Культура древних цивилизаций

такие как Л. Баранович, И. Гизель, И Галятовский, Ф Сафонович, Вясинский.

Развивалась ораторская проза(К. Зиновьев, Г. Сковорода, И. Котляревский). В

развитии укр. стиля барокко можно выделить 3 этапа: ранний, зрелый и

завершительный. Укр. барокко впитало в себя все богатство европейского иск-

ва, умело объединив его с собственными эстетическими основами. Примером

раннего этапа укр. барокко была сложная композиция объемов сложных

сооружений. Второй этап хар-лся добавлением экспрессии, рисунков и

декоративной выразительности. В это время активно распространялись росписи,

лепка и цвет. София Киевская построена в этом периоде (Шедель). 3

завершающий период развития стиля укр. барокко представлен памятниками ар-

ры во Львове: костел иезуитов( Якобо Бриано) и доминиканский костел (Ян де

Витте), королевский арсенал (Павл Гродзицкий).. Большой вклад в развитие

этого периода сделали ар-ры европейской школы (Б. Меретин, Растрелли,

Меретин и Григорович -Барский). Ар-рные сооружения развивались под

влиянием, содной стороны, ар-рной эстетики европейского барокко, а с др.,

нар. традиций. Со 2 пол. 17в. расширяется монументальное строительство,

которое находит свое выражение в ар-ре строительства культа. Все укр-ское

барокко представлено вычурностью форм, фантазией. Музыка барокко отличается

с переливами. Барокко в живописи представлено многочисленной

орнаментностью, пышностью в одежде, на святых много золота, расшитые

наряды. Ярким представителем укр. живописи был И. Рудкович. В этот периол

развивается укр. портретный стиль, портрет являлся жанром светского иск-ва

и имел нац. особенность: привсей своей жизненности он сберег тесную связь с

иконописью. Стиль барокко представлен колокольней Киево-Печерской Лавры,

Андреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве(Мичурин). Гостиница

«Украина» построена в стиле эклектика: готика (вертикаль) + барокко

(орнамент из цветного кафеля и белая орнаментная лепка, сочетание белого с

голубы и золотым цветами), планировал ее постройку ар-р Растрелли.

Украинское барокко зачастую казацкое - собор в г. Новомосковске (Яков

Погребняк).

27. Натурализм (природа) стремился к объективным точным изобр-ям чел-кого

хар-ра, уделял большое внимание окружающей среде. Сложился во Франции. Для

натурализма хар-рны достижения естественных наук. Он базируется на ф-фии

Конта. Натурализм вводит понятие «природный детерминизм». Позднее это

понятие расширено французским писателем Э. Золя («Доктор Паскаль», «Человек-

зверь») в работе «Экспериментальный роман», кот. обосновывает новые

направления в лит-ре и хочет применить открытия естественных наук в лит-ре.

В 60-е гг. складывается школа натуралистов: Мопассан, Доде, которая сущ-ет

до конца 80-х гг., а к концу 90-х теряет теоретическую четкость. Предметом

изучения натуралистов явл. чел-к. В худ-ных произведениях чел-к выражается

как глав. критерий. Быт изображается во всех деталях, обосновывается

физиологическая основа психики. Изучение материального быта давало

возможность сосредоточиться на соц-льных особенностях чел-ка, насколько

среда влияет на чел-ка. Преобладает интерес к психологич. основам психики,

недоверие к абстрактным идеям, к кот. склонялись романтики. Для писателей

хар-но представление обусловленности судьбы чел-ка. Э Золя верил в науку,

прогресс. Натуралисты отказывались от морализаторства. Лит-ра как и наука

не имела права на выбор сюжета, не сущ-ло никаких канонов. В 60-70-е гг.

открылись новые темы, показывающие жизнь униженных и оскорбленных. Теория

натурализма Э. Золя - отказ ухд-ка от любой оценочной категории при

изображении фактов, абсолютный объективизм, беспристрастность, обращение

лит-ры и науки к запретным темам. Золя в своем романе создает полное

генеалогическое дерево с подробной хар-кой, населяет роман большим кол-вом

персонажей («Ругон-Мажкары» 1200 персонажей), выбирает для романа период

позора и безумия. После трагедии парижской коммуны взгляды Золя сильно

изменились, постепенно усиливается социальная линия. В России натурализм

представлен русской натуралистской школой (Белинский, Тургенев,

Достоевский). Для 19в. хар-но появление импрессионизма, связанного с

именами Монэ, Ренуара и Дега. Истоки импрессионизма связывают с именем

Моне, творцом, стремящимся к тому, чтобы передать свои впечатления («Восход

солнца», «Завтрак на траве»). Импрессионисты применяют новый м-д видения

мира. На их картинах мир представлен в движении, природа - в разнообразии,

главное внимание сосредотачивают на свете и цвете, отказываются от

традиционного понимания сюжета в пользу мотива. Символизм. Рождается во

Франции 60-70-х гг. в тв-ве Бодлера, Верлена и Рембо в недрах лит-ры и

проникает во все сферы к-ры. Символисты обращаются к духовному религиозному

миру человека, считали главным в тв-ве интуицию. Они определяли проблему

символа, который по их мнению объединяет земное, временное с другими

мирами, с глубиной души, с вечным и абсолютным. Симлистической образ

ознаменовал собой сущ-ние «царства тайн». Символисты мечтали о соединении

иск-ва и религии, которое должно стать обновлением свободного духа.

Символизм внес важный вклад в развитие к-ры 20в., особенно на иск-во

сюрреализма и экспрессионизма. Символизмом увлекаются Гаупжман, О. Уайльд,

Матерлин, худ-к Эдвард Муйк (картина «Крик», с которой связывают начало

символизма).

13. Виз-кая империя возникла на рубеже 2 эпох: гибели поздней античности и

рождением средневекового общ-ва, впоследствии распада Римской империи. Она

просуществовала до середины 15в. на протяжении своей тысячелетней истории

В. - центр своеобр. к-ры, формировавшейся под влиянием римских, греч. и

эллинистических традиций. Возник. виз-кой к-ры происх. в условиях

противопоставления идейной жизни ранней В. Это было установления идеологии

виз-кого общ-ва, оформлением сис-мы хр-кого мировоззрения. Виз-кое общ-во

- своеобразная система, кот. опирается на традиции языческого эллинизма и

христианства, кот. было провозглашено официальной религией. В христианской

идеологии выделяются 2 течения: аристократическое(связано с властвующей

церковью и импер-ким двором) и народное(образовалось на религигиозно-

этических взглядов народных масс). Вся духовная жизнь общ-ва складывается

напряженно: во всех сферах знания, в лит-ре, иск-ве наблюдается смешения

языческих и христианских идей, образов, взглядов, красочное соединение

языческой мифологии и христианской мистики. Вообще история Виз-кой империи

исходила из культа императора, правитель В. совмещает духовное и светское

начала на одном посту. Сначала была мозаика, потом фреска, потом икона. До

нас дошли представления о мозаике в Равенне. 3 категории В. эстетики: 1)

истина, 2) красота, 3) благо. Система света и система цвета применялись в

эстетике. Система света - это золотая система, т.е. золото фонов, лучей.

Система теплых цветов света создавала нежное живописное мерцание,

нейтрализуя реальные источники света. Золото превращалось в источник

нереального света, кот. возносит икону во внепространство, во временную

среду, усиливает оторванность от окруж. среды. Ассоциация символики цвета

сложна и многообразна(в иконографии сущ-вал канон): пурпурный цвет в

одеянии Иисуса Христа совмещает красный и синий, т.е. несовместимое,

Христос соединяет земное и небесное, возникает новый богочеловек(все

расколы основаны на выяснении первоприроды). В иконографии богоматери:

пурпурный, коричневый и зеленый. Белый цвет - чистота, отрешенность от

земного (особая штриховка лица, т.е. опред. сияние) ассоциируется с

предвечным безмолвием. Черный цвет - завершение деяния, знак скорби.

Зеленый цвет - юность и цветение. Темно-синий - непостижимые тайны, сильное

духовной очарование. Категория прекрасного должна быть организована,

система света и цвета отражает внутреннее состояние чел-ка.

12. Возник. виз-кой к-ры происх. в условиях противопоставления идейной

жизни ранней В. Это было установления идеологии виз-кого общ-ва,

оформлением сис-мы хр-кого мировоззрения. Виз-кое общ-во - своеобразная

система, кот. опирается на традиции языческого эллинизма и хр-ва, кот. было

провозглашено офиц. религией. В хр-ской идеологии выделяются 2 течения:

аристократическое(связано с властвующей церковью и импер-ким двором) и

народное(образовалось на религигиозно-этических взглядов народных масс).

Вся духовная жизнь общ-ва складывается напряженно: во всех сферах знания, в

лит-ре, иск-ве наблюдается смешения языческих и хр-ских идей, образов,

взглядов, красочное соединение языческой мифологии и хр-кой мистики. Полит.

и идеологический резонанс вызвали церковные реформы первых импер-ров из

Исаврийской династии. Впервые в истории В. столкнулись гос-во и церковь.

Иконоборство - борьба землевладельцев и части торговцев и ремесленников за

ограничение могущества церкви. Эта борьба привела к компромиссу м-ду гос-

вом и церковью: земельные владения церкви были урезаны, а виз-кий импер-р

стал признанным главой православной церкви. Вообще история Виз-кой империи

исходила из культа импер-ра, правитель В. совмещает духовное и светское

начала на одном посту. Христос представляется императором небесным в

отличии от императора земного. Первые хр-не собирались в катакомбах. Хр-тво

зарождалось как аскетическое направление, но в В. примешивался культ импер-

ра. Строительство храмов прославляло импер-ров. Иконоборство разрушило

памятники иск-ва и принесло значительный вред к-рному развитию В. Во

времена иконоборства в ар-ру проникают влияния мусульманского зодчества.

Особенности хр-ва: единый бог, этот бог есть надмирный творец и властелин

мира. Хр-кая к-ра открывает и обосновывает значимость чел-кой личности,

твор-ва и свободы. Хр-тво берет свое начало в иудаизме(религия древних

евреев). В основе хр-тва лежит идея о том, что чел-к создан богом по

«образу и подобию своему», личностью обладающем свободы и тв-ской

способностью. Высшей религиозной целью хр-тва явл. спасение. Хр-ская

нравственность исходит из самоценности личности и неразрывной связи добра,

истины и свободы. В хр-стве нравственные нормы обращены не к внешним делам

и не к внешним проявлениям веры, а к «внутреннему чел-ку». Высшая

нравственная инстанция - совесть. Вера в бессмертие души играет огромную

роль в хр-ве, она призвана дать чел-ку не только знания, но и

непосредственное ощущение силы нравственных норм хр-ва. Важнейшей составной

частью хр-ва явл. эсхатология- учение о конце света , Страшном Суде и т.д.

Хр-во сформировало новый смысл природы и чел-кого бытия, кот. стимулировали

развитие нового иск-ва, стали основой естественнонаучного и гуманитарного

познания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать