были приверженцами дух. революции. внутри М. направления был принцип
историзма. М-сты отрицают духовно-нравственные «абсолюты».Они пытаются
возродить мифотворческий метод. Идеи мистической «соборности» и
«мифотворчества» отразились в символизм. Символисты отвергали традиции
клас. поэзии и строили свой « новый» язык на основе древ. архаичных
образов, стремились выразить объективное косвенным путем. Представители
:Валери, Элиот, Иванов, Хлебников, ранний Блок. Др. группировки м-ской
поэзии стали на путь полного разрыва с поэтической традицией, бунта против
привычных норм стихотворной речи. Иманженизм (образ)-передавал
непосредственные эпические впечатления, соединение метафор и образов,
логически мало связанных, стихи превращались в «каталоги образов». Сущ. в
Америке и Англии. Футуризм (будущее)объявлял чел-кие чув-ва , идеалы любви
, счастья, добра-«слабостями», провозглашая критериями прекрасного
«энергию», «силу» ,«скорость». Развивался в Италии, России и Франции.
Экспрессионизм(выражение) показывал мир в столкновении контраста,
преувеличенной резкости изломанных линий, замещающих реальное многообразие
деталей и красок нервной дисгармонии, неестественностью пропорций.
Значительное влияние на экспрессионизм оказало творчество Винсента Ван
Гога. Сущ. в Германии и Австрии. Поэты М.: В. Маяковский, Арагон, Бехер,
Гарсия Лорка и др. М-ская проза -австриец Франц Кафка. Мир представляется
ему враждебным чел-ку, бессильному и обреченному страдать. Его
произведения: «Процесс», «Замок», «Америка»представляют мир , где чел-к
подвластен священным, но недоступным пониманию закона. На представления
Кафки похожи работы экзистенциалистов, но они пытаются сделать обязательной
концепцию чел-ка, кот. сам определяет свои нормы поведения и поступки.Сущ.
во Франции. Представители: Сартр, Камю, Малеро, Голдинг. Живопись м-стов
строится «от обратного», совершая путь противоположный канонам худ. твор-
ва. Эта эстетика отразилась в твор-ве фран. художников, прозванных Матиссом
кубистами. Худ. кубизма был Пабло Пикассо с его картиной «Авенские девицы»
нач. история кубизма. Отличием кубизма стало создание нов. понятия Красоты.
Абстракционизм как направление м-ской живописи побуждал к поиску нового,
неведомого. Основатель - В. Кандинский, считал, что он поможет прорваться
внутрь сквозь внешнее. К. Малевич- ведущий представитель абстр.(картина
«Черный квадрат на белом фоне» ). М-ское течение живописи 20 в.
-сюрреализм. Представители: Миро, Эрнст, Массон. Ярко выражен сюрреализм в
иск-ве Дали. Его иск-во апокалиптично. Гармония разрушилась ,смешалась в
беспорядке. Идеи трагедийного театра принадлежат англ. реформатору Г.
Крэгу. Противоположность этой концепции театра - манифест нем. драматурга
Б. Брехта- основателя эпического театра. В 20 годы развивается кино.
Значительными явл. эксперименты рус. кинорежиссера С. Эйзенштейна, кот.
представлял иск-во как замену смысла языком жестов. Авангардизм. Углубление
к-рного кризиса привело к появлению новых форм авангардизма во 2 половине
20 в., кот. определялись как антииск-во. Условно их можно объединить в
понятие «концептуальное иск-во», кот. рассматривается как способ
демонстрации понятий, употребляющихся в разных областях знаний. В
концептуальном иск-ве выделяют течения: боди-арт, ленд- арт , пеформенс,
видеоарт. Это иск-во антиэстетично, оно отказывается от правил худ. логики.
17.В эволюции В. выделяют 3 этапа: 1) Проторенессанс, 2) Ранний Р.,
3)Высокое В. Первым, кто сформулировал понятие В. был Джорджо
Вазари(«Жизнеописание знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»). Первые
признаки В. начинают проявляться по Вазари с конца 13 в. в работах Чимабуэ
и Джотто. Они отбросили Византийские приемы и возвратились к античным
традициям. Предпосылкой к возникновению Р. было выгодное геог. положение
Италии. В иск-ве Р. чел-к стал реальной и независимой ценностью. В
архитектуре это проявляется не только в очеловечивании пропорций зданий, но
и в создании идей этажа. Проторенессанс- это подготовка к В. ,он был тесно
связан со средневековьем. Родоначальником нов. Итальянского стиля считают
Чимабуэ. Ему удалось выйти за пределы византийского канона и предопределить
новые живописные формы. Проторенессанс связывают с именем Джотто ди Бонде,
кот. предопределил путь развития Р.: динамику, драматичность повествования,
переход от плоскостных изображений к объемным и рельефам. Новая концепция
живописи основывается на перспективе и объемной трактовке пластической
фигуры. Гл. центром итл. ПротоР. была Флоренция. Хар-рные черты
мировосприятия этого времени присущи лит-ре, особенно в работах поэта
гуманиста Данте Алигьери(«Новая жизнь»и «Божественная комедия»). Широкое
признание получает творчество Ф. Петрарки, считающегося первым гуманистом
Европы («Канцоньерэ»). Значительный вклад сделал писатель гуманист Джовани
Боккаччо, развивавший итл. лит-рный язык на основе народного(«Декамерон»).
Раннее В.15в. На 1 план выдвигается ярко выраженная чел-кая личность.
Живопись и скульптура отделяются от ар-уры. Живопись этого периода
производит скульптурное впечатление. Мастера Р.В. стремились восстановить
предметность мира , подчеркивая объемность , четкость форм. Худ-ки 15в.
открывают законы перспективы, строят многофигурные композиции, но они
используют только линейную композицию. Основатели. Р В. :Мазаччо,
Донателло, Брунеллески. Эпохе Р.В. чужда, свойственная В.В. и идеализация
чел-ка. Основной мотив эпохи- восхищение перед античностью. Сущ-ную роль в
переломе от готики к Р. сыграли теоретические исследования Брунеллески.
Донателло впервые занялся системным изучением чел-кого тела, он разработал
индивидуальный портрет в скульптуре. Мазаччо реформатор раннего В. он
использовал светло теневое моделирование и разработал новые перспективы.
Завершает Р.В. тв-во Леона Батиста Альберти, итл. архитектора , ученого и
писателя. Он был архитектором- теоретиком. Важное значение в утверждении В.
имели его теоретические трактаты(«О живописи» «О статуе»). Творчество
Альберти свидетельство возникновения структурно математических построений.
В.В.- золотой век итл. иск-ва (1500-1530гг.).Ф-фские основы В.В.
представлены работами Помпонацци, кот. развивал учение о связи мышления с
чувственным восприятием. Геометризм Р.В. прибавляется стремление к
передаче внутреннего мира чел-ка. Разрабатывается воздушная перспектива,
приемы светотени. Иск-во ВВ отличается масштабностью, выделяется тенденция
к синтезу и обобщениям. В произведениях худ-ков основное место занимает
образ идеального прекрасного чел-ка, совершенного физически и духовно. Иск-
во В.В. представляют 3 худ-ка: Леонардо да Винчи, Микеланджело де
Буанарроти, Рафаэль Санти. Основателем ВВ считается Леонардо да Винчи. Его
работы отличает универсальность. Большое внимание он уделяет понятию
гармонии. Наиб. известными работами Леонардо: «Мадонна в скалах», «Мона
Лиза», «Тайная вечеря», «Иоанн Креститель». Выдающимся представителем итл.
Р. был Санти, творчество кот. оставило глубокий след в иск-ве. Иск-во
Рафаэля более всего выражает классич. ВР. Наиб. знаменитая его работа-
«Сикстинские мадонны». Кульминации эпохи В было творчество Микеланджело де
Буанарроти. Для тв-ва Микеланджело хар-рен титанизм. Пиком тв-ва Мик. Был
потолок Сикстинской капеллы.
24. Эпоха Пр. по праву может быть назв. «золотым веком утопии». Под Пр.
понимают прогрессивное идейное течение эпохи становления капитализма,
связанное с борьбой против феодальных порядков. Хар-рной чертой Пр. было
стремление его представителей к перестройке всех общ-ных отношений на
основе разума, равенства и др. принципов, кот., по их мнению, берут начало
из «природных прав чел-ка». Основной ф-фской идеей к-ры 18в. стал разум.
Изменения в соц.-эконом. сфере жизни периода Пр. повлияли на духов. мир
людей, повлияли на их идеалы, огромное значение в этом процессе сыграла лит-
ра. В период Пр. вырос соц-льный статус иск-ва. Для эпохи Пр. хар-но
наличие худ. направлений, кот. переплетались: сохраняются барокко и
классицизм, возникает рококо и романтизм. Основным направлением в ар-ре был
классицизм - наследование ар-ры древних Греции и Рима. Широко использовался
в Англии. Известным ар-ром был К. Рен, под его рук-ством было построено
огромное кол-тво сооружений, великим его достижением был собор Св. Павла,
кот. считается шедевром мир. ар-ры. Хар-рной особенностью развития ар-ры
было сооружение огромных строений гос-ного и гражданского назначений,
распространяется «галантный» стиль во внутренней и внешней отделке дворцов,
замков, церквей. Порождением сугубо светской к-ры эпохи Пр. стал стиль
«рококо», получивший наиб. совершенное воплощение в обл. прикладного иск-
ва. Ар-ра и живопись рококо ориентировались на создание комфорта для того
чел-ка, кот. будет созерцать их творение. Во время франц. революции ар-ра
во Франции возвращается к классицизму. Этот стиль особенно утвердился во
время наполеоновского правления. Строения создавались в четких пропорциях,
как во времена импер-ского Рима, всюду встречалась военная атрибутика. Все
это подчеркивало мощь империи Наполеона 1. Стиль франц. ар-ры в империи
Наполеона 1 наз. ампир (империя). Шедевр франц. классицизма - Площадь
Свободы в Париже( Габриэль). Зримым воплощением «лучших миров» для людей
эпохи Пр. были сады и парки. В них конструировался утопический мир,
альтернативный сущ-щему, отвечавший представлениям времени об этических
идеалах, счастливой жизни, гармонии природы и чел-ка, людей м-ду собой,
свободы и самодостаточности чел-кой личности. В композиции парков включ.
библиотеки, картинные галереи, музеи, театры, храмы, посвященные не только
богам, но и чел-ским чувствам - любви, дружбе. Можно рассматривать худ-ную
к-ру 18в. как период ломки воздвигающейся веками грандиозной худ-ной
системы, в соотв. с кот. иск-во создавало модель жизни более значительную,
чем земная жизнь. Перед худ-ком впервые открылась возможность свободы
наблюдения и тв-тва. Особенно модной была «галантная живопись», кот.
изображала светских дам и кавалеров, портреты выдающихся просветителей
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9