ее в год, когда отмечалось пятидесятилетие беспримерного по трудности
перехода и открытие Антарктиды.
Выйдя четвертого июля 1819 года из Кронштадта на двух парусных
шлюпах «Восток» и «Мирный», экспедиция под командованием выдающегося
мореплавателя Ф. Ф. Беллинсгаузена 16 января 1820 года максимально
продвинулась сквозь льды в южные широты и пришла к выводу, что перед нею не
просто льды, но «льдинный материк» - Антарктида.
В своей книге, рассказывающей об этом плавании, Беллинсгаузен
писал, сколь труден переход: «неведение о льдах, бури, величайшие
подымающиеся волны, густая мрачность таковой же снег, которые скрывали все
о глаз, в сие время наступила ночь; бояться было стыдно, а самый твердый
человек внутренне повторял: «Боже спаси!»». Об этой экспедиции Айвазовский
слышал рассказы от адмирала М. П. Лазарева, с которым его связывала
многолетняя дружба. А в те далекие годы молодой капитан командовал шлюпом
«Мирный».
В картине проявилось качество, свойственное, быть может, лишь
одному Айвазовскому и никакому другому живописцу. Синтезируя, соединяя
множественные впечатления, полученные в самых разных местах и при разных
обстоятельствах, он сумел создать картину, захватывающую своей
убедительностью. «Удаление от местности, мной изображаемой, заставляет
только явственнее и живее выступать в памяти все подробности в моем
воображении. Бурю, виденную мною в Италии, я переношу на какую-нибудь
область Крыма или Кавказа; лучом луны, отражавшимся на Босфоре, я освещаю
твердыни Севастополя. Горе и радость я сознаю сильнее, когда они переходят
в область минувшего. Таково свойство моей натуры», - признавался художник.
Черное море. 1881
Холст, масло. 149 х 208 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Сначала художник назвал картину На Черном море начинает
разыгрываться буря. Под этим же названием ее увидели зрители на выставке
Айвазовского в Академии художеств. Продавая картину Павлу Третьякову,
Айвазовский сделал название проще, оно стало и более емким, выразив собою
ясность и серьезность замысла живописца.
Сдержанный на похвалу Крамской, всегда очень точно определявший
достоинство работ своих собратьев-художников, писал о картине: «Между 3-4
тысячами номеров, выпущенных Айвазовским в свет, есть вещи феноменальные и
навсегда такими останутся, например, Море у Третьякова, написанное четыре
года назад (т.е. когда человеку было уже более 70 лет)… На ней ничего нет,
кроме неба и воды, но вода – это океан беспредельный, не бурный, но
колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо, если возможно, еще бесконечнее.
Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю». Не случайно
Крамской поместил эту картину Айвазовского в интерьер своего живописного
произведения Неутешное горе. Глубоко драматические переживания героини
картины, ее сюжет – противостояние человека горю, возможность выдержать
удары судьбы – подчеркиваются пейзажем Айвазовского, изображенным за спиной
женщины.
Множественные впечатления от наблюдения морской стихии, ее жизни,
движения легли в основу пейзажа Айвазовского. В нем художник обобщил и свои
знания, и свою любовь к Черному морю.
Ритм идущих одна за другой волн и гряды облаков своим неутомимым
движением создают образ стихии, таящей в себе грозные бури. «Дух Божий,
носящийся над бездною», - эти библейские слова произнес Крамской, стоя у
картины. Суровой простоте содержания соответствуют живописные средства,
какими пользуется художник. Здесь нет ни малейшей внешней эффектности, и
словно забыты романтические увлечения юности. Все починено абсолютной
правде в воссоздании природы на холсте. Айвазовский вплотную приблизился к
реалистическому искусству, которое несли в жизнь художники-передвижники. И
хотя он не состоял членом Товарищества передвижных выставок, главой
которого был Крамской, знаменитый маринист в своем творчестве 1880-х годов
разделял многие принципы, лежавшие в основе реалистического направления
живописи второй половины XIX столетия.
Опыт жизни, умение отобрать зрительные впечатления,
сконцентрировать их, не повторить уже высказанное в прежних картинах
помогли великому мастеру создать одну из самых замечательных своих марин.
Свадьба на Украине. 1891
Холст, масло. 52 х 78 см
Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского
Рассказывают, что однажды на пути из Петербурга в родную Феодосию
художник сделал неожиданную короткую остановку на маленьком полустанке а
малороссийской степи. Его внимание привлекла веселая и нарядная группа
людей: девушки в монистах и венках, парубки, играющие на скрипках. Шла
свадьба. Айвазовский влился в это веселье и неожиданно для себя стал
почетным гостем. Ему интересно было все: венчание молодых в церкви,
разудалая гульба на хуторе у хат, нехитрое застолье.
Вернувшись в Феодосию, он написал картину, в которой передал
живые впечатления от только что увиденного. Свадьба на Украине – одна из
редких у Айвазовского живописных жанровых зарисовок. Яркие, даже пестрые
краски праздничных одежд естественно соединяются с мастерски написанным
пейзажем широкой степи.
Айвазовский не раз писал степные пейзажи. Безграничностью земного
простора, мерно колышущимися под ветром зелеными травами или желтыми
хлебами они, возможно, напоминали любимую им морскую стихию. Хотя в
изображении «сухопутных» пейзажей были свои непреложные живописные законы,
художник мастерски постигал их, изображая земную твердь под ногами людей
вместо бездонно-прозрачного моря. Большие фуры, запряженные медлительными
волами, напоминают тяжелые корабли, а ветряные мельницы с движущимися
лопастями уподобляются легким парусникам. Как в маринах, так и в степных
пейзажах Айвазовский сохранял романтическую интонацию в изображении
обыденного, возводя самый прозаический мотив в категорию поэтического.
В своих «сухопутных» пейзажах Айвазовский изображал чумаков,
отдыхающих в степи, ветряки на высоких холмах, лопасти которых, словно
паруса больших кораблей, чутко улавливают ветер. Был у художника еще один
любимый и часто варьируемый сюжет – стада овец, мирно пасущихся в степи или
загнанных в море бурей. Известен эпизод, который произошел в имении
Айвазовского, когда поднявшаяся буря погубила принадлежавшее ему большое
стадо овец. Это событие легло в основу картины Овцы, загоняемые бурею в
море. Художник рассказывал, что, продав картину английскому коллекционеру,
на полученные деньги купил новое стадо.
Среди волн. 1898
Холст, масло. 285 х 429 см
Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского
Современники свидетельствуют, что Айвазовский написал эту
огромную картину в течение десяти дней. Он всегда работал легко, быстро,
артистично. Никогда не скрывая своих профессиональных секретов, художник
часто писал картины в присутствии не только учеников, но и посетителей его
мастерской. Вот как рассказывает о работе живописца один из его друзей: « в
широком живописном халате, с палитрой и кистью в руках, с молодыми
блестящими глазами, устремленными на оживающее полотно, художник был
положительно эффектен. Он не стеснялся гостей, усиленно приглашая нас
каждое утро в свою мастерскую. По легкости, видимой непринужденности
движения руки, по довольному выражению лица можно было смело сказать, что
такой труд - истинное наслаждение».
Именно с таким наслаждением, увлеченностью, энергией, зоркостью
взгляда, что отличали Айвазовского в юности, исполнено и это полотно.
Картина написана уверенной рукой 82-летнего мастера, и при взгляде на нее и
речи не может быть о каком-либо угасании таланта. Здесь полно и ясно
выявился импровизационный метод работы Айвазовского. «Сюжет картины, -
говорил художник, - слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у
поэта, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не
выскажусь на нем моею кистью».
С точным расчетом и вместе с тем свободно и артистично, без
дальнейших поправок ложится под кистью художника краска на холст. Кажется,
едва касаясь поверхности картины, он воссоздает бездонную прозрачность
морской глубины и тут же энергичными тугими мазками пишет вздымающиеся
гребни волн. Абсолютное владение живописной техникой лежит в основе каждой
марины Айвазовского.
Взгляд погружается в хаос водной стихии, но ему не скучно следить
за изменениями цвета бушующего моря и тонко разработанным освещением волн и
неба. В глухой черноте облаков вдруг возникает робкий луч света, и в центре
картины, на гребнях рождающихся волн, в их глубине, на кружеве пены свет
начинает разыгрывать сложную и богатую живописную симфонию.
Созданный художником на этом полотне образ моря наиболее близок
пушкинской поэзии, бывшей всю жизнь для Айвазовского самым высоким мерилом
творчества:
Есть упоение в бою
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы.
О самом же художнике можно также сказать словами поэта: «Он был,
о море, твой певец».
Античная эстетика не отделяла мир природы от внутреннего мира
человека. Она разработала понятие катарсиса, означавшего эстетическое
переживание всего прекрасного, в том числе и прекрасного в природе.
Сложилось целое учение об аффектах души. Широко распространенной была
мысль: человек способен воспринимать гармонию, потому что сама душа его
состоит из гармонии.
Струны души звенят в такт музыки жизни, у нее тот же порядок,
лад, ритм. Душа есть, подобно космосу музыкальный инструмент. Душа
гармонична потому, что гармоничен видимый и слышимый нами мир. Она столь же
сложна, беспредельна и музыкальна, как и космос. Гармония вселенной и
гармония человеческой души составляют единую и мощную симфонию бытия. Была
доказана основополагающая мысль, что красота есть могучая сила внешнего
мира, проникающая в душу и наполняющая ее высоким смыслом. Человек подобен
растению, которое по мере движения солнца поворачивается к нему, вбирая его
свет и тепло. Человек вбирает в себя красоту мира, обращая к нему свои
глаза и уши.
Отсюда проистекала вера в чудодейственное значение красоты -
космической и художественной, способной духовно переродить, исправить и
возвысить человека. Гигиена души и собирание сил посредством внешней
гармонии совершенно необходимы для нормальной жизнедеятельности человека. В
этих целях используется также и созерцание прекрасной природы.
Общение с природой есть общение в свободе и любви. Чувство
прекрасного – величайший регулятор отношений человека к миру. Подтверждая
своими чувствами прекрасное в природе, человек тем самым утверждает себя
как человек.
Непосредственное восприятие природы и опосредственное
эстетическое отношение к ней с помощью искусства на протяжении всей истории
человечества формировало у людей чувство прекрасного и эстетический вкус,
т. е. Понимание красоты и способность наслаждаться красотой, а также
потребность в таком наслаждении.
Из всех форм и видов искусства наибольшая полнота зримого
воссоздания прекрасной природы свойственна живописному пейзажу. В этом
жанре в одном ракурсе наблюдения сосредоточены вместе образность, рисунок,
перспектива, охватывающая даль, воздух, цвет и свет.
Пейзажная живопись – это одно из наиболее популярных жанров
изобразительного искусства. И это понятно: трудно найти человека, которого
не трогали бы тихая прелесть лесной поляны, необозримый горизонт уходящих в
даль полей, яркие краски вечернего заката или нежное очарование утренней
зари.
Возможности пейзажа не ограничиваются только документально
точной передачей природы. Ведь художник не только фиксирует тот или иной
вид. В любом произведении искусства всегда проявляется отношение мастера к
увиденному, и пейзажная живопись в этом отношении не составляет исключения.
Пейзаж – не только отображение природы, но и одновременно средство
выражения человеческих чувств и переживаний.
Существует великое разнообразие пейзажных форм. Это объясняется
прежде всего тем, что сама природа эстетически разнообразна до
бесконечности. Каждый ее мотив неповторим, уникален. Эстетическая
неисчерпаемость природы обуславливает богатство ее художественных выражений
и прославлений.
Пейзаж – как жанр имеет свои внутренние «ячейки». Скажем, есть
пейзажи водных пространств – марины. Художников, их пишущих,
непосредственно так и называют – маринистами.
Земля представляет большой эстетический интерес великим
разнообразием ее чувственно-восприимчивых картин и проявлений. Все
пространства земли прекрасны своей неповторимостью.
Эстетические истины Земли распространяются и на мировой океан.
Верно сказано, что в капле воды отражается целый мир.
Тихие пруды и озера, заводи и речки ласкают взоры, умиротворяют
душу, несут нам живительную прохладу. Моря и океаны вбирают в себя
многоцветье неба, сверкание звезд и сияние луны. Можно часами любоваться их
изменчивой живописной палитрой. Воды не только видимы, но и слышимы нами: в
шуме дождя, журчании ручья, в мирных всплесках моря и штормовом гуле океана
слышится музыка планеты. Любовь к морю, без которого многие люди не смыслят
себе жизни, есть во многом любовь к его ни с чем не сравнимой красоте.
Давно воспеты Балтийское «свинцовое» море и Средиземное «лазурное». О
Черном море А. С. Пушкин писал:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мною
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Среди всех живописцев мира одним из лучших поэтов моря стал по
праву Иван Константинович Айвазовский. Во множестве своих эпических по
масштабу произведений он полнее всего воссоздал основные состояния и
превращения моря, его очаровывающую гладь, даль и волнующую пучину. В его
творчестве воплотился духовный опыт человечества, которое испокон веков
любовалось великолепием водной стихии. Айвазовский научил многие поколения
людей правильно видеть море и наслаждаться его изумляющей красотой. Им
создано около 6000 произведений.
Айвазовский писал море то радостным, сияющим бесчисленными
солнечными бликами, то суровым и хмурым, то торжественно спокойным, но чаще
всего он изображал его разбушевавшимся, с ревом обрушивающим гигантские
пенные валы на прибрежные скалы и, как скорлупки швыряющий корабли.
Замечательные полотна И. К. Айвазовского украшают многие музеи
мира. Но поистине картинная галерея в Феодосии была и остается
сокровищницей его творений: в ней выставлено более 400 картин художника.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9