Результатом исследований является оценка потенциальных возможностей предприятия и его позиций на конкретном рынке или его сегменте. Оценка уточняется в процессе дальнейшей деятельности при разработке программы маркетинга путём сопоставления сложившейся на определённый момент рыночной конъюнктуры с производственными, финансовыми, трудовыми и иными ресурсами предприятия. Достоверность результатов оценки, правильное позиционирование во многом определяют эффективность деятельности фирмы на рынке [35].
Объектом исследования является анализ долей рынка (общий объём) в секторе транспортировки продуктов питания рынка авиаперевозок Московского региона и анализ товарооборота компании ОАО “АБТ Чартер” в сравнении с компаниями - конкурентами (по приоритету услуг: 1. транспортировка продуктов питания и 2. обслуживание VIP-клиентов).
В силу ограниченности информации и объёма дипломной работы, исследования ёмкости рынка и доли, занимаемой ОАО “АБТ Чартер” в полном объёме не проводились.
Результаты анализа общего объёма услуг в секторе авиаперевозок продуктов питания показаны на рисунке 1.1. В таблице 1.1 представлено сравнение товарооборота компании ОАО “АБТ Чартер” с конкурирующими компаниями за 2002 – 2004 годы. Из представленных данных видно, что ОАО “АБТ Чартер” делит лидирующие позиции с компанией “Ист-Лайн”, незначительное отставание имеет компания “Стримлайн” (13%), замыкает группу лидеров фирма “Феррас”, имеющая около 9% общего объёма в секторе авиаперевозок продуктов питания.
Лидерство “АБТ Чартер” можно объяснить следующими причинами:
· компания имеет ассортиментный перечень услуг, который позволяет удовлетворить широкий спектр спроса;
· компания специализируется только в секторах транспортировки продуктов питания и обслуживания VIP-клиентов, в то время как конкуренты являются операторами авиаперевозок пассажиров, коммерческих грузов оптовой и розничной торговли;
· реализацией одного из основных принципов фирмы ОАО “АБТ Чартер” - предоставить каждому клиенту требуемый сервис и качество, которому он может доверять;
Рис.1.1. Анализ долей рынка (общий объём) в секторе авиаперевозок продуктов питания за I полугодие 2005
Сравнение товарооборота компании компания “АБТ Чартер” с компаниями конкурентами за 2002 – 2004 годы
Табл. 1.1
Название фирмы
2002 год
2003 год
2004 год
“Ист-Лайн”
17%
17,7%
18%
“АБТ Чартер”
16,2%
16,4%
17%
“Стримлайн”
8,5%
7,2%
12,1%
“Феррас”
10,3%
9,1%
9,1%
“Русаэро”
12%
9,6%
5,9%
“Аэрорент”
1,1%
2,5%
3,7%
“ФортАэро”
0,9%
1,5%
1,9%
другие
37%
36%
32,3%
· ОАО “АБТ Чартер” в Московском регионе проводит целенаправленную политику по увеличению своей доли на рынке. Так, только за 2003-2004 товарооборот увеличился вдвое (см. рис. 1.2 и 1.3);
· отличной репутацией. Всего перевезено более 47 000тн грузов, обслужено свыше 7 000 клиентов из 19 стран. У фирмы около 100 партнёров.
Анализируя данные таблицы 1.1 можно сделать следующие выводы:
1. чётко выражена тенденция к монополизации рынка в секторе авиаперевозок продуктов питания в Московском регионе - доля рынка, занимаемая её ведущими представителями, неуклонно возрастает. Доля рынка, приходящаяся на другие компании, весьма значительно снижается;
2. только две ведущие компании “Ист-Лайн” и ОАО “АБТ Чартер” демонстрируют устойчивую тенденцию увеличения своего лидирующего положения на этом рынке, что, конечно, является результатом достаточно устойчивой и целенаправленной работы указанных компаний по совершенствованию своей деятельности;
3. из таблицы видно, что наблюдается серьёзная конкурентная борьба в результате монополизации рынка. Об этом свидетельствуют скачки в размере доли данного рынка, характерные для ряда компаний. Причём у некоторых компаний наблюдается явная тенденция к снижению своего присутствия: доля, занимаемая компанией “Русаэро” за два года сократилась вдвое.
Рис.1.2. Сравнение товарооборотов Оао “АБТ Чартер” за 2003, 2004 и 2005 годы (руб.)
Рис.1.3. Сравнение количества заказов Оао “АБТ Чартер” за 2003, 2004 и 2005 годы (тонно-километры)
Анализ хозяйственной деятельности предприятия.
ОАО “АБТ Чартер” был образовано в 1997 году. Главный офис компании расположен во Внуково. Имеются два территориальных офиса в аэропортах Внуково и Домодедово. Основная деятельность компании “АБТ Чартер” на рынке авиаперевозок осуществляется в двух направлениях:
1. оказание услуг в аэропортах самолётам и их экипажам, в том числе иностранных компаний, бизнес-рейсов и VIP-клиентов;
2. авиаперевозки продуктов питания и связанные с ними услуги по хранению и транспортировке продуктов питания.
Как оператор данных сегментов рынка авиаперевозок предприятие широко использует услуги субподрядных организаций (государственных и частных компаний) и сама выступает в данной роли.
Ежемесячный оборот составляет ~ $400 000. Ежедневно обслуживается свыше 30 клиентов и перевозится более 40 тн грузов.
Анализ товарооборота и количества заказов основан на соответствующих отчётах за 2003, 2004 и I квартал 2005 года.
На рисунке 1.2 показан товарооборот за 2003-2005 годы (руб.). Из данных рисунка видно, что среднегодовой товарооборот ресторана Оао “АБТ Чартер” увеличился в несколько раз: в 2 раза в 2004 по сравнению с 2003 и почти в 2 раза в I квартале 2005 года по сравнению с таким же периодом 2004 года. Этот успех является итогом ряда факторов: профессионального управления ресурсами, включая постоянное обучение персонала, активным маркетингом и новациями. Реконструкции, проводившиеся в ноябре 2003 и ноябре 2004, характеризуются уменьшением товарооборота до нуля. Однако они позволили в дальнейшем не только компенсировать, но и значительно улучшить многие показатели эффективности деятельности компании. Заметным улучшением в деятельности фирмы, что можно видеть на данном рисунке, а также на рис.1.3, является ослабление сезонной зависимости. Спады, наблюдавшиеся в середине лета, значительно нивелированы, а уменьшение активности в зимний период хотя и явно выражено, но в значительной мере компенсируется возросшим среднегодовым товарооборотом.
Количество заказов за 2003-2005 годы иллюстрирует рис. 1.3. Видно, что количество заказов при их сравнении в соответствующие периоды, имеют тенденцию к уменьшению при росте величины среднегодового товарооборота.
В условиях рынка, когда хозяйственная деятельность предприятия и его развитие осуществляются за счёт самофинансирования, а при недостаточности собственных финансовых ресурсов за счёт заёмных средств, большое значение приобретает финансовая независимость предприятия.
Запас финансовой устойчивости предприятия - это запас источников собственных средств при условии оценки его собственных средств по:
· соотношению собственных и заёмных средств в активах предприятия;
· темпам накопления собственных средств в результате хозяйственной деятельности;
· соотношению долгосрочных и краткосрочных обязательств предприятия;
· достаточности обеспечения материальных оборотных средств собственными источниками [ ].
Бухгалтерский баланс характеризует изменения финансового состояния предприятия по сравнению с началом отчётного периода, а отчёт о финансовых результатах отражает результаты финансово-хозяйственной деятельности за период с начала и до конца отчётного 2003 года.
В балансе отражена характеристика понятий актива и пассива, в целом отвечающая условиям рыночной экономики. Активы предприятия отражены в балансе как стоимость имущества и долгосрочных прав, которыми оно располагает и контролирует на отчётную дату. Пассивы - это обязательства предприятия по займам и кредиторской задолженности, погашение которых приведёт к уменьшению стоимости имущества или поступающих доходов. В таблице 1.2 приведены данные бухгалтерского баланса за отчётный период по рассматриваемым ниже разделам.
В первом разделе актива баланса сосредоточены сведения о стоимости основных средств и нематериальных активов, капитальных вложений, авансов подрядчикам, долгосрочных финансовых вложений. Здесь же размещается информация об использовании прибыли, убытках, расчётах за имущество.
Во втором разделе актива баланса отражается стоимость находящихся в распоряжении предприятия материальных оборотных средств: готовую продукцию и товары, производственные запасы, незавершенное производство.
В третьем разделе актива баланса приводятся данные о наличии денежных средств в кассе и на банковских счетах; о расходах на приобретение краткосрочных ценных бумаг и других финансовых вложениях, о задолженности дебиторов за товары и услуги и по другим операциям.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29