Размер кредиторской задолженности за рассматриваемый период в среднем составляет 34,7 млн. руб. В 2002 г. и 2006 г. фактические значения были несколько ниже указанной средней величины. Размер суммарной кредиторской задолженности в 2006 г. по отношению к 2002 г. составил на 6,8 млн. руб. или на 24,7% больше.
Следует отметить, что рост кредиторской задолженности связан только с увеличением суммы полученных займов, величина которых в 2006 г. по отношению к 2002 г. составила 292,1% или на 14,1 млн. руб. больше. Величина прочих элементов кредиторской задолженности в основном уменьшилась. Исключение составляет сумма авансов полученных, которой не было на конец 2002-2003 гг., а в 2006 г. составила231 тыс. руб.
Рассмотрим еще один важный финансовый показатель – ликвидность. Основываясь на данных бухгалтерского баланса годового отчета за 2006 г. нами были рассчитаны коэффициенты по известным принятым формулам [14, 29] и сведены результаты этих расчетов в табл. 10.
Таблица 10
Оценка
ликвидности баланса и платежеспособности
ОАО «Сеятель» на конец 2005 г. - конец 2006 г.
Показатели |
2005 г. |
2006 г. |
Изменения |
|
абс. |
% |
|||
Абсолютно ликвидные средства, тыс.руб. |
1 |
510 |
509 |
в 510 раз |
Быстрореализуемые активы, тыс.руб. |
3224 |
1895 |
-1329 |
58,8 |
Медленнореализуемые активы, тыс.руб. |
14297 |
10117 |
-4180 |
70,8 |
Труднореализуемые активы, тыс.руб. |
9413 |
9973 |
560 |
105,9 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
около 0 |
0,015 |
+0,015 |
- |
Коэффициент текущей ликвидности |
0,37 |
0,29 |
-0,08 |
78,8 |
Из данных табл. 10 следует, что как абсолютная, так и относительная величина активов за исследуемый период уменьшились. Величина абсолютно ликвидных средств на начало года была практически нулевая. Быстрореализуемые активы уменьшились в своем объеме более чем на 40%, медленнореализуемые – почти на 30%, а труднореализуемые активы увеличились на 5,9%. Это стало следствием снижения величины коэффициентов ликвидности, которые и без того слишком малы.
Коэффициент абсолютной ликвидности (т.е. отношение величины денежных средств к краткосрочным обязательствам) увеличился с нуля до 0,15, что является все равно недостаточным его значением и свидетельствует об острой нехватке свободных денежных средств. Коэффициент текущей ликвидности (отношение стоимости оборотных активов предприятия к его краткосрочной задолженности), снизился с 0,37 до 0,29 или более чем на 20%. При рекомендуемом значении 2,0 его величина также явно недостаточна.
На основании проведенного анализа состояния исследованного предприятия можно сделать вывод о его неустойчивом финансовом положении.
В ситуации, когда ликвидность уменьшается, кредиторская задолженность растет, дебиторская задолженность сокращается, прослеживаются признаки производственно-финансового кризиса хозяйства, что может привести к банкротству. В последующих главах мы попытаемся дать рекомендации Хозяйству по увеличению общего уровня рентабельности производства за счет внедрения производства и применения органического удобрения нового поколения.
С помощью бизнес-плана ниже будет рассмотрена приемлемость данного проекта, но сначала необходимо подробнее разобраться в сути бизнес планирования, видах бизнес-планов, в структуре типового бизнес-плана на новый вид продукции, что и будет сделано в следующей главе.
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1. Виды, роль и место бизнес-планов в системе
планирования деятельности предприятий
Центральным звеном организации любого дела, его стержнем, как известно, является планирование. Ранее в советском Союзе, при наличии государственного управления, вопросы планирования решались централизованно, и у предприятий главной задачей являлось вовремя выполнить поступивший «сверху» план, чтобы потом получить премии и ждать следующего плана.
В настоящее время большинство предприятий являются негосударственными коммерческими организациями, которые организованы и функционируют «на свой страх и риск», а, следовательно, не имеют никаких распоряжений в виде планов из вышестоящих органов и государственных учреждений.
Более того, большинство коммерческих фирм в Российской Федерации не имеют собственных официально принятых планов. Нет и необходимого механизма планирования. Планирование подменяется различными решениями собственников и управленцев о тех или иных направлениях хозяйственной деятельности, которые, в лучшем случае, рассчитаны на ближайший период времени и не предусматривают ориентации на перспективу.
Это можно объяснить слишком быстрым изменением рыночной ситуации, малочисленностью управленческого персонала на предприятиях, авторитетом управляющих крупными предприятиями, имеющих солидный опыт хозяйственного руководства, хотя практика часто ставит в тупик и таких опытных руководителей. Кроме того, во многих случаях причиной отсутствия планирования является отсутствие у руководителей достаточных знаний в области менеджмента в условиях рыночной экономики. Многие ныне действующие руководители – это люди почтительного возраста, получившие образование при административно-плановом режиме и порой знающие о новой системе хозяйствования лишь то, что прежние способы управления «никуда не годятся».
О допущенных ошибках, просчетах, потерях становится известно только при сдаче баланса, хотя и обстоятельные отчеты о финансовых результатах не смогут вернуть потерянные деньги и время. По этой причине многие предприятия оказались в сложном финансовом положении или вообще на грани банкротства.
Итак, принятие разного рода текущих решений, даже самых своевременных, никогда не заменит планирования: разработки долгосрочного и перспективного бизнес-плана. С его помощью можно привлечь необходимые именно в данный момент финансовые ресурсы. Проведенное в середине XX века американским социологом Д.Карнеги исследование, посвященное вопросам эффективности деятельности коммерческих предприятий, показало, что финансовый успех на 5/6 зависит от умелых и своевременных действий управленческого персонала и лишь на 1/6 – от обеспеченности материально-техническими ресурсами. Данное соотношение говорит о большей степени важности управления и особенно планирования, благодаря которому предприятие будет вовремя обеспечено необходимыми ресурсами, средствами производства. Умелое руководство с помощью планирования прогнозирует потребность и наличие необходимых ресурсов, а также осуществляет поиск их источников в случае нехватки.
Даже в такой предпринимательской стране, какой являются США, предприятия создаются и закрываются с ошеломляющей скоростью. Статистика показывает, что к концу первого года работы по крайней мере 40% предпринимателей вынуждены закрыть свое дело. Из тех, кто сумел выжить в первые пять лет, 80% закроют свое дело в следующее пятилетие.
Чаще всего это можно объяснить недальновидным планированием, недостаточной широтой охвата всей совокупности внешних и внутренних факторов деятельности предприятия. Бизнес-план с его рекомендуемой структурой призван помочь предпринимателю проанализировать главнейшие из этих факторов, выявить и обосновать границы эффективности предполагаемых инвестиций.
Кроме того, в условиях нехватки свободных материально-финансовых ресурсов умело составленный бизнес-план способен привлечь тех кредиторов, которые к процессу кредитования подходят не с точки зрения залога имущества, а окупаемости вкладываемых средств.
Все это говорит о том, что умение составлять бизнес-план в настоящее время приобретает особую актуальность и значимость для разнообразных товаропроизводителей.
Результаты исследований, проведенных инвестором на стадиях прединвестиционной фазы, по определенной схеме систематизируются и представляются в виде бизнес-плана. В зависимости от «продвинутости» проекта, бизнес-планы на разных стадиях проекта, сохраняя свою структуру и основные разделы, будут отличаться глубиной проработки разделов и детализацией приведенных в них данных.
Бизнес-план ориентирован, как правило, на внутренних и внешних пользователей, поэтому первоначальное содержание этого документа, базируясь на одних и тех же исходных материалах, может варьировать.
При внутреннем использовании с помощью бизнес-плана персонал управления предприятия проводит выработку стратегии предприятия, оценку конкурентоспособности предприятия на действующем или новом рынках, а также намечает круг проблем и задач для достижения намечаемых целей. В данном случае первостепенным является достоверность и информативность представленных в бизнес-плане материалов.
Потенциальным инвестором или деловым партнером бизнес-план используется для оценки финансовой и экономической эффективности намечаемых совместных проектов и возможности возврата вложенных в проект средств, поэтому требование к достоверности и информативности сохраняется, но в этом случае бизнес-план служит решению еще одной задачи — привлечь внимание потенциального инвестора и вызвать его интерес к рассматриваемому проекту.
Говоря о бизнес-планах вообще, следует выделить их некоторые разновидности. Так, по мнению различных современных экономистов, существует бизнес-предложение, обычный бизнес-план и расширенный бизнес-план. Несколько выше, говоря о важности бизнес планирования, мы упоминали назначение и важность в основном обычного бизнес-плана. Рассмотрим суть и назначение всех трех типов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20