дала Гр. полную власть в Сре-рье. Военная добыча, торговля, использование
рабского труда способствовали развитию всех отраслей к-ры.
Классический период. В кл. период развивается драматургия. Возникновение
гр. театра было связано с культом бога виноделия Диониса. Актеры выступали
в козлиных шкурах и поэтому этот жанр получил название «трагедия» («песнь
козлов»). Известными драматургами этого периода были Эсхил(«Закованный
Прометей»), Софокл(«Антигона» и «Царь Эдип»), Еврипид(«Медея», «Электра»).
Из прозаических жанров в классический период расцветает риторика - умение
понятно высказывать свои мысли, убедительно отстаивать свои позиции. Среди
ф-фских проблем в кл. периоде на 1 план выдвигается понимания сущности и
места человека в мире, продолжается рассмотрение проблем бытия и
первоосновы мира. Материалистическое трактование проблемы первоосновы
выдвинул Демокрит, разработав учение об атомах. Древнегр. софисты учили,
что «человек является мерой всех вещей», а сущность вещей зависит от их
связи с чел-ком. Сократ путь к достижению истины видел в самопознании.
Платон для объяснения бытия развил теорию о существовании «идей».
Значительное внимание Платон уделял и вопросам государства, он предложил
проект идеального полиса, которым управляют ф-фы. Аристотель сделал свой
вклад в ф-фию, природоведение, историю, литературу, гос-ное право, основы
формальной логики. Развивались астрономия, медицина, география, механика,
история. Вклад в медицину сделал древнегр. лекарь Гиппократ. Гр. иск-во в
кл. период достигло наивысшего развития. Скульпторы в основном изображали
богов. Наиболее выдающимися скульпторами были Фидий, Поликлет и Лисипп
(придворный скульптор А. Македонского). Созданием Фидия были статуи Афины в
Парфеноне и Зевса Олимпийского в Олимпии. Поликлет главный представитель
пелопонесской школы. Наиболее известная скульптура мастера «Дорифор», юноша
с копьем. В 4в. до н.э. гр. скульптура склоняется к передаче индивидуальных
особенностей хар-ра чел-ка. В 5в. до н.э. - время перелома в гр. живописи,
перехода к объемному изображению. Чертой гр. к-ры состязательность. Гр.
агон - борьба, состязание олицетворял хар-рные черты свободного грека.
Наиболее ярким выражением античного агона стали знаменитые олимпийские
игры. В греческом агоне берет свое начало диалектика - умение вести беседу.
Эллинизм. Период от начала похода А. Македонского на Восток до завоевания
Римом Е. назван эллинским. Для него хар-рно расширение взаимосвязей и
взаимовлияний гр. и вост. к-р. Лишившись полисной ограниченность, гр. к-ра
впитывала в себя вост. эл-ты. Эти изменения нашли свое проявление в
религии, ф-фии, литературе. Возникли новые ф-фских школы. Наиболее известны
в этом периоде учения стоиков (основатель Зенон) и философия Эпикура(
последователь Демокрита). В литературе в период эллинизма растет внимание
к человеку. Пользовалась успехом комедия. Быстрый рост городов, стремление
правителей прославить мощь своих гос-в содействовали развитию ар-ры,
особенно искусства городского планирования и виды искусства, связанные с
украшением зданий - мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика..
Появились базилики, гимназии, стадионы, библиотеки, а также палацы царей,
жилые дома. В обл. скульптуры в этот период существовало 3 школы. 1.
Родосская школа(драматизм). Скульптурные группы «Лаокоон» и «Фарнезский
бык». 2. Пергамская школа. Скульптурный фриз алтаря Зевса и Афины в
Пергаме. 3. Александрийская школа. Образ богини Афродиты. Большого развития
достигла живопись, особенно пейзажная. Культура эллинизма стала
заключительным этапом в развитии культуры Др. Греции.
20. З. Фрейд. - создал новое направление в психологии и медицине -
самокритика. Он назвал это психоанализом. Однако значение фр-ской концепции
чел-ка выходит далеко за пределы медицины: ф-фское обобщение психоанализа -
фрейдизм стало учением в сфере ф-фии и к-рологии. Фр. открыл в чел-ке
бессознательное как самостоятельное, не зависящее от сознания безличное
начало чел-ской души. При этом бессознательное активно вмешивается в чел-
скую жизнь. Фр. считает лишь иллюзией, что нашей жизнью руководит наше «Я».
Фр. наз. это бессознательное начало «Оно» и полагает, что наше «Я» есть
лишь игрушка в руках этой древней психической силы. Фр-ское «Оно» имеет
чисто природное происхождение, в нем сосредоточены все первичные влечения
чел-ка. Эти первичные влечения сводятся к 2: - сексуальные желания, -
влечение к смерти, т.е. влечение к разрушению. Наше «Я», стремящееся выжить
в мире природы и общ-ва, все время сталкивается с безрассудной силой «Оно».
«Я» руководствуется принципом реальности, а «Оно» целиком исходит из
принципа удовольствия. Отсюда неизбежная борьба между «Я» и «Оно». Фр.
открывает «хитрость бессознательного», способного проводить в жизнь свои
влечения, маскируя их под сознательные решения «Я». Но человек способен
выжить лишь постольку, поскольку разум и к-ра могут подчинять «Оно» своим
целям. Фр. указывает на способ, кот. к-ра проводит в жизнь свои цели, не
совпадающие с примитивными влечениями «Оно». Этот способ Фр. назвал
сублимация. Если имеет место сублимация, то примитивные влечения «Оно»
обретают форму влечения к познанию, иск-ву, высокому идеалу. При этом к-ра
по Фр. выражает систему общ-ных норм и всегда стоит над отдельным чел-ком.
К-ра может руководить чел-ком лишь постольку, поскольку она сама стала
частью его бессознательного, оформилась в качестве особой бессознательной
установки. Эту установку Фр. наз. «Сверх Я». Чел-кое «Я» по Фр. замкнуто
между 2 противоположными полюсами - природной стихией и требованием к-ры.
Если к-ра требует от чел-ка больше, чем он может, то у индивида это
вызывает бунт или невроз, либо делает его несчастным. К-ра делает жизнь
более безопасной, блокируя чел-кие инстинкты, агрессивность, но платой
оказывается псих. здоровье чел-ка, кот. разрывается между природной псих.
стихией и к-рными нормами, между сексуальностью и социальностью,
агрессивностью и моралью. Учение Фр. оказало огромное влияние на развитие
науки и к-ры 20в. Юнг обнаружил типичные образы, являвшиеся его пациентам в
снах и видениях. Эти образы совпадали с символами, проходящими через всю
историю мир. к-ры. Самое удивительное, что большинство пациентов Юнга не
могли знать в силу своего образования про эти достаточно сложные к-рные
символы. Эти символические образы не пришли из вне и не изобретались
сознательно, след-но можно сделать вывод, что они рождены общим для всех
людей бессознательным, Юнг наз. это кол-вным бессознательным. По Юнгу кол-
вное бессознательное имеет к-рное происхождение, но передается по
наследству биологическим путем. Юнг считает, что основа души все же может
жить в мире с к-рой, не разделяя мнения Фр. об из противоречии. Нельзя
укротить «демонов души», но их можно приручить, сделать их проявление
относительно безопасным и даже поставить их на службу к-ре. Поэтому европ.
к-ра должна измениться, чтобы восстановить утраченное единство чел-кой
души, что однако вовсе не означает погружения в бессознательное и полное
подчинение его архаическим мотивам. Юнг раскрыл органическую связь к-ры и
чел-кого бессознательного. История к-ры и ее символического мира предстала
как осуществление бессознательных основ души. Концепция игровой к-ры - одна
из самых распространенных концепций мир. к-ры. Один из ярких представителей
этой концепции Й. Хейзинга. Игра в его концепции - это к-рно-историческая
универсалия. Традицию истолкования ис-ва из игры как спонтанной
деятельности, кот. приятна сама по себе независимо от какой-либо цели. Игра
сопровождает к-ру на всем протяжении ее истории и хар-ризует многие к-рные
формы. Культуроформирующее св-во игры связано с тем, что для изменения окр.
среды посредством любой материальной действительности чел-к должен был
совершить предварительно аналогичную работу в своем воображении, т.е.
проиграть деятельностный процесс. Но Хейзинга не сводит игровой эл-т только
к духовному проявлению, он присутствует и во всех сферах материальной к-ры
и определят содержание его форм. Анализ соврем. к-рного состояния в аспект
игры предпринял испанский философ Х. Ортага-и-Гассет. Являясь критиком
массовой к-ры, захлестнувшей Европу в нынешнем столетии он
противопоставляет ей подлинную «живую» к-ру, кот. чел-к делает личным
достоянием, обращаясь к ней в силу внутренней потребности. Хар-ка «живой» к-
ры, данная испанским ф-фом, созвучна критериям игры Хейзинга. Сущность к-ры
по мнению этих мыслителей составляют спонтанность и отсутствие
прагматической установки. Из конкретных эл-тов такой к-ры складывается
элитарный пласт к-рного процесса, противостоящий натиску массовой к-ры.
14.Сред.и веками в к-рологии наз. длительный период( охватывает более
тысячелетия ) в истории Зап. Европы между античностью и новым временем.
выделяют 3 периода развития: 1) Раннее средневековье - новые западные
европейцы принимали христианство, кот. в Р. было гос-ной религией, на
территории бывшей римской империи формировались новые гос. формирования,
создававшиеся варварами. Р-ская империя распалась на множество герцогств,
графств, маркграфств, епископств, аббатств и прочих уделов. Их властители
были вполне суверенными хозяевами и не подчинялись никаким импер-рам или
королям. Официальной идеологией католицизма становится аскетизм. В
большинстве гос-в Зап. Европы еще сохраняются традиции античной духовной к-
ры. Школы, сущ-щие при монастырях, культивировали «7 свободных искусств»,
ориентируясь на те знания, кот. требовало феодальное общество. В школах
сохранялось латинское богослужение, латинский язык с эл-тами лит-рного
образования, необходимый для усвоения Писания; 2) Высокое(классическое)
средневековье - Европа начала преодолевать затруднения Раннего периода и
возрождаться. С 5в. сотрудничество по законам феодализма позволило создать
более крупные гос. структуры и собирать сильные армии. В рез-те зап.
христиане завоевали господство на средиземном море и его о-вах. Наступившая
стабильность обеспечила быстрый подъем городов и общей эк-ки. Общ-во
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9