Творчество Айвазовского

Творчество Айвазовского

В Феодосии

и Петербурге

Семнадцатого июля 1817 года священник армянской церкви города

Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Гайвазовского и

его жены Репсиме родился «Ованес, сын Геворга Айвазяна». Он был младшим в

семье. Помимо него у Геворга и Репсиме было еще два сына и две дочери.

Выходец из южной Польши – Галиции Геворг Айвазян писал имя и фамилию на

польский лад – Константин Гайвазовский. Этой же фамилией станет подписывать

свои первые картины и его сын Иван, которому суждено будет прославить

фамилию своих предков, сделав ее известной всему миру. Только в 1840 году

он изменил ее написание на более привычное для русского уха звучание –

Айвазовский, но в письмах на армянском языке он навсегда оставался Ованесом

Айвазяном.

Куда только судьба не забрасывала многострадальных детей Армении!

Ещё в конце прошлого столетия фамилия Гайвазовских встречалась в Валахии и

Молдавии. Константин Гайвазовский обосновался с семьёй в Феодосии в самом

начале XIX века.

Город уютно разместился в восточной области Крыма на берегу

красивой и удобной бухты, там, где снижаясь, заканчиваются отроги крымских

гор и начинаются степи, такие же, безбрежный, как море, где влажные морские

ветры встречаются с ветрами, настоянными на степных травах. Основанная

греками в VI веке до н.э., Феодосия знала время славы, богатства, в ее

бухте кипела шумная торговая жизнь. За тысячелетия своей истории город

пережил возвышения и разорения, новое могущество и славу в Средние века,

когда отважные генуэзские мореплаватели и купцы в XIII – XIV веках в самых

удобных бухтах Черного моря основывали фактории, возводили мощные

оборонительные крепости. Тогда древняя Феодосия, обнесенная рядами стен,

рвами, укрепленная высокими башнями, называлась Кафой. Но к XIX столетию в

далекое прошлое ушли былая слава и богатство города. Феодосия превратилась

в небольшой провинциальный городок.

Семья Гайвазовских была небогата. Отец одно время успешно

занимался торговлей, но обрушившаяся на город в 1812 году чума разорила

семью. Свободно владея несколькими языками – армянским, русским, польским,

венгерским, турецким, греческим, Константин Гайвазовский помогал горожанам

составлять судебные документы и жалобы и одновременно исполнял должность

старосты на феодосийском базаре. Мать была искусной вышивальщицей, и ее

ремесло не раз выручало семью в особенно трудные времена. Дом был невелик,

он стоял на возвышении, откуда была видна даль моря. Оно да еще небо над

ними и стали теми главными впечатлениями, что определили жизненную судьбу

будущего художника. Море, то ласковое, то грозное, с бесконечно набегающими

на берег волнами, меняющее цвет от прозрачного бирюзового на недвижной

поверхности во время штиля до густой черноты в штормовые дни, -

притягивало, манило к себе. Оно было всегда рядом, и мальчику не надоедало

следить за его движением и жизнью. Лодки и баркасы рыбаков, уходившие в

море, а потом возвращавшиеся с уловом к берегу, радостно встречавшие их

семьи и вся городская детвора – вот те впечатления, которые отзовутся позже

в его картинах. Изредка на горизонте появлялись паруса больших фрегатов, их

названия пока были неведомы мальчику, но пришло время, и именно он

прославил на своих полотнах корабли российского флота.

Феодосия была городом многоязычным. Здесь жили армяне, татары,

русские, турки, греки. Когда в 1821-1829 годах в Греции поднялось восстание

против многовекового владычества османской империи, вести об этом

докатились и до маленькой Феодосии. О событиях и героях греческой революции

рассказывали заезжавшие в Феодосию купцы, писали русские газеты, об этих

событиях говорили на городском базаре, там же продавали народные картинки,

гравюры с эпизодами восстания и портреты героев греческого народа.

Срисовывая их, будущий художник и сам пытался фантазировать. На случайных

листах бумаги он копировал портреты, военные сцены, а когда не хватало

бумаги, то самым удобным местом для рисования оказывались беленые стены

дома. На них было легко рисовать углем фигуры солдат, парусники с надутыми

парусами, чаек над скалами, морские волны, набегающие на берег.

Рисунок солдата в полном военном снаряжении на стене дома

случайно увидел градоначальник Феодосии Александр Иванович Казначеев. Он

уже слышал о юном художнике от городского архитектора Коха, слышал и о том,

что тот хорошо играет на скрипке, виртуозно выводя смычком протяжные

восточные мелодии. Интерес главы города к сыну старосты феодосийского

базара решительным образом изменил течение жизни мальчика. В руках юного

Айвазовского впервые оказались настоящие акварельные краски, кисти и

хорошая бумага, подаренные ему Казначеевым. Казалось бы, что за дело

городскому голове до ребенка из бедной семьи? Но, к счастью, Казначеев

оказался не только образованным и талантливым человеком, но главное,

человеком с большой душой. В годы, когда двадцатилетний А. С. Пушкин

отбывал свою ссылку на юге и находился в распоряжении графа М. С.

Воронцова, Казначеев состоял правителем его канцелярии и, насколько мог,

оберегал поэта от гнева и гонений графа. Когда в 1830 году Казначеева

перевели из Феодосии на службу в Симферополь и назначили Таврическим

губернатором, он взял с собой и Айвазовского, определив его в

Симферопольскую гимназию, где тот показал себя весьма способным учеником. В

выданном ему аттестате значилось, что в российской грамматике и логике,

истории и географии, в правилах немецкого языка Айвазовский проявил «успехи

изрядные; в латинском и французском языках - хорошие; и в рисовальном же

искусстве выказал знания превосходные».

Три года, проведенные в семье Казначеева, не прошли для подростка

бесследно. Атмосфера дома, круг знакомств способствовали быстрому развитию

восприимчивого юноши. Ум и способность, которые проявлял Айвазовский,

вызывали интерес к нему, рождали желание принять участие в его судьбе. Сам

же он много читал и много рисовал. Частый гость в доме близких знакомых

Казначеева Нарышкиных, имевших богатейшую в Симферополе библиотеку и

превосходное собрание английский и голландских гравюр, он получил право

пользоваться книгами и делать копии с гравюр. Наталья Федоровна Нарышкина

начала в Петербурге хлопоты о приеме Айвазовского в Академию художеств.

Более того, она считала, что Айвазовского, как обладающего исключительным

дарованием, необходимо отправить для обучения живописи в Рим. Нарышкина

отослала в Академию художеств прошение об этом вместе с рисунками юного

художника, и вскоре получила ответ от президента Академии о том, что

«молодой Гайвазовский, судя по рисункам его, имеет чрезвычайное

расположение к композиции, но, так как он, находясь в Крыму, не мог быть

так основательно подготовлен в рисовании и живописи», ему необходимо пройти

полное обучение в Российской Академии художеств. И как особая милость было

назначено принять Айвазовского в Академию на казенный счет, а также на

казенный счет привезти его из Крыма в Петербург.

Дорога из Симферополя в северную столицу была долгой,

продолжалась несколько недель. Миновали ковыльные степи, пыльные дороги,

малые и большие города, остановились ненадолго в Москве и наконец 21

августа 1833 года приехали в Петербург. Широкую Неву, торжественные ряды

дворцов на ее берегах, прямые проспекты улиц, переменчивое небо с холодными

облаками – вот что увидел юноша после долгой утомительной дороги. Как это

было не похоже на его маленькую и такую далекую Феодосию. Через два дня он

с волнением вступил под высокие своды Академии.

Начиналась новая жизнь. День был определен жестким академическим

расписанием. Воспитанники Академии поднимались в пять часов утра, затем

следовали непременная утренняя молитва, завтрак, и в семь начинались

занятия в классах. Сначала – общеобразовательные предметы и теория

живописи, а с двенадцати до трех ученики рисовали красками. После короткого

перерыва снова классные занятия. Вечером при свечах – занятия рисунком. В

девять часов все обязаны быть в спальнях. Возможно, этот утомительный в

своем однообразии ритм мог показаться невыносимым, если бы он не был

наполнен истинным творчеством, радостью ежедневных открытий.

Айвазовский был определен в класс профессора Максима Воробьева,

главным интересом которого была пейзажная живопись. Человек просвещенный,

разнообразных и широких интересов, Воробьев любил поэзию, музыку, неплохо

играл на скрипке, что, возможно, еще больше сблизило ученика и учителя. В

доме профессора нередко собирались его академические питомцы, и здесь в

непринужденной обстановке продолжались разговоры об искусстве, споры,

рассказы учителя о его учениках и сотоварищах по Академии художеств.

Русская пейзажная живопись к началу XIX века только начинала определяться

как равноправный жанр в иерархии других живописных жанров. Академия на

первое и главное место всегда ставила исторический род живописи. Портрет,

пейзаж, картины на бытовую тему считались низким занятием для художника. И

тем не менее среди русских пейзажистов уже были выдающиеся мастера,

искусством своим пролагавшие дорогу для дальнейших успехов этого жанра.

Декоративные пейзажные панно Семена Щедрина с изображением парков

Павловска, Гатчины, Петергофа украшали дворцы Петербурга. Городские пейзажи

учителя Воробьева, Федора Алексеева и поныне доставляют радость узнавания

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать