Культура древних цивилизаций

утратило черты варварства, в городах расцветает духовная жизнь. На базе

традиций Др. Рима и варварских племен возникло романское, а затем

готическое иск-во, развивались театр, музыка скульптура, живопись и лит-ра.

Ученые получили возможность с трудами античных греч. и эллинистических ф-

фов, прежде всего Аристотеля. Впоследствии зародилась ф-фская система

средневековья схоластика - тип религиозной ф-фии, для которой хар-рно

подчинение теологии. В центре внимания теологов было соотношение веры и

знания. С именем П. Абеляра связывают появление понятия свободомыслия.; 3)

Позднее средневековье - продолжилось формирование европ. к-ры, но ход его

был далеко не гладким. Зап. Европа неоднократно переживала великий голод,

многочисленные эпидемии принесли много чел-ких жертв. Сильно замедлила

развитие к-ры столетняя война. Но после войны наладилось ремесло, с/х и

торговля, возникли новые условия для подъема духовной жизни науки, ф-фии,

иск-ва, особенно в Сев. Италии. Это вело к так наз. Воз-нию или Р-су. В

Зап. Европе происходят глубокие соц.-к-рные изменения. Средневековая

символика нашла свое отражение в ар-ре и христианской литургии.

Доминирующим принципом в ар-ре стала символика числа. В религиозных обрядах

используются эл-ты театра. В 10в. появляются народные путешествующие

актеры и певцы. Праздники карнавального типа были распространены по всей

Европе, но особенного разнообразия форм они достигли в романских

странах(Франция). Против монополии церкви в духовной сфере впервые

выступила новая городская к-ра. С развитием образования в городах и замках

складывается светская к-ра, отделившаяся от церковной. Во Франции и

Германии развивается придворно-рыцанская лит-ра, направленная своим смыслом

против аскетизма церковной лит-ры. Основные ее жанры - лирика и роман. В

них воспевали высокие чувства к даме сердца. Первыми куртуазными лириками

были трубадуры( провансальские поэты-певцы). Влияние народного творчества

отразилось в эпоса средневековья.

15. Романский. Ар-ра. Первым самостоятельным специфически европейским худ.

стилем средневековой Европы был романский. Он возник в рез-те синтеза

остатков худ. к-ры Рима и варварских племен. Сначала это был пра-романский

стиль. В конце пра-романского периода эл-ты романского стиля смешивались с

византийскими, ближневосточными, сирийскими, германскими, кельтскими, с

чертами др. сев. Племен. Эти влияния создали в Зап. Европе множество

локальных стилей, получивших имя романского. Ар-ра 5-8в. обычно проста,

исключение - здания в Равенне(Италия). Во многих регионах этот стиль был

продолжением раннехристианского иск-ва. Отличается округлыми или

многоугольными соборными церквями - собор Сан Витало в Равенне и

восьмиугольная дворцовая капелла, построенная Карлом Великим в Ай-ля-

Капелле, в наст. Время Аахен, Германия. Одним из творений каролингских ар-

ров стал вестворк, многоэтажный входной фасад. Конструировались также

здания в монастырском стиле. Монастырские комплексы представлены в Сент-

Галле(Швейцария) на о-ве Райхенау и в Монте-Кассино(Италия). Достижением ар-

ров была разработка зданий с каменными вольтами. Гл. причиной для их

разработки была необходимость замены легко воспламенявшихся деревянных

перекрытий пра-романских зданий. Скульптура. Большинство скульптур было

интегрировано в церковную ар-ру и служило как структурным, конструктивным,

так и эстетическим целям. Во французских романских соборах Прованса,

Бургундии, Аквитании множество фигур размещалось на фасадах, а статуи на

колоннах, подчеркивая поддерживающие эл-ты. Живопись, это украшение ар-рных

памятников, тиках как колонны с абстрактными орнаментами и украшение стен с

изображением висящих тканей или библейских сюжетов. Мозаика также как и

живопись была в основном византийским приемом и широко использовалась в

оформлении итальянских романских церквей(собор св. Марка , Венеция и

сицилианские церкви в Цефалу и Монреале). Искусство. Худ-ки достигли

высокого уровня в иллюстрировании рукописей. Произведения английской школы

иллюстрирования рукописей отличается геометрическим переплетением узоров в

заглавных буквах, рамках. Рисунки заглавных букв часто оживляются фигурами

людей, птиц и чудовищ. Региональные школы иллюстрирования рукописей в Юж. И

Вос. Европе развивали специфические стили, напр., копии Апокалипсиса,

Беаты. Пра-романская и романская обработка металлов - использовалась для

создания церковной утвари, для религиозных ритуалов. Другие металлические

изделия этого периода - ранние кельтские филигранные ювелирные украшения и

серебренные предметы, а также замечательные эмали. Знаменитыми мастерами по

металлу были Роже и Изгельмарсхаузена, германец, известный своими

бронзовыми изделиями, и франц. Эмальер Годфруа де Клер. Самым известным

примером романского текстильного произведения явл. вышивка 11в., наз.

«Гобелен из Байя». Готика. Романский стиль по мере развития общества

постепенно переходит в новый - готический. Готическое ис-во возникло во

Франции. Основным представителем и выразителем готического периода была ар-

ра. Огромное число памятников готики были светскими, хотя готический стиль

обслуживал прежде всего церковь, кот. и обеспечивала развитие этой новой ар-

ры, способствовала ее полнейшей реализации. Хар-рным признаком готического

стиля есть ребристые своды, которые включали в себя стройные каменные арки

и позволили решить многие ар-рные проблемы, т.к. были легкими, тонкими и

универсальными и могли располагаться диагонально, поперек и продольно. С

приходом свода изменилась конструкция, форма, планировка и интерьеры

соборов. Первым был собор Парижской богоматери. В 1194г. был заложен собор

в Шартре, что считается началом периода высокой готики. Кульминацией этой

эпохи стал собор в Реймсе. Ажурные перегородки - характерная черта ар-ры

поздней готики, были изобретением первого ар-ра реймского собора.

Скульптура. Изображались в кач-ве украшений фигуры из камня, олицетворявшие

догматы и верования католической церкви. Скульптура по своему хар-ру была

преимущественно ар-рной. С 1180г. романская стилизация начинает переходить

в новую, когда статуя начинает переходить в ощущение грации, извилистости и

свободы движения (серия скульптур Шартрского собора). В своем развитии

скульптура готики сопровождалась появлением натурализма.

16. Эпоха В. рассматривается как переход от средних веков, от феодального к

буржуазному общ-ву. Появляются мануфактуры, развивается банковское дело,

междунар. торговля. Формируется научная картина мира на открытиях в обл.

астрономии. Ученые эпохи: Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей. Ренессанс -

эпоха великих открытий. Известные первооткрыватели - Колумб, Магеллан. Были

открыты 2 богатых континента. Наивысшей точки развития к-ра Ренессанса

достигает в 16в. В утверждаемой системе ценностей духовной к-ры в целом

выдвигаются идеи г-зма. Г-зм Р. - это такое мышление, для кот. хар-рны

свободолюбие и светский индивидуализм. Понятие «г-зм» в ф-фской лит-ре

имеет 2 значения: 1) в широком смысле - система идей и взглядов на чел-ка

как наивысшую ценность; 2)в узком - прогрессивное течение

западноевропейской культуры эпохи В., направленное на утверждение внимания

к достоинству ч-ка. Г-зм развивается как идейное движение, захватывает

купеческие круги, находит единомышленников при дворцах тиранов, проникает в

высшие религиозные сферы, становится мощным орудием политиков, оставляет

глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для

поисков худ-ков и скульпторов, складывается новая светская интнллегенция. Г-

сты вносят в духовную к-ру свободу суждений, независимость по отношению к

авторитетам, смелый критический дух, раскрывают безграничные возможности

чел-ка. Они выступают против цензуры церковной, формируют чел-ка

предприимчивого, активного, инициативного, чел-к уже сам кует свою судьбу.

Г-зм как принцип к-ры базируется на антропоцентричной картине мира.

Утверждается новый центр - могучая и прекрасная личность. 1 поэт нового

времени - Данте Алигьери. Позиции его взглядов развил Франческа Петрарка, ф-

ф и поэт, кот. считают основателем г-кого движения в Италии. Известное

влияние на г-кое движение оказал итальянский демократ К. Салютати. Известны

работы Джаноццо Манетти(«О достоинстве и превосходстве человека»), Лоренцо

Валла (трактат «О наслаждении»), Пико делла Мирандолла(«О достоинстве

человека»). Важную роль в утверждении г-ких идей сыграла Платоновская

Академия во Флоренции. Г-сты В-ния убеждены в том, что чел-к как и бог

обладает свободой действий, он сам управляет судьбой и общ-вом, делая

правильный выбор. Г-сты уделяли внимание изучению древних языков, они

основали классическую филологию. Г-сты критиковали всю средневековую

схоластику. Схоластической системе образования они противопоставили

воспитание, кот. развивает чел-ка умственно и физически, формирует у нее

высокие моральные кач-ва. Но становление и расцвет г-зма глубоко

противоречивы. Добро и зло переплетались самым причудливым образом.

Развивается наука, поэзия, ар-ра, изобразительные иск-ва. Но проблемы общ-

ных отношений решаются кинжалом и ядом, заговорами и войнами. Вошло в

историю семейство Борджиа во главе с папой Александром 7 - убийцей,

грабителем и развратником, но наделенным блестящим талантом гос-ного

деятеля. Гармония в соц. устройстве не была достигнута, страсти овладевали

отдельными личностями, побуждая их действовать не останавливаясь ни перед

чем и не задумываясь о последствиях.

28.Модернизм Объединяя мн-во самостоятельных направлений (сюрреализм,

футуризм, экспрессионизм, кубизм, имажинизм, абстракционизм, и т.д.) эта

худ.-эстетическая сис-ма стала одним из глав. путей творческих исканий

творцов 20 века. Сущ.3 пути развития М: 1) до 1-й мир. войны -зарождение;

2) м-ду мир. войнами- усиление М. течений в иск-ве; 3) после 2-й мир. -

активизация поиска выхода из дух. кризиса. М-сты интересовались созданием

нов. форм, противопоставленных гармоническим формам клас. иск-ва, а так же

акцентировали внимание на субъективности м-кого миропонимания. Первые м-сты

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать