Культура древних цивилизаций

людей, кот. была свойственна духовное могущество. Рубенс владел высокой к-

рой и широкими знаниями. Он привил барокко относительную вольность нравов,

простодушно-грубоватую чувственность. Рубенс - худ-к цвета. Творчество Ван

Дейка - ученика Рубенса - очень красочно. Ему удалось выйти на стезю своей

гениальности. В иск-ве Голландии установилась классификация жанров: бытовая

(комнатная) живопись; пейзажный, портретный и натюрмортный жанры.

Представителем комнатной живописи были Питер де Хох (открывает парадокс

рамки как прием), Тербарх. Искусство Голландии представлено работами

Рембрандта. Новизна картин Рембрандта лежала в реалистическим изображением

людей , глубоком изображении их внутреннего духовного мира. Он ввел в

живопись новые приемы- сочетание красочных цветовых отблесков и широких

теней, светотень у Рембрандта - это сияние во мраке. Тень создает

впечатление не только пространственной глубины, но и глубины временной. Его

шедевры: «Возвращение блудного сына», «Даная», «Мужчина в красном». Но его

творчество было признано только после его смерти. В Испании сущ-ет школа

караваджистов. Ар-ра представляет собой сочетание готики с чертами

готического иск-ва. Появляется стиль платереска (ювелирный стиль) -

заимствование арабского иск-ва. Испанская к-ра представлена тв-вом великого

испанца Диего Веласкеса («Именины»), придворного живописца испанского

монарха. Рембрандт помещает фигуры в световоздушную среду, от чего

очертания объемов, реальность предстает такой, какой она является глазу.

Мировоззренческие и моральные разногласия эпохи, обострение полит. и

идеологической борьбы - все это получило выражение в распространении и

противоборстве 2 господствующих в 17в. худ.-эстетических течений - барокко

и классицизма. Расширение классицизма во Франции в 17в. было связано с

литературно-драматургической деятельностью: Мольера, Корнеля, Росси. Этот

стиль нашел воплощение в поэмах и сатирах Боало, Лафонтена и др. Одним из

первых представителей классицизма был Ф. Молерб, который содействовал

выработке норм франц. лит-ного языка. Как ар-рный стиль, классицизм получил

свое самое красочное выражение в резиденции франц. королей Версале - едином

ансамбле дворцов, павильоном, аллей, каналов, статуй, фонтанов. На его

сооружением работали известные ар-ры: Лево, Ардуэн-Мансар, Габриэль и др. В

живописи 17в. идеи классицизма вполне воплотились в творчестве Пуссена и

Лоррена.

18. Эпоха В. - время великих открытий, великих мастеров и их выдающихся

произведений. Это время перехода от феодального общ-ва к буржуазному. В

зарождаемой системе ценностей и духовной к-ре на 1 план выдвигаются идеи

гуманизма. Культура В. - это обращение к античности, возрождение античного

идеала человека, понимание красоты как гармонии и меры, переход к пластике

от средневекового символизма. Антропоцентризм и прославление прекрасного

человека были близки европейскому гуманизму. К-ра Р. формировалась как

отрицание средневековых догматов, но в ней не могло не проявиться влияние

средневековой культуры. Это преобладание библейских тем сюжетов, влияние

схоластики, большинство заказов мастерам делала церковь. В. -это время

выдвижения на 1 план живописи из-за стремления иск-ва Р. познать и

отобразить реальный мир, его красоту и разнообразие. Хар-рной чертой Р.

была тесная связь науки и искусства. Это обусловило титанизм личности В.:

мастера Р., особенно Высокого, совмещали в себе и худ-ков, и поэтов, и

инженеров, и музыкантов. Наиболее яркими примерами титанов В. можно назвать

Леонардо и Микеланджело. Эти мастера представляют два полюса В. Они сходны

лишь в том, что после них не было и не могло бы быть продолжения в рамках

стиля Р., после них была новая эпоха, новое направление как в культуре, так

и в миропонимании. А в остальном, это 2 противоположности, как в иск-тве,

так и в хар-ре и судьбе. Если у М-ло все его замыслы, какими бы гениальными

и грандиозными они не были, остаются в пределах его физ-ских возможностей,

выполнимые пусть ценой нечеловеческих усилий. В большинстве случаев они

были осуществлены, т.к. для М-ло невыполнение чего-либо было огромной

душевной мукой. Материализация, пластическая определенность были более

всего важны для него. Но в тв-ве М-ло присутствует внутренняя

незаконченность. Для Л-до же незаконченность вообще не трагедия, она не

ставит под сомнение его тв-ского гения. Его более интересовало начинание,

поиск решения проблемы, а когда он видел выход, то завершение работы

переставало его интересовать. М-ло был не только великим худ-м, но также

поэтом, полит. деятелем. Будучи неуверенным в себе меланхоликом, неряшливым

и угрюмым, очень замкнутым и болезненным, в своем тв-ве он предстает

титаном как физически, так и духовно. По словам Вазари, М-ло тяготился

своим гением, а стремление к завершенности заставляло его работать до

изнеможения. Нет худ-ка более материального, чем М-ло, потому что избыток

духа порывается осущ-тся в избытке плоти, вздувая мышцы, распирая торсы

изнутри. Л-до был полной противоположностью М-ло. Хотя он был не так богат,

но всегда был изысканно одет, краси, располагал к себе сердца. Для Л-до

главное постижение всего в мире до последнего предела. По своему строю тв-

ского мышления - это отстраненный, наблюдающий ум. Он не в силах был

ограничится живописью и вообще иск-вом. Он был инженером, конструктором.

При встрече короля Франциска 1 Л-до сконструировал механического льва,

который прошел по залу 200м, а когда остановился перед королем из его

груди посыпались лилии, символ власти французских королей. Если М-ло можно

назвать самым гениальным худ-ком В, то Л-до - самым великим замыслом худ-ка

Р. М-ло материализовал дух, а Л-до одухотворял природу. Если Л-до и М-ло

можно представить как 2 полюса В., то его серединой можно назвать Рафаэля.

Именно его тв-во наиболее полно выразило все принципы В., оно уложилось

внутри Р. искусство Р-ля на все времена стало символом «гармонии»,

воплотило ее в себе. Но титанизм личности относится ко многим деятелям В.,

таким, как основатель и крупнейший представитель северного В. А. Дюрер,

итал. историк, поэт, ф-ф и дипломат Макиавелли, гуманист Пико делла

Мирандолла и др.

19. Эпоха В. - время великих открытий, великих мастеров и их выдающихся

произведений. Это время перехода от феодального общ-ва к буржуазному. В

зарождаемой системе ценностей и духовной к-ре на 1 план выдвигаются идеи

гуманизма. Культура В. - это обращение к античности, возрождение античного

идеала человека, понимание красоты как гармонии и меры, переход к пластике

от средневекового символизма. Антропоцентризм и прославление прекрасного

человека были близки европейскому гуманизму. К-ра Р. формировалась как

отрицание средневековых догматов, но в ней не могло не проявиться влияние

средневековой культуры. Это преобладание библейских тем сюжетов, влияние

схоластики, большинство заказов мастерам делала церковь. В. -это время

выдвижения на 1 план живописи из-за стремления иск-ва Р. познать и

отобразить реальный мир, его красоту и разнообразие. Характерной чертой Р.

была тесная связь науки и искусства. Своеобразный хар-р имело сев.

В.(Германия, Нидерланды, Франция). Оно отстает от итальянского на целое

столетие. В иск-ве сев. В. больше средневекового мировоззрения, влияния

религии, символики. Ф-фской основой сев. Р. был пантеизм, который не

отрицая Бога как бы растворяет его в природе. Основателем и крупнейшим

представителем сев. В. был Альбрехт Дюрер. Он был теоретиком иск-ва, первым

в Германии создал труд о перспективе. Дюрер был автором множества картин,

гравюр, гравюр на дереве, рисунков и акварелей. Влияние пантеизма

обусловило появление пейзажа как самостоятельного жанра. Немецкие

пейзажисты - А. Дюрер, Л. Кранах. В иск-ве сев. В. также получил развитие

портрет. Немецкие портретисты были безразличны к красоте, для них главное -

передать хар-р, добиться эмоциональной выразительности образа, иногда - в

ущерб красоте, идеалу. Крупнейшие портретисты: в Германии - Дюрер,

Гольбейн, в Нидерландах - Ян ван Эйк, ван дер Вейден, во Франции - Фуке. В

рамках сев. В. возникает и развивается (прежде всего в Нидерландах) бытовая

картина. Крупнейшим мастеров этого жанра был Питер Брейгель, писавший сцены

из крестьянской жизни. Нидерландских худ-ков отличала крайняя тщательность

письма. В сев. В. главное место заняли вопросы религиозного

совершенствования, обновления католической церкви и ее учения. Сев.

гуманизм привел к Реформации и протестантизму.

30. На смену кризиса Ренессанса приходит барокко. Термин «барокко»(химера)

ввел швейцарский историк и ф-ф Буркхардт в конце 19в. Это направление

западноевропейской культуры, которое сформировалось после кризиса

Возрождения. Барокко означает общую тенденцию в динамизме, отражает мир в

изменчивости и движении. Для барокко присущ худ- стиль, который

характеризуется аффектной динамикой, патетикой, ему присуща театральность,

зрелищность, иллюзионизм, столкновение фантазии и реальности, широкое

использование антитез, гипербол, сложных метафор, стремление к экзотике, к

невиданному и необычному. Эстетика барокко утверждала метафоры. Барокко

вошло в ар-ру и музыку, строительство и лит-ру, декоративное искусство. Хар-

ной чертой ар-ры барокко есть фасад, ориентированный на живописную связь с

внешним окружением (деление на ярусы, полуколонны, колонны), ар-рный фасад

создает впечатление перетекаемости, густоты форм. В сооружениях стиля

присутствует необычная сложность, в планах преобладают кривые линии, стены

зданий выгибаются, из них как будто вырастают карнизы, окна отделаны

разнообразными формами, ниши украшены статуями. Общая пышность и богатство

дополняются скульптурой, главным образом аллегорическими группами,

росписью, мраморной и бронзовой отделкой. Наиболее используемый эффект

барокко - эффект оптической иллюзии. Вторая пол. 17в. - это период развития

в укр. к-ре стиля барокко. В лит-ной жизни выделялись диалоги, диспуты,

памфлеты. Представители барокко были церковные деятели, писатели, ученые,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать