Финансовый анализ отражает процесс изучения финансового состояния и ключевых результатов деятельности предприятия с целью выявления и мобилизации резервов повышения его рыночной стоимости и обеспечения устойчивого экономического роста[4].
В современных условиях объективно возрастает значение финансового анализа в оценке производственной и коммерческой деятельности предприятий, и, прежде всего, в формировании и использовании их капитала, доходов и денежных фондов,
Ключевыми функциями финансового анализа являются:
- объективная оценка финансового состояния, финансовых результатов деловой и рыночной активности хозяйствующего субъекта;
- выявление факторов и причин достигнутого состояния и прогноз на будущее;
- подготовка и обоснование управленческих решений в области финансовой и инвестиционной деятельности;
- поиск и мобилизация резервов улучшения финансовой деятельности предприятия[5].
Указанные функции выражают основное содержание финансового анализа как неотъемлемой части общей системы финансового управления организацией. Она представляет собой процесс упорядоченных действий по формированию рациональной структуры управления, созданию единого информационного поля и постановке технологии учета, анализа, планирования и контроля движения денежных средств и финансовых результатов. Следует иметь в виду, что все процедуры построения общей управляющей системы должны быть подчинены идее их рационального влияния на увеличение стоимости предприятия или доходности его хозяйственных операций с минимальным уровнем коммерческого риска.
Главная цель анализа - своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности, находить резервы улучшения финансового состояния организации. В процессе анализа необходимо решить следующие задачи:
- на основе изучения взаимосвязи между разными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности дать оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния;
- построить модели оценки и диагностики финансового состояния, провести факторный анализ, определив влияние факторов на изменение финансового состояния организации;
- спрогнозировать возможные финансовые результаты исходя из реальных условий хозяйственной деятельности, наличия собственных и заемных ресурсов и разработанных моделей оценки и диагностики финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов;
- разработать конкретные мероприятия, направленные на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния[6].
Для разработки системы финансового управления на предприятии практический интерес представляет классификация финансового анализа по видам.
В рамках принятой предприятием финансовой стратегии применяют все направления финансового анализа: внешний, внутренний, инвестиционный и портфельный, а также анализ приносящей доход недвижимости. При этом используют все стадии аналитического цикла: ретроспективный (исторический), текущий, оперативный и перспективный анализ[7].
В процессе построения системы бюджетного управления используют аналитическую информацию по структурным подразделениям (филиалам), по центрам финансовой ответственности (доходам, расходам, прибыли и инвестициям), по видам бизнеса (производство товаров, торговля, посредничество и пр.), а также по направлениям деятельности (текущая, инвестиционная и финансовая).
Тематику финансового анализа определяет руководство предприятия (в лице финансового директора, заместителя генерального директора по экономике и финансам), исходя из целей финансово-хозяйственной деятельности и потребности в аналитической информации.
Полный анализ осуществляют по результатам хозяйственной деятельности предприятия за год, при оценке несостоятельности (банкротства) организации, при слиянии и поглощении компании и в других случаях, определяемых руководством.
Локальный анализ проводят при оценке эффективности системы бюджетирования и контроля в разрезе центров финансовой ответственности (центров финансового учета), при ликвидации нерентабельных подразделений и филиалов предприятия.
Методы финансового анализа выбираются аналитиками предприятия, исходя из поставленных руководством целей и задач.
При использовании различных видов анализа необходимо учитывать разнообразные факторы, такие как эффективность применяемых методов планирования и контроля, достоверность бухгалтерской отчетности, использование различных вариантов учета активов (имущества/) и обязательств (учетная политика), уровень диверсификации хозяйственной деятельности, статичность используемых для изучения хозяйственных операций показателей и др.
К числу важнейших задач анализа следует отнести:
1) повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов (в процессе их разработки);
2) объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов и соблюдения нормативов (по данным учета и отчетности);
3) определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов (отдельно и в совокупности);
4) контроль за осуществлением требований коммерческого расчета (в его полной и незавершенной формах);
5) выявление и измерение внутренних резервов (на всех стадиях производственного процесса);
6) испытание оптимальности управленческих решений (на всех ступенях иерархической лестницы)[8].
Анализ финансового состояния основывается главным образом на коэффициентном методе (относительных показателях). Относительные показатели финансового состояния анализируемой организации можно сравнить:
- с общепринятыми нормами для оценки степени риска и прогнозирования возможности банкротства;
- с аналогичными данными других организаций, что позволяет выявить свои сильные и слабые стороны и потенциальные возможности;
- с аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденции улучшения или ухудшения финансового состояния[9].
Процесс выработки и принятия управленческого решения является наиболее трудоемкой и ответственной частью управленческого труда. Его основное содержание - сбор, хранение, передача и анализ данных о хозяйственной деятельности предприятия[10].
1.2. Предмет и методы анализа финансового состояния предприятия
Основной целью финансового анализа является выявление изменений показателей финансового состояния и факторов, влияющих на изменение.
Достижение этой цели осуществляется с помощью присущего данной науке метода.
При финансовом анализе используются разнообразные методы и приемы анализа.
По мнению И.Т.Балабанова метод финансового анализа – способ системного комплексного органически взаимосвязанного изучения финансовой деятельности хозяйствующего субъекта.
В процессе финансового анализа могут применяться дедуктивный и индуктивный методы исследования[11].
Дедукция (лат. deductio – выведение) – логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам.
Дедуктивный метод исследования финансовых процессов предполагает изучение их по цепочке от следствия к причинам. Например, выполнение плана прибыли хозяйствующего субъекта сначала анализируют по обшей сумме, а затем по составным частям прибыли (прибыль от реализации продукции, прибыль от прочей реализации, доходы от внереализационных операций, чистая прибыль), потом проводится анализ выполнения отдельных факторов на изменение плановой прибыли.
Индукция (лат. inductio – выведение) – логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных факторов к обобщениям.
Индуктивный метод исследования финансовых процессов предполагает изучение их по цепочке от причин к следствию. Например, индуктивный метод анализа себестоимости означает, что сначала изучаются отдельные статьи расходов, а затем измеряется их влияние на общую сумму себестоимости.
Простой и единственной формулы для проверки планов не существует. В настоящее время применяется целый ряд методов, от «потолочных» правил до стандартных финансовых соотношений.
В экономической литературе приводятся другие методы финансового анализа. Наиболее простой метод – сравнение, когда финансовые показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисный). При сравнение показателей за разные периоды необходимо добиться их сопоставимости, т.е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др[12].
Следующий метод – группировки, когда показатели сгруппируются и сводятся в таблицы. Это дает возможность для проведения аналитических расчетов, выявления тенденций развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторов, влияющих на изменение показателей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18