Творчество Айвазовского

картинах Айвазовского по-прежнему сливались воедино с морем гордые и

прекрасные парусники. Не батальная, но также посвященная славной истории

российского флота картина Ледяные горы исполнена в память о русской

экспедиции к берегам Антарктиды, предпринятой в 1819-1820 годах. Два

парусных шлюпа «Восток» и «Мирный» совершили беспримерный по трудности

переход к берегам ледяного континента, подтвердив его существование. Об

этой экспедиции Айвазовский слышал от адмирала М. П. Лазарева, с которым

его связывала многолетняя служба. А в те далекие годы молодой капитан

командовал шлюпом «Мирный».

Дружба Айвазовского с российским морским флотом не прерывалась в

течение всей жизни художника. Моряки платили ему ответной искренней

любовью. Не однажды по их приглашению он принимал участие в самых разных

плаваниях. Специально для него в мирное время с корабельных пушек стреляли

ядрами, чтобы художник мог наблюдать, как рикошетом они летят по глади

воды. Отмечая в Феодосии в 1846 году десятилетие своего творчества,

Айвазовский в качестве дара к юбилею принял визит неожиданно пришедших в

Феодосию военных кораблей. Во главе флотилии шел флагманский корабль

российского флота «Двенадцать апостолов», руководимый адмиралом Корниловым.

Корабли салютовали художнику Главного Морского штаба.

Снова в Феодосии

В полной зрелости своего таланта, когда каждая его картина,

появлявшаяся на выставке, встречалась с одобрительным интересом, а под час

и с энтузиазмом, когда художник едва успевал выполнять заказы на новые и

новые произведения, когда он был обласкан вниманием зрителей,

художественной критики и самого императора, Айвазовский неожиданно для

окружающих принял решение оставить Петербург и навсегда поселиться в родной

Феодосии.

После завершения осенью 1845 года плавания с адмиралом Литке

Айвазовский обратился в Главный Морской штаб и Академию художеств с

просьбой продлить ему пребывание в Крыму для окончания начатых картин с

видами черноморских портов, а также сюжетов из путешествия к берегам Малой

Азии и Турции и получил разрешение остаться в Крыму до мая месяца. Но у

художника уже созрело решение о строительстве дома и мастерской с тем,

чтобы основным местом его жизни оставалась Феодосия. Ему всегда бывало

удобно здесь работать. Он и раньше пользовался любым поводом, чтобы не

торопиться из родных мест в Петербург.

Нестор Кукольник, всегда живо реагировавший в своей газете на

появление новых произведений Айвазовского, писавший о его успехах за

границей или о новых путешествиях неутомимого художника, сообщал читателям

о том, что Айвазовский начал строить в Феодосии небольшую виллу. «Не

верится, что он хочет там остаться, но … край, где природа тепла и

роскошна, где волнуется одно из самых картинных морей, - такой край, без

сомнения, может служить лучшей академией для художников по части морской и

пейзажной живописи», - объяснял Кукольник своим читателям решение

художника.

Для Айвазовского не было земли лучшей, чем его родные края, хотя

природа Феодосии в сравнении с роскошными пейзажами Южного Крыма скупа и

сурова. Приглашая к себе одного из гостей, Айвазовский писал: «Очень буду

рад, если вы посетите нашу Феодосию, которая после южного берега производит

на всякого грустное впечатление».

Он любил Италию, не раз возвращался туда, чтобы вновь и вновь

пережить ощущения ранней молодости и пополнить свою зрительную память. Ему

нравилась Испания с ее жгучим солнцем, он с особым чувством не однажды

бывал в Греции, мужественному народу которой посвятил не одну картину. Он

пересекал атлантический океан, бывал в Америке, объездил всю Россию,

путешествовал по Волге, жил в Харькове, но домом своим считал Феодосию.

«Мой адрес – всегда в Феодосии», - сообщал он в письме Павлу Михайловичу

Третьякову.

Конечно, художнику необходимо было жить у моря, о котором он

рассказывал своей живописью, с которым, наверное, разговаривал каждый день,

как с живым человеком. Но ему также важно было чувствовать свою

независимость от постоянного, а подчас утомительного внимания

академического начальства, императорского двора, высоких заказчиков.

Наибольшее количество пейзажей в богатейшем творческом наследии

художника связано с изображением Черного моря и крымской природы. Он писал

Аю-Даг и гурзуфский берег в разные моменты дня и ночи, в рассеянном дневном

освещении и под таинственным светом луны. Дорогу на Ялту и самый город он

изображал множество раз. Георгиевский монастырь и скалы в его окрестностях

были одним из наиболее частых его сюжетов. Само же Черное море – бурное или

ласково-спокойное – присутствует в каждом крымском пейзаже Айвазовского.

Каждый год, а иногда и несколько раз в течение года художник

уезжал в Петербург, Москву или за границу, но, как всякий путешественник,

непременно возвращался домой. «Это чувство или привычка – моя вторая

натура. Зиму я охотно провожу в Петербурге, но чуть повеет весной, меня

тянет в Крым, к Черному морю», - признавался Айвазовский.

Дом художник начал строить на окраине Феодосии, на пустынном в ту

пору берегу, у самого моря. Айвазовский задался целью сделать дом не только

удобным для жизни и работы, но намеревался устроить в нем и художественную

школу «по части живописи морских видов, пейзажей и народных сцен». К 1848

году дом и рабочая мастерская были построены, а в 1865 году художник открыл

и задуманную им школу, она стала называться «Общая мастерская».

По своему внешнему архитектурному облику дом напоминал

итальянские виллы. В нишах балкона, обращенного к морю, стояли скульптурные

изображения античных богов, муз, грифонов. К балкону тянулись виноградные

лозы. В сторону моря смотрели три парадные залы, где принимались гости,

устраивались приемы. Кабинет Айвазовского и мастерская выходили окнами в

противоположную от моря сторону и были отделены от всех остальных

помещений. Художнику для работы требовались спокойствие и

сосредоточенность.

Циркульное окно мастерской хорошо освещало картину на мольберте,

погружая все остальное в мягкий сумрак. Кроме самых необходимых предметов

для работы, в ней ничего другого не было. Все располагало к

сосредоточенности. Стены были выкрашены не в нейтральный, а в активный

красный цвет. Возможно, это было данью памяти учителя Айвазовского Максима

Воробьева, стены мастерской которого имели тот же цвет.

В только что отстроенный дом весной 1848 года Айвазовский привез

молодую жену Юлию Яковлевну Гревс, англичанку по происхождению, дочь

петербургского врача. Она была юна, красива и широко образованна. Художник

увидел ее в одном из богатых петербургских домов, где она служила

гувернанткой. Одному из своих друзей он восторженно писал: «Теперь я спешу

сказать Вам о моем счастье. Правда, я женился, как истинный артист, то есть

влюбился, как никогда. В две недели все было кончено. Теперь, после восьми

месяцев, говорю Вам, что я так счастлив, что я не воображал половину этого

счастья. Лучшие мои картины те, которые написаны по вдохновению, так, как я

женился».

1840-1860-е годы были счастливой жизненной и творческой порой

Айвазовского. В 1850 году он показал сначала в Петербурге, затем в Москве

только что законченную картину Девятый вал. С момента ее появления она

стала самой знаменитой из его марин. Натиск бури, противоборство людей

грозной стихии, упоение борьбой, отчаяние перед гибелью и надежда на

спасение – все есть на этом полотне. В счастливые моменты творческого

подъема создаются такие произведения. Целая серия «бурь» появляется у

Айвазовского – Сигнал бури, Приближение бури, Буря на море ночью. Они

чередуются с изображением спокойного элегического моря – Утро, Морской вид,

Вид Крыма, Гурзуф ночью.

Художник стремился разнообразить сюжеты картин. В круг его

интересов все чаще входят «сухопутные» мотивы. Не счесть, сколько раз

Айвазовский совершал путь из Крыма в Петербург и обратно, всякий раз

проезжая через украинские степи. Виды широкого степного раздолья напоминали

ему безбрежные морские пространства. Пейзажи Украины, виды ветряных

мельниц, жатвы, обозы чумаков с фурами, запряженными волами, становятся

темами его картин. Он первым среди русских художников стал изображать

степные пейзажи. Позже художник следующего поколения Архип Куинджи,

начинавший учиться у Айвазовского, в своем творчестве по-своему раскроет

неповторимую красоту степного пространства.

Напряженно и взволнованно работал Айвазовский в своей мастерской

в Феодосии в течение весны, лета и осени, а зимой отправлялся с

исполненными картинами в Петербург для открытия там очередной выставки

своих произведений. В течение жизни им было устроено более 120 персональных

выставок. Он открывал их не только в российских столицах, но и во многих

губернских городах – Одессе, Киеве, Харькове, Николаеве, Керчи, Феодосии.

Для тех лет это было явлением совершенно необычным.

Ни один другой художник не может сравниться с Айвазовским в

подобной просветительской деятельности. Выставка для художника не самоцель,

а диалог со зрителем. Еще в 1847 году, когда Айвазовский, открыл в

Петербурге свою первую выставку, поэт Аполлон Майков откликнулся на нее

большой статьей. «Спасибо, г. Айвазовскому! – писал Майков. – Спасибо ему.

Решиться одному выставить у нас свои произведения – есть подвиг, за который

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать