такие как Л. Баранович, И. Гизель, И Галятовский, Ф Сафонович, Вясинский.
Развивалась ораторская проза(К. Зиновьев, Г. Сковорода, И. Котляревский). В
развитии укр. стиля барокко можно выделить 3 этапа: ранний, зрелый и
завершительный. Укр. барокко впитало в себя все богатство европейского иск-
ва, умело объединив его с собственными эстетическими основами. Примером
раннего этапа укр. барокко была сложная композиция объемов сложных
сооружений. Второй этап хар-лся добавлением экспрессии, рисунков и
декоративной выразительности. В это время активно распространялись росписи,
лепка и цвет. София Киевская построена в этом периоде (Шедель). 3
завершающий период развития стиля укр. барокко представлен памятниками ар-
ры во Львове: костел иезуитов( Якобо Бриано) и доминиканский костел (Ян де
Витте), королевский арсенал (Павл Гродзицкий).. Большой вклад в развитие
этого периода сделали ар-ры европейской школы (Б. Меретин, Растрелли,
Меретин и Григорович -Барский). Ар-рные сооружения развивались под
влиянием, содной стороны, ар-рной эстетики европейского барокко, а с др.,
нар. традиций. Со 2 пол. 17в. расширяется монументальное строительство,
которое находит свое выражение в ар-ре строительства культа. Все укр-ское
барокко представлено вычурностью форм, фантазией. Музыка барокко отличается
с переливами. Барокко в живописи представлено многочисленной
орнаментностью, пышностью в одежде, на святых много золота, расшитые
наряды. Ярким представителем укр. живописи был И. Рудкович. В этот периол
развивается укр. портретный стиль, портрет являлся жанром светского иск-ва
и имел нац. особенность: привсей своей жизненности он сберег тесную связь с
иконописью. Стиль барокко представлен колокольней Киево-Печерской Лавры,
Андреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве(Мичурин). Гостиница
«Украина» построена в стиле эклектика: готика (вертикаль) + барокко
(орнамент из цветного кафеля и белая орнаментная лепка, сочетание белого с
голубы и золотым цветами), планировал ее постройку ар-р Растрелли.
Украинское барокко зачастую казацкое - собор в г. Новомосковске (Яков
Погребняк).
27. Натурализм (природа) стремился к объективным точным изобр-ям чел-кого
хар-ра, уделял большое внимание окружающей среде. Сложился во Франции. Для
натурализма хар-рны достижения естественных наук. Он базируется на ф-фии
Конта. Натурализм вводит понятие «природный детерминизм». Позднее это
понятие расширено французским писателем Э. Золя («Доктор Паскаль», «Человек-
зверь») в работе «Экспериментальный роман», кот. обосновывает новые
направления в лит-ре и хочет применить открытия естественных наук в лит-ре.
В 60-е гг. складывается школа натуралистов: Мопассан, Доде, которая сущ-ет
до конца 80-х гг., а к концу 90-х теряет теоретическую четкость. Предметом
изучения натуралистов явл. чел-к. В худ-ных произведениях чел-к выражается
как глав. критерий. Быт изображается во всех деталях, обосновывается
физиологическая основа психики. Изучение материального быта давало
возможность сосредоточиться на соц-льных особенностях чел-ка, насколько
среда влияет на чел-ка. Преобладает интерес к психологич. основам психики,
недоверие к абстрактным идеям, к кот. склонялись романтики. Для писателей
хар-но представление обусловленности судьбы чел-ка. Э Золя верил в науку,
прогресс. Натуралисты отказывались от морализаторства. Лит-ра как и наука
не имела права на выбор сюжета, не сущ-ло никаких канонов. В 60-70-е гг.
открылись новые темы, показывающие жизнь униженных и оскорбленных. Теория
натурализма Э. Золя - отказ ухд-ка от любой оценочной категории при
изображении фактов, абсолютный объективизм, беспристрастность, обращение
лит-ры и науки к запретным темам. Золя в своем романе создает полное
генеалогическое дерево с подробной хар-кой, населяет роман большим кол-вом
персонажей («Ругон-Мажкары» 1200 персонажей), выбирает для романа период
позора и безумия. После трагедии парижской коммуны взгляды Золя сильно
изменились, постепенно усиливается социальная линия. В России натурализм
представлен русской натуралистской школой (Белинский, Тургенев,
Достоевский). Для 19в. хар-но появление импрессионизма, связанного с
именами Монэ, Ренуара и Дега. Истоки импрессионизма связывают с именем
Моне, творцом, стремящимся к тому, чтобы передать свои впечатления («Восход
солнца», «Завтрак на траве»). Импрессионисты применяют новый м-д видения
мира. На их картинах мир представлен в движении, природа - в разнообразии,
главное внимание сосредотачивают на свете и цвете, отказываются от
традиционного понимания сюжета в пользу мотива. Символизм. Рождается во
Франции 60-70-х гг. в тв-ве Бодлера, Верлена и Рембо в недрах лит-ры и
проникает во все сферы к-ры. Символисты обращаются к духовному религиозному
миру человека, считали главным в тв-ве интуицию. Они определяли проблему
символа, который по их мнению объединяет земное, временное с другими
мирами, с глубиной души, с вечным и абсолютным. Симлистической образ
ознаменовал собой сущ-ние «царства тайн». Символисты мечтали о соединении
иск-ва и религии, которое должно стать обновлением свободного духа.
Символизм внес важный вклад в развитие к-ры 20в., особенно на иск-во
сюрреализма и экспрессионизма. Символизмом увлекаются Гаупжман, О. Уайльд,
Матерлин, худ-к Эдвард Муйк (картина «Крик», с которой связывают начало
символизма).
13. Виз-кая империя возникла на рубеже 2 эпох: гибели поздней античности и
рождением средневекового общ-ва, впоследствии распада Римской империи. Она
просуществовала до середины 15в. на протяжении своей тысячелетней истории
В. - центр своеобр. к-ры, формировавшейся под влиянием римских, греч. и
эллинистических традиций. Возник. виз-кой к-ры происх. в условиях
противопоставления идейной жизни ранней В. Это было установления идеологии
виз-кого общ-ва, оформлением сис-мы хр-кого мировоззрения. Виз-кое общ-во
- своеобразная система, кот. опирается на традиции языческого эллинизма и
христианства, кот. было провозглашено официальной религией. В христианской
идеологии выделяются 2 течения: аристократическое(связано с властвующей
церковью и импер-ким двором) и народное(образовалось на религигиозно-
этических взглядов народных масс). Вся духовная жизнь общ-ва складывается
напряженно: во всех сферах знания, в лит-ре, иск-ве наблюдается смешения
языческих и христианских идей, образов, взглядов, красочное соединение
языческой мифологии и христианской мистики. Вообще история Виз-кой империи
исходила из культа императора, правитель В. совмещает духовное и светское
начала на одном посту. Сначала была мозаика, потом фреска, потом икона. До
нас дошли представления о мозаике в Равенне. 3 категории В. эстетики: 1)
истина, 2) красота, 3) благо. Система света и система цвета применялись в
эстетике. Система света - это золотая система, т.е. золото фонов, лучей.
Система теплых цветов света создавала нежное живописное мерцание,
нейтрализуя реальные источники света. Золото превращалось в источник
нереального света, кот. возносит икону во внепространство, во временную
среду, усиливает оторванность от окруж. среды. Ассоциация символики цвета
сложна и многообразна(в иконографии сущ-вал канон): пурпурный цвет в
одеянии Иисуса Христа совмещает красный и синий, т.е. несовместимое,
Христос соединяет земное и небесное, возникает новый богочеловек(все
расколы основаны на выяснении первоприроды). В иконографии богоматери:
пурпурный, коричневый и зеленый. Белый цвет - чистота, отрешенность от
земного (особая штриховка лица, т.е. опред. сияние) ассоциируется с
предвечным безмолвием. Черный цвет - завершение деяния, знак скорби.
Зеленый цвет - юность и цветение. Темно-синий - непостижимые тайны, сильное
духовной очарование. Категория прекрасного должна быть организована,
система света и цвета отражает внутреннее состояние чел-ка.
12. Возник. виз-кой к-ры происх. в условиях противопоставления идейной
жизни ранней В. Это было установления идеологии виз-кого общ-ва,
оформлением сис-мы хр-кого мировоззрения. Виз-кое общ-во - своеобразная
система, кот. опирается на традиции языческого эллинизма и хр-ва, кот. было
провозглашено офиц. религией. В хр-ской идеологии выделяются 2 течения:
аристократическое(связано с властвующей церковью и импер-ким двором) и
народное(образовалось на религигиозно-этических взглядов народных масс).
Вся духовная жизнь общ-ва складывается напряженно: во всех сферах знания, в
лит-ре, иск-ве наблюдается смешения языческих и хр-ских идей, образов,
взглядов, красочное соединение языческой мифологии и хр-кой мистики. Полит.
и идеологический резонанс вызвали церковные реформы первых импер-ров из
Исаврийской династии. Впервые в истории В. столкнулись гос-во и церковь.
Иконоборство - борьба землевладельцев и части торговцев и ремесленников за
ограничение могущества церкви. Эта борьба привела к компромиссу м-ду гос-
вом и церковью: земельные владения церкви были урезаны, а виз-кий импер-р
стал признанным главой православной церкви. Вообще история Виз-кой империи
исходила из культа импер-ра, правитель В. совмещает духовное и светское
начала на одном посту. Христос представляется императором небесным в
отличии от императора земного. Первые хр-не собирались в катакомбах. Хр-тво
зарождалось как аскетическое направление, но в В. примешивался культ импер-
ра. Строительство храмов прославляло импер-ров. Иконоборство разрушило
памятники иск-ва и принесло значительный вред к-рному развитию В. Во
времена иконоборства в ар-ру проникают влияния мусульманского зодчества.
Особенности хр-ва: единый бог, этот бог есть надмирный творец и властелин
мира. Хр-кая к-ра открывает и обосновывает значимость чел-кой личности,
твор-ва и свободы. Хр-тво берет свое начало в иудаизме(религия древних
евреев). В основе хр-тва лежит идея о том, что чел-к создан богом по
«образу и подобию своему», личностью обладающем свободы и тв-ской
способностью. Высшей религиозной целью хр-тва явл. спасение. Хр-ская
нравственность исходит из самоценности личности и неразрывной связи добра,
истины и свободы. В хр-стве нравственные нормы обращены не к внешним делам
и не к внешним проявлениям веры, а к «внутреннему чел-ку». Высшая
нравственная инстанция - совесть. Вера в бессмертие души играет огромную
роль в хр-ве, она призвана дать чел-ку не только знания, но и
непосредственное ощущение силы нравственных норм хр-ва. Важнейшей составной
частью хр-ва явл. эсхатология- учение о конце света , Страшном Суде и т.д.
Хр-во сформировало новый смысл природы и чел-кого бытия, кот. стимулировали
развитие нового иск-ва, стали основой естественнонаучного и гуманитарного
познания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9