре, иск-ве новые веяния проявляются с особой силой.

Французскому образцу подражают в Испании, Германии, Польше, России, даже

Англия признает авторитет французской культуры. 18в. отодвигает на 2 план

как религиозные, так и нац. различия, обращаясь к чисто человеческому

содержания культуры. Иск-во 18в. стремиться отойти от возвышенного к

простому, соизмеримому с человеком в его повседневной жизнью. Эта

«соизмеримость» появляется в ф-фии и в науке. Частная жизнь, интимные

чувства и эмоции противопоставляется холодной официальности, фальшивой

торжественности и претенциозной возвышенности. Для мыслителей эпохи Пр. был

хар-рен универсализм тв-ских и жизненных интересов. Они сочетали ф-фские

мысли с юношеской влюбленностью в поэзии, увлеченность естественнонаучными

и матем-скими исследованиями - с постоянным участием в общ-но-полит. жизни

своих стран. Эпоха Пр. является важнейшим поворотным пунктом в духовном

развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы соц.-полит. и к-рной

жизни.

21. Термин «барокко»(химера) ввел швейцарский историк и ф-ф Буркхардт в

конце 19в. Это направление западноевропейской культуры, которое

сформировалось после кризиса Возрождения. Барокко означает общую тенденцию

в динамизме, отражает мир в изменчивости и движении. 17в.переходит от

классического восприятия к преимущественно живописному, от аспекта

устойчивости пребывания к аспекту подвижности, протекания во времени. Для

барокко присущ худ- стиль, который характеризуется аффектной динамикой,

патетикой, ему присуща театральность, зрелищность, иллюзионизм,

столкновение фантазии и реальности, широкое использование антитез,

гипербол, сложных метафор, стремление к экзотике, к невиданному и

необычному. Эстетика барокко утверждала метафоры. Барокко вошло в ар-ру и

музыку, строительство и лит-ру, декоративное искусство. Широко

распространено в Италии, Испании, Германии, Фландрии. Рим более всего город

барокко. Хар-ной чертой ар-ры барокко есть фасад, ориентированный на

живописную связь с внешним окружением (деление на ярусы, полуколонны,

колонны), ар-рный фасад создает впечатление перетекаемости, густоты форм. В

сооружениях стиля присутствует необычная сложность, в планах преобладают

кривые линии, стены зданий выгибаются, из них как будто вырастают карнизы,

окна отделаны разнообразными формами, ниши украшены статуями. Общая

пышность и богатство дополняются скульптурой, главным образом

аллегорическими группами, росписью, мраморной и бронзовой отделкой.

Перспектива, анатомия и ракурсы перестали быть проблемой для худ-в барокко.

Наиболее используемый эффект барокко - эффект оптической иллюзии.

Выдающийся скульптор и ар-р барокко - Бернини Лоренцо (площадь перед

собором Св. Петра), сделавший первую попытку изобразить динамику в статике.

Еще одним представителем барокко был Караваджо, который был не принят

католической церковью, а признан аристократией. Возникает целое направление

в иск-ве караваджизм, повлиявшее на 18-19вв. Характерной чертой барокко

были фонтаны. Одновременно разрастается садовое искусство, вокруг домов

разбиваются сады. Много образцов барокковой ар-ры сохранилось во Львове.

Это костел иезуитов( Якобо Бриано) и доминиканский костел (Ян де Витте),

королевский арсенал (Павл Гродзицкий). Формирование и распространение

культуры барокко ознаменовалось утверждением взглядов на жизнь как драму.

Если жизнь представляется драмой, то надо приукрасить каждое ее мгновение,

сделать ее не только духовной, но и чувственно насыщенной, поэтому трагизм

мировосприятия барокко ограниченно переплетался с гедонизмом.

22.В 17 в. происходит мировоззренческая революция, рушится традиционная

картина вселенной. Великий итл. физик механик и астроном Галилей

сконструировал зрительную трубу и с ее помощью увидел новую огромную

вселенную. Нем. астроном Кеплер обобщил астрономические наблюдения в мат.

формулах, открыл 3 закона движения планет, кот. получили наз. законов

Кеплера. Важную роль в решении проблем методов научного познания сыграл

англ. ф-ф и гос. деятель Ф. Бекон, кот. противопоставил схоластике новые,

метод научного познания, кот. базируется на рациональном анализе опытных

данных. Самым гл. общекультурным наследием научной револ.17 в. - изменение

схоластического миропознания на опытное и мат-ское. Углубились различия м-

ду наукой и религией. Одновременно религия оставалась гл. дух. регулятором

массовой традиционной народной к-ры и науки. Наступает развитие и подъем

худ. к-ры. Столетие, начало кот. связано с творчеством Шекспира и

Сервантеса, представлена именами Лопе де Вега, Педро Кальгерон де ла Барка,

Пьер Кальнель и Джон Мильтон, Мольер. Большое значение на этом этапе

принадлежит живописцу Караваджо, кот. считается одним из основателем

реалистического направлением в европейском худ-ве. Караванджизмом

восхищались Рубенс, Веласкес, Рембрандт. В тогдашней Итл. бурно развивается

скульптура и ар-ра. Общая картина развитие иск-ва отличается большой

сложностью. В иск-ве сосуществуют бунтарный разрыв Караваджо с традициями

во имя утверждения жизненного, иногда грубого реализма и рационально-

мистическое иск-во Бернини, необыкновенная чувственность образов Рубенса и

слож. этическая проблематика Пуссена, трагизм Рембрандта и

многозначительность Веласкеса. Новые искания в худ-ве красочно воплотили в

своем творчестве Рубенс и Рембрандт. Нидерланды распались на Фландрию и

Нидерланды. Фламандское иск-во жизнерадостно. Фламандское иск-во - это

прежде всего произведения Рубенса. В его творчестве слились в единое целое

худ. традиции севера и юга Европы, итл. и фламандской живописи. Его работы:

« Союз Земли и Воды », «Персей и Андромеда», «Аллегория мира». Он

использовал мифологические сюжеты для изображения сильных и прекрасных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать