В международной практике для порядка учета выручки, возникающей от определенных видов сделок и событий, определения критериев и признания выручки предназначен стандарт финансовой отчетности № 18 «Выручка».
На ОАО «Дрожжевой комбинат» реализация продукции осуществляется на основании следующих документов: договор поставки, прейскурант цен, товарно-транспортная накладная, платежное требование.
При взаимных расчетах с покупателями и заказчиками на предприятии используют акцептную и аккредитивную формы расчетов.
К платежам, уплачиваемым из выручки от реализации продукции (работ, услуг), относят:
- акцизы;
- налог на добавленную стоимость;
- сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налог с пользователей автомобильных дорог (единый целевой платеж).
На ОАО «Дрожжевой комбинат» объектом обложения акцизами является выручка, полученная от реализации произведенной продукции на которую установлены следующие твердые (специфические) ставки:
- на виноградные и плодово-ягодные вина – 3320 руб. за 1 литр абсолютного алкоголя (на 2006г.);
- на слабоалкогольные напитки до 7% – 3220 руб. (на январь – март 2006г.).
Налогообложение по НДС производится по следующим налоговым ставкам:
- 10% – на дрожжи, солод, хлебобулочные изделия;
- 18% – безалкогольные и слабоалкогольные напитки, виноградные и плодово-ягодные вина.
В 2006 году единый целевой платеж предприятие уплачивает в размере 3 % величины налоговой базы, в том числе:
- сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки в размере 2 %;
- налог с пользователей автомобильных дорог в размере 1 %.
На ОАО «Дрожжевой комбинат» моментом реализации считается дата оплаты за отгруженную продукцию.
Для учета реализации готовой продукции, выполненных работ и оказанных услуг на предприятии используется счет 90 «Реализация» по соответствующим субсчетам. Именно на этом счете выявляется финансовый результат от реализации – прибыль или убыток путем вычитания из выручки (кредитовый оборот счета) совокупных затрат (дебетовый оборот счета).
Показатели об объемах реализации готовой продукции отражаются в следующих бухгалтерских и статистических отчетах: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; отчет формы № 1-п «О производстве продукции и выполненных работах, услугах промышленного характера».
Проведенный в работе коэффициентный и структурный анализ реализации продукции на ОАО «Дрожжевой комбинат» показал, что за 2004 – 2005 г.:
1) товарная продукция в 2005 г. выросла и в действующих, и в сопоставимых ценах. В то же время наблюдается прирост объема реализованной продукции на 32,48 %. Опережение составляет 4443 млн. руб. Остатки готовой продукции снизились на складе с начало года на 225693 тыс. руб. и составили на 01.10.2005 года 130590 тыс. руб. или 16,5 % к среднемесячному объему производства;
2) отпускные цены на производимую предприятием продукцию формировались в пределах установленного прогнозного индекса роста цен в месяц 0,7 %. В январе 2005 года цены не менялись, а остались на уровне декабря 2004 г.;
3) наибольшее влияние на изменение отгрузки продукции оказало увеличение объема выпущенной продукции на 1819 млн. руб. и увеличение остатков готовой продукции на начало года на 547 млн. руб. и на конец года на 1106 млн. руб. Отсюда общее изменение отгрузки продукции составило + 3472 млн. руб. В свою очередь на объем реализованной продукции наибольшее влияние оказало уменьшение остатков отгруженной продукции на конец года на 2232 млн. руб. и увеличение объема отгруженной продукции на 3472 млн. руб. Отсюда общее изменение объема реализованной продукции составило + 4443 млн. руб.;
4) в 2005 г. произошло значительное увеличение объема реализации по таким наименованиям изделий, как дрожжи, хлебобулочные изделия, слабоалкогольные напитки и вина. В то же время объем реализации солода, хлеба и безалкогольных напитков уменьшился. В связи с этим произошли изменения в структуре, а именно: увеличилась доля дрожжей, хлебобулочных изделий и вин (соответственно на 11,70, 4,09 и 10,68 %) за счет соответствующего уменьшения доли остальных наименований.
Предприятию следует:
1) активнее осуществлять маркетинговую деятельность по расширению рынка сбыта продукции и поддержанию устойчивого спроса на нее, изучать степень конкуренции и пути ее повышения; поиск новых видов продукции, новых областей применения традиционной продукции, способных обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли на внутреннем и внешнем рынках;
2) активнее выводить из производства устаревшее оборудование, которое через амортизацию увеличивает себестоимость продукции, снижая ее конкурентоспособность. Техническое перевооружение позволит увеличить производительность труда, повысить производительность основных фондов, а также повысить качество выпускаемой продукции;
3) внедрять в практику текущего контроля за производством, учета и анализа его результатов компьютерную технику, новые для предприятия информационные технологии.
Реализация данных предложений позволит увеличить объемы производства и реализации продукции, прибыль от реализации продукции и укрепить финансовое состояние предприятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. О бухгалтерском учете и отчетности. Закон Республики Беларусь от 18.10.1994 № 3321-ХП, в редакции Законов от 25.06.2001 № 42-3 и 17.05.2004 № 278-3 //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь – 2004. – № 77, 2/1027.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь. Принят Палатой представителей 28.10.1998 г. Одобрен Советом Республики Беларусь 19.11.1998 г. с последующими изменениями и дополнениями.
3. Постановление Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 11.08.1993 № 536/20 «О мерах по упорядочению торгово-экономических отношений и взаиморасчетов с государствами, ранее входившими в СССР», с учетом изменений.
4. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденное постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.04.2002 № 62, с изменениями от 12.11.2003 № 152 //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2003. – № 133.
5. Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденные Министерством экономики 26.01.1998 № 19-12/397, Министерством статистики 30.01.1998 № 01-21/8, Министерством финансов 30.01.1998 № 3 и Министерством труда Республики Беларусь 30.01.1998 № 03-02-07/300, с учетом изменений от 30.12.2003 № 258/186/256/166.
6. Положение о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденное постановлением Министерством экономики Республики Беларусь от 22.04.1999 № 43, с учетом изменений («Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. – № 39.
7. Положение о порядке отражения в бухгалтерском учете и налогообложении товарообменных операций, утвержденное приказом Министерства финансов и Государственным налоговым комитетом Республики Беларусь от 06.04.1999 № 77/63, с учетом изменений //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. – № 37.
8. Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 № 89, с учетом изменений от 13.11.2003 № 153 //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2003. – № 104, 140.
9. Инструкция по бухгалтерскому учету «Доходы организации», утвержденная постановлением Министерством финансов Республики Беларусь от 26.12.2003 № 181 //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004. – № 9-10.
10. Инструкция о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденная постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2004 № 16 //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004 – № 40.
11. Инструкция о порядке исчисления и уплаты акцизов, утвержденная постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25.01.2006 № 12 //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2006. – № 8/14092.
12. Инструкция о порядке взимания сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей автомобильных дорог в 2006 году, утвержденная постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 23.01.2006 № 8 //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2006. – № 35, 8/13966.
13. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / Н.А. Русак, В.И. Стражев, О.Ф. Мигун и др.; /Под общ. Ред. В.И. Стражева. – Мн.: «Вышэйшая школа», 2002. – 398 с.
14. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Л.Л. Ермолович, Л.Г. Сивчик, Г.В. Толкач, И.В. Щитникова.; /Под общ.ред. Л.Л. Ермолович. – Мн.: «Интерпресс сервис: Экоперспектива», 2003. – 576 с.
15. Бухгалтерский учет: Учебно-практическое пособие /Под общ. ред. Н.И. Ладутько. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. – 824 с.
16. Бухгалтерский учет: Учебник /И.Е. Тишков, А.И. Балдинова, Т.Н. Дементей и др.; Под общ. ред. И.Е. Тишкова, А.И. Прищепы. – Мн.: «Вышэйшая школа», 2004. – 687с.
17. Ильющенко Е.В., Кожарский В.В. Бухгалтерская отчетность: Практ. пос. – Мн.: Интерпрессервис, 2006. – 335 с.
18. Кондаков Н.П. Учет коммерческих расходов производственными организациями. // Главный бухгалтер. – 2002 – № 14. – С. 12-16.
19. Лемеш В.Н. Отчетность. – Мн.: «Информпресс», 2004. – 232 с.
20. Михалкевич А.П. Бухгалтерский учет в зарубежных странах: Учеб. пособие. – Мн.: ООО «Мисанта», ООО «ФУАинфором», 2003. – 202 с.
21. Панков Д.А. Бухгалтерский учет и анализ в зарубежных странах: Учеб. пособие. – Мн.: «Экоперспектива», 1998. – 188 с.
22. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. Пособие / под ред. Г.В. Савицкой. – Мн.: «Новое знание», 2004. – 704 с.
23. Теория бухгалтерского учета: Учеб. /И.Н. Белый, П.Я. Папковская, А.П. Михалкевич; – Мн.: ООО «Мисанта», 2003. – 154 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16