Формирование системы стимулирования поведения работников предприятий

Нематериальные стимулы неразрывно связаны (не отделимы) с организационно-техническими, психо-физиологическими, соцально-экономическими, общественными системами, такими как организационно-функциональная система управления, система управления трудом, система участия работников в управлении и др. Без этих систем не может функционировать производство. Но одновременно все эти системы, как правило, таят в себе определенные стимулы. Вот почему при разработке и применении различных систем управления необходима тщательная их экспертиза на содержание в них стимулов, оценка этих стимулов с точки зрения возможного воздействия на поведение работников. Нельзя не учитывать, что эти стимулы способны существенно усиливать действие материальных стимулов, но могут и ослаблять их. При достижении же определенного (высокого) уровня удовлетворения материальных и культурных потребностей работников действенность стимулов все больше перемещается из зоны материальных стимулов в зону нематериальных стимулов.

Добиться действенности, результативности системы стимулирования поведения работников не просто. С одной стороны необходима соответствующая разработка каждой системы. И в этой связи важно, чтобы воздействие каждой системы было нацелено на определенное поведение, определенный его вид, а не вообще на хорошую работу. Последняя складывается из многих составляющих и стимулирование по большей части должно быть направлено на эти составляющие, хотя добиться этого не всегда возможно, а иногда и не следует. Кстати лишь при индивидуализации систем можно реально вести разговор о затратах на применение системы стимулирования, о ее эффективности. В рыночных же условиях все затраты должны окупаться. Конечно, оценить эффективность системы, вычленить его из общего эффекта работы предприятия, достаточно сложно, но используя различные как прямые, так и косвенные показатели, а также различные системы оценки – все же можно.

С другой стороны, необходима увязка, согласование всех систем с тем, чтобы они действовали в общем русле и не противоречили друг другу.

В третьих, при разработке нематериальных систем стимулирования следует учитывать, что системы управления, с которыми они непосредственно связаны, являются самостоятельными и имеют большое значение независимо от того, какие стимулы таятся в этих системах управления. Разработка организационно-функциональной системы управления – это важное требование производства. Она может по началу быть пассивна к стимулам, может даже вызывать отрицательные мотивы. Задача управления персоналом состоит в том, чтобы доработать, отладить эту систему, сделать так, чтобы она содержала в себе позитивные стимулы на поведение.

Или другой пример, система управления подготовкой кадров и повышением их квалификации. Она существует в интересах производства, без нее производство по большей части не возможно. И опять задачей управления персоналом является сделать так, чтобы в системе подготовки кадров и повышении их квалификации содержались такие элементы, которые заинтересовывали бы работников в активном позитивном поведении.

Вот почему увязке и согласованию должны подлежать не только все стимулирующие системы и системы управления, содержащие в себе стимулы, но и эти системы с факторами и резервами производства, которые к стимулам не имеют прямого отношения. Результаты работы на производстве интегральны по своей сути. И для того, постоянно обеспечивать высокие результаты работы, необходимо постоянно решать интегральные уравнения, взвешивая на весах достижения целей предприятия все звенья жизнедеятельности предприятия, как нацеленные на стимулирование поведения, так и не имеющие такой задачи.

Имея в виду отмеченные сложности в формировании системы стимулирования поведения работников было бы правильно разрабатывать на предприятиях планы (мероприятия) по развитию систем стимулирования поведения, в качестве составной части плана (мероприятий) по управлению персоналом. План формирования систем должен содержать перечень факторов воздействия (благ), которые целесообразно задействовать в данный период времени, чтобы добиваться определенных реакций от работников, в которых остро заинтересовано предприятие, а также затраты и эффект от использования систем стимулирования.

















Глава 2. Система материального стимулирования поведения работников предприятий.

Параграф 1. Заработная плата в решении задачи стимулирования поведения работников.

Заработная плата является основным средством воспроизводства рабочей силы, удовлетворения материальных и культурных потребностей работника и его семьи, была и остается главным источником денежных доходов работников, используется в качестве важного экономического стимула труда. Отсюда уже необходимость рассмотрения заработной платы с позиции возможного ее использования для стимулирования поведения работников  предприятий, т.е. рассмотрение института заработной платы в решении задачи стимулирования поведения. И сразу же нельзя не увидеть, что на этом пути имеются определенные преграды не только практического (заработная плата, ее системы достаточно четко формализованы и организованы), но и теоретического характера.

  В теории заработной платы сложилось два представления о ее сущности. Первая – заработная плата это цена рабочей силы. Такое представление исходит из того, что в рыночных отношениях, где господствуют отношения купли продажи, где все продается и покупается, на рынке встречаются труд и капитал. Труд это граждане, которые не владеют средствами производства, а имеют в своем распоряжении лишь способность к труду, рабочую силу. Капитал, который также представляют граждане, имеет в своей собственности заводы, фабрики, железные дороги и другие средства производства.

Капиталу остро необходима рабочая сила, так как без нее не может функционировать производство, не может функционировать капитал. И капитал покупает на рынке рабочую силу, которая находится в безвыходном положении: труду нечего больше продать, кроме своей способности к труду. Причем продажа рабочей силы происходит по цене, которая складывается на рынке под влиянием спроса и предложения на рабочую силу в данный период времени, в данной национальной и региональной экономиках при жесточайшем давлении со стороны капитала в сторону снижения  стоимости рабочей силы в погоне за сверхприбылью. В таком случае рабочая сила становится товаром, а цена рабочей силы становится заработной платой, которая выплачивается работникам предприятий.

Поскольку капитал покупает рабочую силу на рынке, она после совершения сделки купли продажи, которая может быть облачена в любую юридическую форму, вплоть до трудового договора, поступает в полное распоряжение предприятия  - работодателя. Полное распоряжение – это самое главное в отношениях между трудом и капиталом применительно к использованию труда на предприятии. Оно означает, что капитал использует рабочую силу в соответствии со своими нуждами, он командует работниками, определяет, где им работать, как работать и какой получать результат от работы.

Очевидно, что при таких отношениях между трудом и капиталом, трудно даже себе представить, чтобы в сферу заработной платы могло входить поведение работников, нацеленное на достижение целей предприятия. Цели предприятия могут быть лишь чужды работнику, как и весь капитал, который приобрел его рабочую силу. Работнику чужда и та работа, которую он выполняет, он вынужден это делать, так как в противном случае лишится работы и заработка, как единственного средства к существованию. Да и капитал в таком случае понимает, что от работника ждать нечего, кроме того, что будет четко определено в виде нормы или задания. Отсюда стремление четко пронормировать работу и четко учесть результаты труда.

Второе представление – заработная плата является вознаграждением за труд. Причем указанное вознаграждение работник получает в обмен на определенные результаты труда, которые он передает предприятию. Это представление о заработной плате сложилось относительно недавно, во второй половине прошлого столетия. Оно было связано с развитием трудовых отношений между наемными работниками и работодателями (предприятиями).

Возникновение и развитие таких отношений происходило под влиянием ряда причин. Рабочие и служащие объединились в мощные организации – профсоюзы. Предприниматели объединились в предпринимательские союзы. Это привело к резкому обострению классовой борьбы. Со стороны наемных работников были выдвинуты многие принципиальные требования об улучшении условий работы, в том числе повышении их заработной платы. В этих условиях государство было вынуждено перейти к законодательному регулированию отношений между наемными работниками и работодателями. Появилось законодательство о труде, о профсоюзах, о системе трехсторонних отношений, где наряду с отмеченными двумя сторонами важную роль стало играть государство. В правом положении наемные работники и работодатели становятся равноправными сторонами отношений, «партнерами». Угроза же забастовкой со стороны объединенных наемных работников в экономическом отношении оказалась явно невыгодной для капитала ситуацией. С ней приходилось считаться, и лучше было вступить в переговоры и выработать новые или уточнить действующие трудовые нормы в коллективных договорах и соглашениях, чем терпеть невосполнимые убытки.

Так в развитых рыночных странах под воздействием изменений в производительных силах и  общественных отношениях взаимоотношения между наемными работниками и работодателями в сфере использования труда превратились по сути своей в трудовые отношения. В этих отношениях работники в соответствии с заключенными ими с работодателями трудовыми договорами берут на себя обязательства передавать работодателям определенные результаты своего труда или ожидаемые от работы результаты, а работодатели обязуются выплачивать работникам за эти результаты работы определенное вознаграждение и обеспечивать нормальные условия работы. Такого рода отношения и позволили говорить об обмене результатов труда на вознаграждение.

Однако и при таком отношении между трудом и капиталом в сфере заработной платы трудно найти место для стимулирования поведения работников. Любой обмен предполагает эквивалентность обмениваемых объектов: определенный результат на определенное вознаграждение. Эквивалентность требует четкого определения результата и вознаграждения. Поведение не может быть представлено в виде конкретного результата труда, и за него невозможно установить конкретное вознаграждение. Эквивалентные отношения дистанцируют две стороны, обе стремятся к четкой локализации своих объектов: не больше и не меньше, что естественно предполагает, если это выгодно сторонам: за больший результат должно полагаться большее вознаграждение и наоборот.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать