людей, кот. была свойственна духовное могущество. Рубенс владел высокой к-
рой и широкими знаниями. Он привил барокко относительную вольность нравов,
простодушно-грубоватую чувственность. Рубенс - худ-к цвета. Творчество Ван
Дейка - ученика Рубенса - очень красочно. Ему удалось выйти на стезю своей
гениальности. В иск-ве Голландии установилась классификация жанров: бытовая
(комнатная) живопись; пейзажный, портретный и натюрмортный жанры.
Представителем комнатной живописи были Питер де Хох (открывает парадокс
рамки как прием), Тербарх. Искусство Голландии представлено работами
Рембрандта. Новизна картин Рембрандта лежала в реалистическим изображением
людей , глубоком изображении их внутреннего духовного мира. Он ввел в
живопись новые приемы- сочетание красочных цветовых отблесков и широких
теней, светотень у Рембрандта - это сияние во мраке. Тень создает
впечатление не только пространственной глубины, но и глубины временной. Его
шедевры: «Возвращение блудного сына», «Даная», «Мужчина в красном». Но его
творчество было признано только после его смерти. В Испании сущ-ет школа
караваджистов. Ар-ра представляет собой сочетание готики с чертами
готического иск-ва. Появляется стиль платереска (ювелирный стиль) -
заимствование арабского иск-ва. Испанская к-ра представлена тв-вом великого
испанца Диего Веласкеса («Именины»), придворного живописца испанского
монарха. Рембрандт помещает фигуры в световоздушную среду, от чего
очертания объемов, реальность предстает такой, какой она является глазу.
Мировоззренческие и моральные разногласия эпохи, обострение полит. и
идеологической борьбы - все это получило выражение в распространении и
противоборстве 2 господствующих в 17в. худ.-эстетических течений - барокко
и классицизма. Расширение классицизма во Франции в 17в. было связано с
литературно-драматургической деятельностью: Мольера, Корнеля, Росси. Этот
стиль нашел воплощение в поэмах и сатирах Боало, Лафонтена и др. Одним из
первых представителей классицизма был Ф. Молерб, который содействовал
выработке норм франц. лит-ного языка. Как ар-рный стиль, классицизм получил
свое самое красочное выражение в резиденции франц. королей Версале - едином
ансамбле дворцов, павильоном, аллей, каналов, статуй, фонтанов. На его
сооружением работали известные ар-ры: Лево, Ардуэн-Мансар, Габриэль и др. В
живописи 17в. идеи классицизма вполне воплотились в творчестве Пуссена и
Лоррена.
18. Эпоха В. - время великих открытий, великих мастеров и их выдающихся
произведений. Это время перехода от феодального общ-ва к буржуазному. В
зарождаемой системе ценностей и духовной к-ре на 1 план выдвигаются идеи
гуманизма. Культура В. - это обращение к античности, возрождение античного
идеала человека, понимание красоты как гармонии и меры, переход к пластике
от средневекового символизма. Антропоцентризм и прославление прекрасного
человека были близки европейскому гуманизму. К-ра Р. формировалась как
отрицание средневековых догматов, но в ней не могло не проявиться влияние
средневековой культуры. Это преобладание библейских тем сюжетов, влияние
схоластики, большинство заказов мастерам делала церковь. В. -это время
выдвижения на 1 план живописи из-за стремления иск-ва Р. познать и
отобразить реальный мир, его красоту и разнообразие. Хар-рной чертой Р.
была тесная связь науки и искусства. Это обусловило титанизм личности В.:
мастера Р., особенно Высокого, совмещали в себе и худ-ков, и поэтов, и
инженеров, и музыкантов. Наиболее яркими примерами титанов В. можно назвать
Леонардо и Микеланджело. Эти мастера представляют два полюса В. Они сходны
лишь в том, что после них не было и не могло бы быть продолжения в рамках
стиля Р., после них была новая эпоха, новое направление как в культуре, так
и в миропонимании. А в остальном, это 2 противоположности, как в иск-тве,
так и в хар-ре и судьбе. Если у М-ло все его замыслы, какими бы гениальными
и грандиозными они не были, остаются в пределах его физ-ских возможностей,
выполнимые пусть ценой нечеловеческих усилий. В большинстве случаев они
были осуществлены, т.к. для М-ло невыполнение чего-либо было огромной
душевной мукой. Материализация, пластическая определенность были более
всего важны для него. Но в тв-ве М-ло присутствует внутренняя
незаконченность. Для Л-до же незаконченность вообще не трагедия, она не
ставит под сомнение его тв-ского гения. Его более интересовало начинание,
поиск решения проблемы, а когда он видел выход, то завершение работы
переставало его интересовать. М-ло был не только великим худ-м, но также
поэтом, полит. деятелем. Будучи неуверенным в себе меланхоликом, неряшливым
и угрюмым, очень замкнутым и болезненным, в своем тв-ве он предстает
титаном как физически, так и духовно. По словам Вазари, М-ло тяготился
своим гением, а стремление к завершенности заставляло его работать до
изнеможения. Нет худ-ка более материального, чем М-ло, потому что избыток
духа порывается осущ-тся в избытке плоти, вздувая мышцы, распирая торсы
изнутри. Л-до был полной противоположностью М-ло. Хотя он был не так богат,
но всегда был изысканно одет, краси, располагал к себе сердца. Для Л-до
главное постижение всего в мире до последнего предела. По своему строю тв-
ского мышления - это отстраненный, наблюдающий ум. Он не в силах был
ограничится живописью и вообще иск-вом. Он был инженером, конструктором.
При встрече короля Франциска 1 Л-до сконструировал механического льва,
который прошел по залу 200м, а когда остановился перед королем из его
груди посыпались лилии, символ власти французских королей. Если М-ло можно
назвать самым гениальным худ-ком В, то Л-до - самым великим замыслом худ-ка
Р. М-ло материализовал дух, а Л-до одухотворял природу. Если Л-до и М-ло
можно представить как 2 полюса В., то его серединой можно назвать Рафаэля.
Именно его тв-во наиболее полно выразило все принципы В., оно уложилось
внутри Р. искусство Р-ля на все времена стало символом «гармонии»,
воплотило ее в себе. Но титанизм личности относится ко многим деятелям В.,
таким, как основатель и крупнейший представитель северного В. А. Дюрер,
итал. историк, поэт, ф-ф и дипломат Макиавелли, гуманист Пико делла
Мирандолла и др.
19. Эпоха В. - время великих открытий, великих мастеров и их выдающихся
произведений. Это время перехода от феодального общ-ва к буржуазному. В
зарождаемой системе ценностей и духовной к-ре на 1 план выдвигаются идеи
гуманизма. Культура В. - это обращение к античности, возрождение античного
идеала человека, понимание красоты как гармонии и меры, переход к пластике
от средневекового символизма. Антропоцентризм и прославление прекрасного
человека были близки европейскому гуманизму. К-ра Р. формировалась как
отрицание средневековых догматов, но в ней не могло не проявиться влияние
средневековой культуры. Это преобладание библейских тем сюжетов, влияние
схоластики, большинство заказов мастерам делала церковь. В. -это время
выдвижения на 1 план живописи из-за стремления иск-ва Р. познать и
отобразить реальный мир, его красоту и разнообразие. Характерной чертой Р.
была тесная связь науки и искусства. Своеобразный хар-р имело сев.
В.(Германия, Нидерланды, Франция). Оно отстает от итальянского на целое
столетие. В иск-ве сев. В. больше средневекового мировоззрения, влияния
религии, символики. Ф-фской основой сев. Р. был пантеизм, который не
отрицая Бога как бы растворяет его в природе. Основателем и крупнейшим
представителем сев. В. был Альбрехт Дюрер. Он был теоретиком иск-ва, первым
в Германии создал труд о перспективе. Дюрер был автором множества картин,
гравюр, гравюр на дереве, рисунков и акварелей. Влияние пантеизма
обусловило появление пейзажа как самостоятельного жанра. Немецкие
пейзажисты - А. Дюрер, Л. Кранах. В иск-ве сев. В. также получил развитие
портрет. Немецкие портретисты были безразличны к красоте, для них главное -
передать хар-р, добиться эмоциональной выразительности образа, иногда - в
ущерб красоте, идеалу. Крупнейшие портретисты: в Германии - Дюрер,
Гольбейн, в Нидерландах - Ян ван Эйк, ван дер Вейден, во Франции - Фуке. В
рамках сев. В. возникает и развивается (прежде всего в Нидерландах) бытовая
картина. Крупнейшим мастеров этого жанра был Питер Брейгель, писавший сцены
из крестьянской жизни. Нидерландских худ-ков отличала крайняя тщательность
письма. В сев. В. главное место заняли вопросы религиозного
совершенствования, обновления католической церкви и ее учения. Сев.
гуманизм привел к Реформации и протестантизму.
30. На смену кризиса Ренессанса приходит барокко. Термин «барокко»(химера)
ввел швейцарский историк и ф-ф Буркхардт в конце 19в. Это направление
западноевропейской культуры, которое сформировалось после кризиса
Возрождения. Барокко означает общую тенденцию в динамизме, отражает мир в
изменчивости и движении. Для барокко присущ худ- стиль, который
характеризуется аффектной динамикой, патетикой, ему присуща театральность,
зрелищность, иллюзионизм, столкновение фантазии и реальности, широкое
использование антитез, гипербол, сложных метафор, стремление к экзотике, к
невиданному и необычному. Эстетика барокко утверждала метафоры. Барокко
вошло в ар-ру и музыку, строительство и лит-ру, декоративное искусство. Хар-
ной чертой ар-ры барокко есть фасад, ориентированный на живописную связь с
внешним окружением (деление на ярусы, полуколонны, колонны), ар-рный фасад
создает впечатление перетекаемости, густоты форм. В сооружениях стиля
присутствует необычная сложность, в планах преобладают кривые линии, стены
зданий выгибаются, из них как будто вырастают карнизы, окна отделаны
разнообразными формами, ниши украшены статуями. Общая пышность и богатство
дополняются скульптурой, главным образом аллегорическими группами,
росписью, мраморной и бронзовой отделкой. Наиболее используемый эффект
барокко - эффект оптической иллюзии. Вторая пол. 17в. - это период развития
в укр. к-ре стиля барокко. В лит-ной жизни выделялись диалоги, диспуты,
памфлеты. Представители барокко были церковные деятели, писатели, ученые,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9