утратило черты варварства, в городах расцветает духовная жизнь. На базе
традиций Др. Рима и варварских племен возникло романское, а затем
готическое иск-во, развивались театр, музыка скульптура, живопись и лит-ра.
Ученые получили возможность с трудами античных греч. и эллинистических ф-
фов, прежде всего Аристотеля. Впоследствии зародилась ф-фская система
средневековья схоластика - тип религиозной ф-фии, для которой хар-рно
подчинение теологии. В центре внимания теологов было соотношение веры и
знания. С именем П. Абеляра связывают появление понятия свободомыслия.; 3)
Позднее средневековье - продолжилось формирование европ. к-ры, но ход его
был далеко не гладким. Зап. Европа неоднократно переживала великий голод,
многочисленные эпидемии принесли много чел-ких жертв. Сильно замедлила
развитие к-ры столетняя война. Но после войны наладилось ремесло, с/х и
торговля, возникли новые условия для подъема духовной жизни науки, ф-фии,
иск-ва, особенно в Сев. Италии. Это вело к так наз. Воз-нию или Р-су. В
Зап. Европе происходят глубокие соц.-к-рные изменения. Средневековая
символика нашла свое отражение в ар-ре и христианской литургии.
Доминирующим принципом в ар-ре стала символика числа. В религиозных обрядах
используются эл-ты театра. В 10в. появляются народные путешествующие
актеры и певцы. Праздники карнавального типа были распространены по всей
Европе, но особенного разнообразия форм они достигли в романских
странах(Франция). Против монополии церкви в духовной сфере впервые
выступила новая городская к-ра. С развитием образования в городах и замках
складывается светская к-ра, отделившаяся от церковной. Во Франции и
Германии развивается придворно-рыцанская лит-ра, направленная своим смыслом
против аскетизма церковной лит-ры. Основные ее жанры - лирика и роман. В
них воспевали высокие чувства к даме сердца. Первыми куртуазными лириками
были трубадуры( провансальские поэты-певцы). Влияние народного творчества
отразилось в эпоса средневековья.
15. Романский. Ар-ра. Первым самостоятельным специфически европейским худ.
стилем средневековой Европы был романский. Он возник в рез-те синтеза
остатков худ. к-ры Рима и варварских племен. Сначала это был пра-романский
стиль. В конце пра-романского периода эл-ты романского стиля смешивались с
византийскими, ближневосточными, сирийскими, германскими, кельтскими, с
чертами др. сев. Племен. Эти влияния создали в Зап. Европе множество
локальных стилей, получивших имя романского. Ар-ра 5-8в. обычно проста,
исключение - здания в Равенне(Италия). Во многих регионах этот стиль был
продолжением раннехристианского иск-ва. Отличается округлыми или
многоугольными соборными церквями - собор Сан Витало в Равенне и
восьмиугольная дворцовая капелла, построенная Карлом Великим в Ай-ля-
Капелле, в наст. Время Аахен, Германия. Одним из творений каролингских ар-
ров стал вестворк, многоэтажный входной фасад. Конструировались также
здания в монастырском стиле. Монастырские комплексы представлены в Сент-
Галле(Швейцария) на о-ве Райхенау и в Монте-Кассино(Италия). Достижением ар-
ров была разработка зданий с каменными вольтами. Гл. причиной для их
разработки была необходимость замены легко воспламенявшихся деревянных
перекрытий пра-романских зданий. Скульптура. Большинство скульптур было
интегрировано в церковную ар-ру и служило как структурным, конструктивным,
так и эстетическим целям. Во французских романских соборах Прованса,
Бургундии, Аквитании множество фигур размещалось на фасадах, а статуи на
колоннах, подчеркивая поддерживающие эл-ты. Живопись, это украшение ар-рных
памятников, тиках как колонны с абстрактными орнаментами и украшение стен с
изображением висящих тканей или библейских сюжетов. Мозаика также как и
живопись была в основном византийским приемом и широко использовалась в
оформлении итальянских романских церквей(собор св. Марка , Венеция и
сицилианские церкви в Цефалу и Монреале). Искусство. Худ-ки достигли
высокого уровня в иллюстрировании рукописей. Произведения английской школы
иллюстрирования рукописей отличается геометрическим переплетением узоров в
заглавных буквах, рамках. Рисунки заглавных букв часто оживляются фигурами
людей, птиц и чудовищ. Региональные школы иллюстрирования рукописей в Юж. И
Вос. Европе развивали специфические стили, напр., копии Апокалипсиса,
Беаты. Пра-романская и романская обработка металлов - использовалась для
создания церковной утвари, для религиозных ритуалов. Другие металлические
изделия этого периода - ранние кельтские филигранные ювелирные украшения и
серебренные предметы, а также замечательные эмали. Знаменитыми мастерами по
металлу были Роже и Изгельмарсхаузена, германец, известный своими
бронзовыми изделиями, и франц. Эмальер Годфруа де Клер. Самым известным
примером романского текстильного произведения явл. вышивка 11в., наз.
«Гобелен из Байя». Готика. Романский стиль по мере развития общества
постепенно переходит в новый - готический. Готическое ис-во возникло во
Франции. Основным представителем и выразителем готического периода была ар-
ра. Огромное число памятников готики были светскими, хотя готический стиль
обслуживал прежде всего церковь, кот. и обеспечивала развитие этой новой ар-
ры, способствовала ее полнейшей реализации. Хар-рным признаком готического
стиля есть ребристые своды, которые включали в себя стройные каменные арки
и позволили решить многие ар-рные проблемы, т.к. были легкими, тонкими и
универсальными и могли располагаться диагонально, поперек и продольно. С
приходом свода изменилась конструкция, форма, планировка и интерьеры
соборов. Первым был собор Парижской богоматери. В 1194г. был заложен собор
в Шартре, что считается началом периода высокой готики. Кульминацией этой
эпохи стал собор в Реймсе. Ажурные перегородки - характерная черта ар-ры
поздней готики, были изобретением первого ар-ра реймского собора.
Скульптура. Изображались в кач-ве украшений фигуры из камня, олицетворявшие
догматы и верования католической церкви. Скульптура по своему хар-ру была
преимущественно ар-рной. С 1180г. романская стилизация начинает переходить
в новую, когда статуя начинает переходить в ощущение грации, извилистости и
свободы движения (серия скульптур Шартрского собора). В своем развитии
скульптура готики сопровождалась появлением натурализма.
16. Эпоха В. рассматривается как переход от средних веков, от феодального к
буржуазному общ-ву. Появляются мануфактуры, развивается банковское дело,
междунар. торговля. Формируется научная картина мира на открытиях в обл.
астрономии. Ученые эпохи: Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей. Ренессанс -
эпоха великих открытий. Известные первооткрыватели - Колумб, Магеллан. Были
открыты 2 богатых континента. Наивысшей точки развития к-ра Ренессанса
достигает в 16в. В утверждаемой системе ценностей духовной к-ры в целом
выдвигаются идеи г-зма. Г-зм Р. - это такое мышление, для кот. хар-рны
свободолюбие и светский индивидуализм. Понятие «г-зм» в ф-фской лит-ре
имеет 2 значения: 1) в широком смысле - система идей и взглядов на чел-ка
как наивысшую ценность; 2)в узком - прогрессивное течение
западноевропейской культуры эпохи В., направленное на утверждение внимания
к достоинству ч-ка. Г-зм развивается как идейное движение, захватывает
купеческие круги, находит единомышленников при дворцах тиранов, проникает в
высшие религиозные сферы, становится мощным орудием политиков, оставляет
глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для
поисков худ-ков и скульпторов, складывается новая светская интнллегенция. Г-
сты вносят в духовную к-ру свободу суждений, независимость по отношению к
авторитетам, смелый критический дух, раскрывают безграничные возможности
чел-ка. Они выступают против цензуры церковной, формируют чел-ка
предприимчивого, активного, инициативного, чел-к уже сам кует свою судьбу.
Г-зм как принцип к-ры базируется на антропоцентричной картине мира.
Утверждается новый центр - могучая и прекрасная личность. 1 поэт нового
времени - Данте Алигьери. Позиции его взглядов развил Франческа Петрарка, ф-
ф и поэт, кот. считают основателем г-кого движения в Италии. Известное
влияние на г-кое движение оказал итальянский демократ К. Салютати. Известны
работы Джаноццо Манетти(«О достоинстве и превосходстве человека»), Лоренцо
Валла (трактат «О наслаждении»), Пико делла Мирандолла(«О достоинстве
человека»). Важную роль в утверждении г-ких идей сыграла Платоновская
Академия во Флоренции. Г-сты В-ния убеждены в том, что чел-к как и бог
обладает свободой действий, он сам управляет судьбой и общ-вом, делая
правильный выбор. Г-сты уделяли внимание изучению древних языков, они
основали классическую филологию. Г-сты критиковали всю средневековую
схоластику. Схоластической системе образования они противопоставили
воспитание, кот. развивает чел-ка умственно и физически, формирует у нее
высокие моральные кач-ва. Но становление и расцвет г-зма глубоко
противоречивы. Добро и зло переплетались самым причудливым образом.
Развивается наука, поэзия, ар-ра, изобразительные иск-ва. Но проблемы общ-
ных отношений решаются кинжалом и ядом, заговорами и войнами. Вошло в
историю семейство Борджиа во главе с папой Александром 7 - убийцей,
грабителем и развратником, но наделенным блестящим талантом гос-ного
деятеля. Гармония в соц. устройстве не была достигнута, страсти овладевали
отдельными личностями, побуждая их действовать не останавливаясь ни перед
чем и не задумываясь о последствиях.
28.Модернизм Объединяя мн-во самостоятельных направлений (сюрреализм,
футуризм, экспрессионизм, кубизм, имажинизм, абстракционизм, и т.д.) эта
худ.-эстетическая сис-ма стала одним из глав. путей творческих исканий
творцов 20 века. Сущ.3 пути развития М: 1) до 1-й мир. войны -зарождение;
2) м-ду мир. войнами- усиление М. течений в иск-ве; 3) после 2-й мир. -
активизация поиска выхода из дух. кризиса. М-сты интересовались созданием
нов. форм, противопоставленных гармоническим формам клас. иск-ва, а так же
акцентировали внимание на субъективности м-кого миропонимания. Первые м-сты
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9