Бухгалтерский учет и анализ готовой продукции
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ 10
1.1Общие принципы и организация реализации продукции в современных условиях 10
1.2Нормативно-правовая база по учету реализации продукции (работ, услуг) 12
1.3Роль и задачи бухгалтерского учета и анализа реализации продукции (работ, услуг) 16
1.4Особенности учета реализации продукции в международной практике 19
УЧЕТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) 23
1.5 Документальное оформление реализации продукции (работ, услуг) 23
1.6 Синтетический и аналитический учет реализации продукции (работ, услуг) 25
1.7 Учет коммерческих расходов, порядок и методы их распределения 32
1.8 Учет налогов и отчислений за счет выручки от реализации продукции 35
1.9 Методика определения финансового результата от реализации продукции 42
1.10 Показатели бухгалтерской и статистической отчетности об объемах реализации готовой продукции 47
АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) 53
1.11 Анализ структуры и выполнения плана по объему реализации продукции 53
1.12 Факторный анализ реализации продукции 56
1.13 Анализ рентабельности ассортимента реализованной продукции 62
1.14 Анализ финансовых результатов от реализации продукции 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Отгрузка готовой продукции 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Товарно-транспортная накладная 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Прейскурант отпускных цен 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Платежное требование 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Журнал-ордер № 11 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Журнал-ордер № 8 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Баланс предприятия 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Отчет о прибылях и убытках 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 Анализ отгрузки по отраслям дрожжей хлебопекарных прессованных 97
Процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия. В результате его осуществления в полном объеме появляется возможность выполнять хозяйствующим субъектам свои обязательства перед бюджетными организациями по налогам и сборам, банками по ссудам, по начислению заработной платы рабочим и служащим, поставщиками за полученные сырье и услуги и возмещать произведенные затраты. Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, штрафы и санкции за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи, ухудшает финансовое положение предприятия.
В настоящие время основное значение придается процессу реализации продукции по договорам-поставкам – важнейшему экономическому показателю работы, определяющему эффективность и целесообразность хозяйственной деятельности предприятия. В объем реализации включается отгруженная и отпущенная продукция независимо от того, зачислен или нет платеж на расчетный счет предприятия или получены векселя.
Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Предприятия изготовляют продукцию в строгом соответствии с заключенными договорами, разработанными плановыми заданиями по ассортименту, количеству и качеству, постоянно уделяя большое внимание вопросам увеличения объема выпускаемой продукции, расширения ее ассортимента и улучшения качества, расширяя рынки сбыта.
В данной дипломной работе рассматриваются проблемы, связанные с учетом реализованной продукции (работ, услуг), формированием выручки от реализации и ее отражения в учете. Верно учтенные объемы реализованной продукции, своевременный и достоверный учет отгрузки и оплаты продукции – это залог правильно сформированной выручки, а значит и правильно рассчитанные налоги.
Поскольку выручка от реализации продукции является основным источником получения прибыли предприятия, данная тема приобретает особую актуальность.
Обеспечение эффективного функционирования предприятий требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.
В условиях перехода к рыночным отношениям объектом анализа является не просто производственный процесс, а получение заказа на производимую продукцию и ее оплата по согласованной с потребителем цене. При этом анализ производства и процесс изучения и оценки рынка (маркетинг) в равной мере влияют друг на друга. На начальном этапе перехода к рыночным отношениям, при ненасыщенности рынка любой производитель может продать то, что он произвел. Однако большую экономическую выгоду получит тот, кто использует знание рыночной конъюнктуры при формировании производственной программы, ориентированной на продукцию повышенного опроса. Более высокая цена спроса определит большую прибыль. По мере насыщения рынка и удовлетворения количественного спроса, усиления конкуренции уже не производство, а сбыт будет определять цели предприятия. В конкурентной борьбе предприятие должно производить только то, что оно может продать, или же вообще ничего не производить. Изменение структуры и объема производимой продукции как фактор увеличения прибыли постепенно уступит место росту качества продукции как совокупности новых потребительских свойств товара: надежности, эффективности применения, удобству обслуживания, доступной цене и т. п.
Таким образом, учет и анализ процесса реализации продукции (работ, услуг) являются одними из основных элементов в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.
Актуальность названной темы определяется тем, что предприятия, находясь в жесткой конкурентной среде предприятий-поставщиков, включая зарубежных, при хронической нехватке материально-энергетических и финансовых ресурсов должны сами определять структуру производства, находить внутренние резервы для повышения качества продукции и вытеснения конкурентов-импортеров с внутреннего рынка.
Целью работы является раскрытие особенностей учета реализации продукции, а так же, практическое применение комплекса приемов и способов аналитической обработки отчетной информации по реализации продукции.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- рассмотреть основные теоретические аспекты, связанные с понятием реализации продукции (работ, услуг);
- определить методы учета реализации продукции, а также формы расчетов с покупателями;
- на основе фактических данных проанализировать и оценить результаты деятельности предприятия.
При выполнении дипломной работы предполагается изучить законодательную базу Республики Беларусь, которой руководствуются промышленные предприятия при реализации продукции (работ, услуг), а также специальную литературу из отечественной и зарубежной печати.
Статистической базой исследования послужил практический материал предприятия ОАО «Дрожжевой комбинат».
История дрожжевого комбината начинается с 1893 года. В то время братья Раковщики основали на окраине Минска небольшое предприятие, которое выпускало дрожжи и спирт. В 1996 году Минский дрожжевой комбинат преобразован в ОАО «Дрожжевой комбинат».
В настоящее время предприятие специализируется на выпуске хлебопекарных дрожжей прессованных и сухих (мощность 20300 тонн/год). В июне 2002 года на комбинате в эксплуатацию введен цех по производству хлебобулочных изделий (мощность 130 тонн/год), в 2003 году – цех по производству солода ржаного сухого; в 2004 году предприятие закупило новую технологическую линию по производству вина и напитков.
Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «Дрожжевой комбинат» за 2004-2005 гг. представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «Дрожжевой комбинат»
№ п/п
Наименование показателя
Ед. измерения
2005 г.
2004 г.
Темп роста, %
1
2
3
4
5
6
1
Товарная продукция в действующих ценах
млн. руб.
17009
14325
118.7
2
Товарная продукция в сопоставимых ценах
млн. руб.
16745
15190
110.2
3
Среднесписочная численность, всего
чел.
461
381
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16