Оплата труда предполагает, что труд выступает в виде определенного результата, конкретного результата, и поэтому такое определение заработной платы на прочь исключает многие формы поведения работников крайне необходимые предприятию. Вот почему понятие труд следует заменить понятиями работа, деятельность (действия), вклад. Очевидно, что все эти три понятия не отрицают, а предполагают и результаты работы, даже конкретные результаты, если это диктуется условиями производства, но понятие результаты должно теперь рассматриваться в рамках понятий работа, деятельность, вклад, которые включают в себя различные формы поведения работников предприятий.
И опять же должно быть сделано уточнение, что денежная или приравненная к ней форма оплаты (компенсация) не является только заработной платой, а выступает также в виде социальных выплат, льгот и услуг. И здесь должны быть определены соотношения между ними и заработной платой, ориентируясь во многом на те же факторы, о которых мы говорили применительно к различным формам стоимости человеческого ресурса.
Стимулирующее воздействие заработной платы проявляется через ее организацию, соответствующее построение и использование ее подсистем: тарифной системы, форм заработной платы, премиальных систем. И в этой связи немалое значение придается определению принципов или общих требований к организации заработной платы. В экономической литературе принципы организации формулируются не всегда одинаково, но сущность их малочем отличается.
Очевидно, что в нашей работе нет оснований определять принципы организации заработной платы. Но в тоже время имеется прямая необходимость высказать наши соображения по дополнению или изменению принципов с позиции стимулирования на основе заработной платы не только труда и его результатов, но и поведения.
1. Организация заработной платы и построение ее элементов должны быть ориентированы на такой уровень оплаты труда, который бы порождал у работников заинтересованность не только в выполнении заранее установленных норм (а если это необходимо и их перевыполнении), но и таком поведении, которое соответствует достижению целей предприятия.
2. В условиях значительной инфляции, которая характерна для нашей страны, необходимы частые пересмотры уровней заработной платы, приведение их в соответствии с размерами инфляции, так как в противном случае у работников не будет развиваться корпоративная идеология, они не будут в своей работе исходить из достижения целей предприятия. Наряду с «инфляционным» ростом заработной платы должен обеспечиваться ее рост в определенной пропорции с повышением дохода предприятия. Причем эти пропорции должны быть известны работникам. Именно эта известность, а следовательно и обязательность роста заработной платы на определенный процент, должна являться активным стимулом к поведению работников, нацеленному на достижение целей предприятия, так как достижение этих целей обеспечивает искомый доход, а следовательно и рост заработной платы.
3. Заработная плата не обязательно должна быть связана с конкретными результатами труда, но и не должна быть оплатой за должность, за занятие того или иного рабочего места, за явку на работу, она должна зависеть от выполнения работником, определенных для него и других таких же работников должных, профессиональных функций. Причем эти функции должны быть представлены как совокупность норм и правил поведения на рабочем месте, производственном цехе и предприятии, включая не только выполнение установленных производственных операций, но и выполнение всех тех работ, которые могут возникнуть, могут потребоваться на рабочем месте.
4. Установление таких соотношений в оплате между работниками различных профессий и квалификаций, занимающих различные рабочие места по их условиям, значимости и ответственности на предприятии, которые были бы признаны работниками как справедливые и правильно оцененные в системе разделения труда на предприятии. С точки зрения активного поведения работников, нацеленного на достижение целей предприятия, не имеет принципиального значения качественная и другая оценка труда работников, выполненная с позиции научных методов. Работники сами оценивают различия в работе, и у них складывается своя оценка соотношений в оплате. При оплате за конкретные результаты труда это не имело принципиального значения, при включении в оплату фактора поведения работников это значение значительно возрастает.
5. Исключение в оплате всякой дискриминации в оплате труда. Ни пол, ни возраст, ни наличие или отсутствие каких либо документов, скажем паспорта и его прописки, ни родственные и другие отношения и т.д. не должны служить основанием для выплаты большей или меньшей заработной платы. Каждый такой факт будет ослаблять поведенческую дисциплину, приводить к тому, что в сознании работников ответственное, творческое, активное поведение будет отодвигаться на задний план.
6. Безусловная, своевременная выплата заработной платы в определенных размерах. Любые задержки с выплатами заработной платы подрывают авторитет предприятия, ухудшают к нему отношение со стороны работников, ставят под сомнение необходимость поведения, соответствующего достижению целей предприятия.
7. Стимулы заработной платы, включающие заинтересованность работников в определенном их поведении не должны смазываться или даже уничтожаться антистимулами, вызывающимися существенными недостатками в организации труда и производства, управлении персоналом и предприятием в целом. С принципиальной стороны заработной платой нельзя купить поведение. На него одновременно воздействуют все другие внешние факторы, вся внешняя по отношению к работнику среда. И если эта среда «скверная»: условия труда плохие, организация производства не отлажена, управление персоналом «палочное» и т.д., то все эти факторы могут составить антистимулы такой силы, которая будет приводить к антиповедению, несмотря на казалось бы отлаженную систему заработной платы.
Организация заработной платы призвана активно воздействовать как на развитие потенциальных возможностей работника, т .е. развитие его личностного потенциала, так и на достижение им хороших результатов работы, надлежащего поведения. Когда речь идет о личностном потенциале, то здесь можно отметить такие качества, как знания, квалификация, опыт, навыки, воспитание и т.д., т.е., если так можно сказать, нажитые способности, нажитой потенциал, и те качества, которые можно охарактеризовать как врожденные, генетические: смекалка, активность, изобретательность, ответственность, способности слушать, осязать и др. Естественно, что эти генетические способности также могут развиваться и усиливаться. Что касается результатов работы и поведения, то о них мы уже говорили.
Выскажем мнение, что развитие потенциальных возможностей должно опережать потребности предприятий в тех или других результатах работы и даже формах поведения работников. С одной стороны, общество всегда заинтересовано в накоплении капитала, в том числе человеческого ресурса возрастающей стоимости, с другой, не так то просто добиться такого положения, когда работники полностью выкладывают все свои способности, работают в полную силу. Обычно это не так, и резервы не использованного потенциала – значительны.
Отсюда и значимость задачи, которая стоит перед организацией заработной платы: не только «совместно» с другими материальными и нематериальными формами стимулирования способствовать формированию высокого, все возрастающего личностного потенциала работников, но и как можно более полно «преобразовывать этот потенциал в кинетическую энергию», позволяющую достигать высоких результатов и надлежащего поведения работников.
Организация заработной платы прямо и непосредственно связана с отношениями найма или заключением между работниками и предприятием договора (соглашения) о его работе на предприятии. И в этой связи возникает вопрос: Если предметом трудового соглашения между работниками и предприятием перестает быть обмен результатов труда на вознаграждение за этот труд, то что же тогда становится таким предметом? Представим, что этим предметом является выполнение работником определенных функций, основными, главными из которых являются профессиональные, квалификационные функции, и за выполнение определенных функций работник получает определенную оплату.
Этот принцип, подход должен в равной мере подходить, быть обоснованным как для рабочих, так и специалистов, служащих и многих менеджеров. Любой работник на предприятии, если потребность в нем реально установлена, должен выполнять определенный круг функций, так как в противном случае производство не сможет функционировать. И поскольку выполнение работником определенных функций, степень и качество их выполнения результируют в себе поведение работников, то в таком случае мы можем говорить, что заработная плата начинает выполнять задачу стимулирования поведения работников.
Применительно к специалистам и служащим такой подход к определению объекта оплаты может не вызывать сомнений. Применительно же к рабочим вопросы могут возникнуть. И для того, чтобы их развеять в дополнение к тому, что уже было сказано с диссертации, остановимся на проблемах нормирования труда в новых рыночных условиях. Ниже будет показано, что рассмотрение этой проблемы прямиком выводит на необходимость изменения объекта оплаты труда.
В плановой централизованной экономике, рассчитанные по соответствующим методикам и ориентированные на конкретные организационно-технические условия рабочих мест и производственных участков, нормы являются основой определения затрат на труд, трудоемкости и численности персонала. Еще раз подчеркнем, что во всей этой работе примат отводится нормам труда. Используемые в разных формах, они являются основой и оплаты труда. В рыночных отношениях численность персонала и затраты на персонал в конечном счете определяются рыночными отношениями. Рынку, как экономически самостоятельно действующей системе, безразлично какие нормы и каким работникам будут установлены на предприятии. Рынок ориентируется на стоимостные отношения, на показатели затрат на персонал, стоимость человеческого ресурса, как элемента стоимости товара.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28