Бухгалтерский учет и анализ готовой продукции

121,0

4

Производительность труда

тыс. руб.

36323

39869

91,1

5

Затраты на 1 руб. товарной продукции

руб.

0,99

0,88

112,5

6

Материальные затраты на 1 руб. товарной .продукции

руб.

0,53

0,44

120,5

7

Выручка от реализации продукции с налогами

млн. руб.

18125

13681

132,5

8

Себестоимость реализованной продукции

млн. руб.

14810

11147

132,9


Бухгалтерский учет на предприятии организован по полной журнально-ордерной форме. Отдельные учетные процессы автоматизированы на базе персонального компьютера. Для целей бухгалтерского учета внедрена бухгалтерская программа, разработанная программистами комбината. Для целей управленческого учета используются электронные таблицы Microsoft Excel.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

 

1.1           Общие принципы и организация реализации продукции в современных условиях


Завершающей стадией процесса кругооборота средств предприятия является процесс реализации продукции (работ, услуг). В результате его осуществления в полном объеме появляется возможность выполнить хозяйствующими субъектами свои обязательства перед бюджетом, кредиторами, банками по взятым ссудам, работникам по оплате труда и т.д. Реализация – основной объемный показатель деятельности предприятия. Реализация представляет собой совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции. Ее основой является заключение договоров (заказов) с покупателями продукции, в которых определяется ассортимент, сроки отгрузки, количество и качество поставляемой продукции, условия поставки, цена, форма расчетов. Нарушение ритмичности в процессе реализации приводит к замедлению оборачиваемости оборотных средств, штрафными санкциями со стороны покупателей и заказчиков за невыполнение договорных обязательств и в целом ухудшается финансовое положение субъектов хозяйствования [23].

На ряде предприятий внедрен ежедневный оперативный учет и контроль выполнения плана поставок в соответствии с договорами и прибыли.

Ежедневный учет отгрузки и реализации продукции ведется в целом по предприятию в разрезе ее видов и покупателей в натуральном и денежном выражении. Сведения о выполнении плана поставок, реализации (отгрузки) и прибыли ежедневно, за пятидневку или декаду представляют руководству предприятия, которые обсуждаются на совещаниях. Оперативный учет отгрузки (реализации) и выполнения договорных обязательств по поставкам продукции можно вести как по данным платежных требований-поручений (счетов-фактур), так и ведомостей № В-2, В-5, В-6, 16, 16/1. Соблюдение договорных обязательств по поставкам продукции по количеству, качеству, ассортименту и срокам контролирует отдел сбыта предприятия в специальных книгах или журналах.

Выполнение плана реализации и накоплений (прибыли, дохода) можно фиксировать в специальных ведомостях (машинограммах) реализации. В этих ведомостях или машинограммах в подлежащем отражается дата и номер платежных требований-поручений (счетов-фактур), а в сказуемом – ассортимент продукции в натуральном и денежном выражении за день и с начала месяца, а также сумма, поступившая в оплату продукции. По данным этой ведомости (машинограммы) можно в любой момент проверить выполнение плана реализации продукции.

Прибыль от реализации продукции определяется как разность между фактически поступившей суммой по продажным ценам (с учетом доплат, скидок, надбавок и за вычетом налогов) и полной себестоимостью реализованной продукции. Реализованная продукция в натуральном выражении используется для определения прибыли прямым счетом.

Фактически полученная прибыль от реализации может также исчисляться умножением фактически сложившегося в предыдущем месяце процентного отношения прибыли к выручке от реализации на стоимость фактически реализованной за день (пятидневку, декаду) продукции (при стабильных отпускных ценах). Кроме того, ее можно получить путем корректирования плановой прибыли фактически реализованной продукции на отклонения нормативной себестоимости продукции, выработанной за истекшие сутки [15].

Однако все эти расчеты примерны и не позволяют вскрыть реальные причины, вызывающие отклонения в получении предприятием прибыли. Точные причины и виновники отклонений могут быть установлены только по истечении отчетного периода.

В целях улучшения оперативного контроля за реализацией продукции и прибылью выгодно использовать современную компьютерную технику, которая дает возможность объединения регистров бухгалтерского и оперативного учета.

 На ОАО «Дрожжевой комбинат» реализация продукции ведется в соответствии с договорами поставки и планом отгрузки. Эти договоры служат средством контроля за соблюдением условий, сроков, качества поставок и своевременностью расчетов с покупателями. Контроль возложен на отдел сбыта предприятия, где ведется оперативный учет отгрузки и выполнения договоров поставки.

Ежедневный учет реализации в разрезе видов продукции по покупателям фиксируется в машинограммах (см. приложение 1) в натуральном выражении. Оперативный учет отгрузки (реализации) и выполнения договорных обязательств по поставкам продукции ведется по данным платежных требований-поручений, а также ведомости № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация». Контроль за оплатой счетов осуществляется в ведомости № В-5, где показывается неоплаченная дебиторская задолженность (дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками») на начало и конец месяца по отпускным ценам. Прибыль от реализации продукции определяется как разность между фактически поступившей суммой по продажным ценам и полной себестоимостью реализованной продукции.


1.2           Нормативно-правовая база по учету реализации продукции (работ, услуг)

 

Основными нормативными документами по учету реализации продукции (работ, услуг) являются:

1)     Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета;

2)     Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности»;

3)     Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации»;

4)     Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг);

5)     Инструкция по бухгалтерскому учету «Доходы организации»;

6)     Положение о порядке формирования и применения цен и тарифов;

7)     Инструкция о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость;

8)     Положение о порядке отражения в бухгалтерском учете и налогообложении товарообменных операций;

9)     Постановление Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь «О мерах по упорядочению торгово-экономических отношений и взаиморасчетов с государствами, ранее входившими в СССР».

В соответствии с Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета [8], сумма выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг отражается в бухгалтерском учете на момент ее признания в соответствии с учетной политикой организации:

-       при признании в бухгалтерском учете выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг по мере отгрузки товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг (метод начисления) – по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и других и кредиту счета 90 «Реализация» субсчет 90/1 «Выручка от реализации». Одновре­менно себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг списывается с кредита счетов 20 «Основное производство», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 44 «Расходы на реализацию" и других в дебет счета 90 «Реализация» субсчет 90/2 «Себестоимость реализации»;

-       при признании в бухгалтерском учете выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг по мере оплаты отгруженных товаров, продукции, выполненных работ, оказанных услуг – по дебету счетов учета денежных средств 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», счетов учета расчетов и других и кредиту счета 90 «Реализация» субсчет 90/1 «Выручка от реализации». Одновременно себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг списывается с кредита счета 45 «Товары отгруженные» в дебет счета 90 «Реализация» субсчет 90/2 «Себестоимость реализации».

Согласно Закону Республики Беларусь от 18.10.1994 № 3321-ХП «О бухгалтерском учете и отчетности» в редакции [1], метод определения выручки может быть пересмотрен при формировании учетной политики на следующий отчетный год. Согласно статье 6 Закона изменения в учетной политике организации могут иметь место в случаях:

-       реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) организации;

-       изменения законодательства Республики Беларусь;

-       изменения условий деятельности.

В соответствии с пунктом 12 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» [4], изменения в учетной политике организации в целях обеспечения данных бухгалтерского учета должны вводиться с начала отчетного года, быть обоснованными и оформленными Если изменения в учетной политике организации влияют на метод признания выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг (метод признания выручки «по оплате» меняется на метод «по отгрузке»), то списание на счета учета реализации товаров, продукции, работ, услуг, отгруженных до начала отчетного года, производится «по оплате» в течение первого квартала отчетного года.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать