достигла своего высшего уровня и широко распространилась на огромной
территории Вост. Европы. В К.Р. возник свой особенный жанр лит-ры -
летопись. Известным истор. произведением и выдающейся леторпись среди
сохранившихся есть «Повесть временных лет»(1113г. Нестор).Русские города
стали соучастниками создания общеевропейского романского худ-ского стиля. В
основе этих достижений - успехи в развитии материальной и духовной культуры
предшествующего периода. Выдающееся развитие получило русское ремесло.
Языческая Русь не знала храмового строительства. После принятия
христианства по заказам гос-ва, князей в городах начинается каменное
строительство. Русь оставила нам величественные памятники древнего
зодчества: Богородицу Десятинную, Софийские соборы в Киеве, Новгороде,
Полоцке, Золотые ворота в Киеве, Владимире. Принципы строительства храмов
были заимствованы из Византии. Храм являл собой как бы уменьшенное
отображение мироустройства. Внимание к сводчатым аркам определилось
традицией, связанной с грандиозным символом неба - куполом. Все центральное
пространство храма в плане образовывало крест. Особенность зодчества К.Р.
проявлялось, с одной стороны, в следовании византийским традициям, с др. -
сразу наметился отход от византийских канонов, поиск самостоятельных путей
в ар-ре. Так, в 1 каменной церкви - Десятичной - наметились такие
нехарактерные для Византии черты, как многокупольность, пирамидальность -
это чисто русское наследие деревянного зодчества, перенесенного на камень.
Внутри храмы украшались фресками и мозаикой. Необходимым эл-том украшения
были иконы. Где бы ни обучались русские худ-ки, они перенимали лишь
технику, интересовались стилем. Уже в 12в. русские иконописцы создают
оригинальные худ-ные композиции, неизвестные в Византии. Самой почитаемой
на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках. Эта икона
стала своеобразным символом Руси. Худ. наследие К.Р. сохраняло значение в
кач-ве образцов, которым стремились следовать. Возникали местные школы, в
творчестве которых приемы и формы киевского искусства получили
самостоятельное развитие. В целом, древнерусская цивилизация Киевского
периода по своим типологическим чертам мало чем отличалась от
раннефеодальных цивилизаций Зап. Европы. Их сближали преобладающие
технологии материального производства, городской хар-р культуры,
единообразие многих ценностных ориентаций. Православный хар-р русского
христианства и тесные эк-ские, полит., к-рные связи с Византией, определили
стилевую специфику цивилизации Др. Руси. В первые века К.Р. по многим
культурным, ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать как
«дочернюю» зону византийской культуры, хотя по большинству форм общ-ного
устройства и жизнедеятельности она была скорее ближе к Центр. Европе.
23. Глубокие изменения в соц.-полит. и духовной жизни Европы, связанные с
зарождением и становлением буржуазных эк-ских отношений обусловили основные
доминанты культуры 18в. Особое место в этой исторической эпохе отразилось и
в полученных ею эпитетах: «век разума», «эпоха Пр.». распространение
идеалов протестантизма, бурное развитие естествознания, нарастание
интересов к научным и ф-фским знаниям за пределами лабораторий - это лишь
некоторые наиболее значимые приметы времени. 18 в. громко заявляет о себе
выдвигая новое понимание основных доминант человеческого бытия: отношение к
Богу, общ-ву, гос-ву, др. людям и новое понимание самого человека. Эпоха
Пр. по праву может быть названа «золотым веком утопии». Пр. прежде всего
включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему,
«рационально» преобразовывая полит. и соц. устои. Предписывая все св-ва чел-
кой натуры воздействию окружающих обстоятельств или среды, ф-фия этой эпохи
подталкивала к размышлению о таких условия сущ-ния, кот. способствовали
торжеству добродетели и вселенского счастья. Никогда ранее европейская
культура не рожала такого кол-ва романов, трактатов, описывающих идеальные
общ-ва, пути их построения и установления. Даже в самых прагматических
сочинениях того времени проглядывают черты утопии. Предложенный мыслителями
18в. идеал общ-ного устройства использовался для сокрушительной критики сущ-
щего порядка вещей. в 18в. Франция становится гегемоном духовной жизни
Европы. В ее ф-фии, лит-ре, иск-ве новые веяния проявляются с особой силой.
Французскому образцу подражают в Испании, Германии, Польше, России, даже
Англия признает авторитет французской культуры. 18в. отодвигает на 2 план
как религиозные, так и нац. различия, обращаясь к чисто человеческому
содержания культуры. Иск-во 18в. стремиться отойти от возвышенного к
простому, соизмеримому с человеком в его повседневной жизнью. Эта
«соизмеримость» появляется в ф-фии и в науке. Частная жизнь, интимные
чувства и эмоции противопоставляется холодной официальности, фальшивой
торжественности и претенциозной возвышенности. Для мыслителей эпохи Пр. был
хар-рен универсализм тв-ских и жизненных интересов. Они сочетали ф-фские
мысли с юношеской влюбленностью в поэзии, увлеченность естественнонаучными
и матем-скими исследованиями - с постоянным участием в общ-но-полит. жизни
своих стран. Эпоха Пр. является важнейшим поворотным пунктом в духовном
развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы соц.-полит. и к-рной
жизни.
21. Термин «барокко»(химера) ввел швейцарский историк и ф-ф Буркхардт в
конце 19в. Это направление западноевропейской культуры, которое
сформировалось после кризиса Возрождения. Барокко означает общую тенденцию
в динамизме, отражает мир в изменчивости и движении. 17в.переходит от
классического восприятия к преимущественно живописному, от аспекта
устойчивости пребывания к аспекту подвижности, протекания во времени. Для
барокко присущ худ- стиль, который характеризуется аффектной динамикой,
патетикой, ему присуща театральность, зрелищность, иллюзионизм,
столкновение фантазии и реальности, широкое использование антитез,
гипербол, сложных метафор, стремление к экзотике, к невиданному и
необычному. Эстетика барокко утверждала метафоры. Барокко вошло в ар-ру и
музыку, строительство и лит-ру, декоративное искусство. Широко
распространено в Италии, Испании, Германии, Фландрии. Рим более всего город
барокко. Хар-ной чертой ар-ры барокко есть фасад, ориентированный на
живописную связь с внешним окружением (деление на ярусы, полуколонны,
колонны), ар-рный фасад создает впечатление перетекаемости, густоты форм. В
сооружениях стиля присутствует необычная сложность, в планах преобладают
кривые линии, стены зданий выгибаются, из них как будто вырастают карнизы,
окна отделаны разнообразными формами, ниши украшены статуями. Общая
пышность и богатство дополняются скульптурой, главным образом
аллегорическими группами, росписью, мраморной и бронзовой отделкой.
Перспектива, анатомия и ракурсы перестали быть проблемой для худ-в барокко.
Наиболее используемый эффект барокко - эффект оптической иллюзии.
Выдающийся скульптор и ар-р барокко - Бернини Лоренцо (площадь перед
собором Св. Петра), сделавший первую попытку изобразить динамику в статике.
Еще одним представителем барокко был Караваджо, который был не принят
католической церковью, а признан аристократией. Возникает целое направление
в иск-ве караваджизм, повлиявшее на 18-19вв. Характерной чертой барокко
были фонтаны. Одновременно разрастается садовое искусство, вокруг домов
разбиваются сады. Много образцов барокковой ар-ры сохранилось во Львове.
Это костел иезуитов( Якобо Бриано) и доминиканский костел (Ян де Витте),
королевский арсенал (Павл Гродзицкий). Формирование и распространение
культуры барокко ознаменовалось утверждением взглядов на жизнь как драму.
Если жизнь представляется драмой, то надо приукрасить каждое ее мгновение,
сделать ее не только духовной, но и чувственно насыщенной, поэтому трагизм
мировосприятия барокко ограниченно переплетался с гедонизмом.
22.В 17 в. происходит мировоззренческая революция, рушится традиционная
картина вселенной. Великий итл. физик механик и астроном Галилей
сконструировал зрительную трубу и с ее помощью увидел новую огромную
вселенную. Нем. астроном Кеплер обобщил астрономические наблюдения в мат.
формулах, открыл 3 закона движения планет, кот. получили наз. законов
Кеплера. Важную роль в решении проблем методов научного познания сыграл
англ. ф-ф и гос. деятель Ф. Бекон, кот. противопоставил схоластике новые,
метод научного познания, кот. базируется на рациональном анализе опытных
данных. Самым гл. общекультурным наследием научной револ.17 в. - изменение
схоластического миропознания на опытное и мат-ское. Углубились различия м-
ду наукой и религией. Одновременно религия оставалась гл. дух. регулятором
массовой традиционной народной к-ры и науки. Наступает развитие и подъем
худ. к-ры. Столетие, начало кот. связано с творчеством Шекспира и
Сервантеса, представлена именами Лопе де Вега, Педро Кальгерон де ла Барка,
Пьер Кальнель и Джон Мильтон, Мольер. Большое значение на этом этапе
принадлежит живописцу Караваджо, кот. считается одним из основателем
реалистического направлением в европейском худ-ве. Караванджизмом
восхищались Рубенс, Веласкес, Рембрандт. В тогдашней Итл. бурно развивается
скульптура и ар-ра. Общая картина развитие иск-ва отличается большой
сложностью. В иск-ве сосуществуют бунтарный разрыв Караваджо с традициями
во имя утверждения жизненного, иногда грубого реализма и рационально-
мистическое иск-во Бернини, необыкновенная чувственность образов Рубенса и
слож. этическая проблематика Пуссена, трагизм Рембрандта и
многозначительность Веласкеса. Новые искания в худ-ве красочно воплотили в
своем творчестве Рубенс и Рембрандт. Нидерланды распались на Фландрию и
Нидерланды. Фламандское иск-во жизнерадостно. Фламандское иск-во - это
прежде всего произведения Рубенса. В его творчестве слились в единое целое
худ. традиции севера и юга Европы, итл. и фламандской живописи. Его работы:
« Союз Земли и Воды », «Персей и Андромеда», «Аллегория мира». Он
использовал мифологические сюжеты для изображения сильных и прекрасных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9