Бизнес-предложение представляет собой краткую, объемом 2-5 страниц информацию о конкретном инвестиционном проекте и предназначающуюся главным образом для потенциальных инвесторов. В бизнес-предложении указывается краткое описание сути инвестиционного проекта, суммарная потребность финансирования, основные итоговые финансовые показатели проекта. Указывается объем собственных инвестиций, а также требуемая сумма заемных средств для удовлетворения потребности в финансировании полностью. Указываются предлагаемые условия платности, срочности и возвратности требуемой суммы заемных средств для ознакомления с ними потенциального инвестора.
Краткое описание сути инвестиционного проекта должно заинтересовать инвестора и не оттолкнуть его от дальнейшего более тщательного изучения подробностей инвестиционного проекта для получения уверенности в разумности вложения средств в данный проект, в допустимости уровня риска.
Предприниматель – потенциальный инвестор, сталкивается с различными по сути, объемам требуемых вложений, рискам бизнес-предложениями. Часто бывает, что в течение года будущий инвестор рассматривает десятки, а то и сотни разных предложений. В связи с этим он не может уделять достаточно времени тщательному рассмотрению каждого проекта. Для ознакомления со всеми предложениями, пусть и поверхностного и используют бизнес-предложение. Согласно статистике, лишь около 10% рассмотренных бизнес-предложений вызывают некоторый интерес у потенциального инвестора.
Обычный бизнес-план предназначен в основном для уже заинтересовавшихся инвесторов. Объем бизнес-плана обычно составляет от 20 до 40, в крайних случаях – не более 60 страниц. Структура и содержание основных пунктов будет рассмотрена нами несколько ниже. Основное предназначение бизнес-плана заключается в том, чтобы посредством его предоставить любому человеку предельно полный объем информации, многосторонне характеризующей предлагаемый инвестиционный проект. При этом, однако, в обычном бизнес-плане не упоминаются конфиденциальные подробности, связанные с раскрытием коммерческой тайны по данному инвестиционному направлению.
Другими словами, бизнес-план достаточно подробно и последовательно описывает различные стороны проекта; раскрывает сильные и слабые стороны предприятия и его существующего экономического и производственного потенциала, а также возможности и угрозы, возникающие под влиянием факторов внешней среды.
Бизнес-план может подкрепляться необходимыми приложениями, в которых приводят нормативные и справочные данные, расчеты, графики, рисунки и фотографии, если они помогают прокомментировать или разъяснить что-либо. Объем приложений, как правило, не регламентируется.
Еще одним видом является расширенный бизнес-план. Его основное предназначение заключается в подробном описании плана действий всех занятых в процессе реализации проекта сотрудников предприятия и сторонних организаций и частных лиц. Объем расширенного бизнес-плана может достигать 200-300 страниц. Его содержание является строго конфиденциальным и предназначено только для служебного пользования ответственными управляющими работниками предприятия. Структура расширенного бизнес-плана несколько напоминает структуру простого бизнес-плана. Основное отличие заключается в детальной проработке пунктов плана связанных с прединвестиционной и инвестиционной фазой, стадией строительства и монтажа, а также с производственным этапом. Детализация данных пунктов проводится с целью создания четкого плана в виде инструкций, который будет успешно претворен в жизнь с максимально возможной вероятностью. Другими словами, в расширенном плане последовательно описываются все необходимые мероприятия с указанием ответственных и исполнительных работников, сроков и объемов работ, качества, поощрения или наказания за выполненную работу. В расширенном бизнес-плане предусматривается дублирование основных исполнителей на особо важных и значимых участках работ для недопущения срыва намеченного графика мероприятий инвестиционного проекта.
Таким образом можно отметить, что составление бизнес-плана является одной из главных составляющих успешного планирования деятельности предприятия. Бизнес-предложение, простой и расширенный бизнес-планы составляются практически одновременно, изменяются и дополняются многократно.
Необходимо подчеркнуть, что в нашей стране до сих пор практически повсеместно складывается мнение о необходимости разработки бизнес-планов лишь в случае отсутствия достаточного объема свободных финансовых ресурсов и необходимости привлечения внешнего инвестора. В этом случае бизнес-план играет роль «ознакомителя» потенциального инвестора с сутью будущего инвестиционного проекта с целью убеждения его о целесообразности инвестирования своих средств именно в данный проект.
За рубежом, во многих развитых странах практика составления бизнес-планов используется практически повсеместно. Главной задачей составления бизнес-планов является именно планирование собственной деятельности. Удобная и часто применяемая «стандартная» структура бизнес-плана заставляет предпринимателя рассмотреть все основные финансовые и материальные стороны текущей деятельности, увидеть и предупредить возникающие из внешней среды угрозы, ощутить и воспользоваться возникшими возможностями.
Таким образом, бизнес-план играет роль одного из основных инструментов планирования, посредством которого увеличивается или поддерживается эффективность существующей, а не вновь создаваемой деятельности. Само собой разумеется, что при открытии нового направления деятельности и привлечения внешних инвесторов бизнес-план зарубежными предпринимателями составляется обязательно.
2.2. Структура основных разделов бизнес-плана на новый вид продукции
Бизнес-план с его рекомендуемой структурой призван помочь предпринимателю проанализировать главнейшие из этих факторов, выявить и обосновать границы эффективности предполагаемых инвестиций. Кроме того, как уже говорилось выше, в условиях нехватки свободных материально-финансовых ресурсов умело составленный бизнес-план способен привлечь тех кредиторов, которые к процессу кредитования подходят не с точки зрения залога имущества, а окупаемости вкладываемых средств.
Все это говорит о том, что умение составлять бизнес-план в настоящее время приобретает особую актуальность и значимость для разнообразных товаропроизводителей.
Результаты исследований, проведенных инвестором на стадиях прединвестиционной фазы, по определенной схеме систематизируются и представляются в виде бизнес-плана. В зависимости от продвинутости проекта, бизнес-планы на разных стадиях проекта, сохраняя свою структуру и основные разделы, будут отличаться глубиной проработки разделов и детализацией приведенных в них данных.
Бизнес-план ориентирован, как правило, на внутренних и внешних пользователей, поэтому первоначальное содержание этого документа, базируясь на одних и тех же исходных материалах, может варьировать.
При внутреннем использовании с помощью бизнес-плана персонал управления предприятия проводит выработку стратегии предприятия, оценку конкурентоспособности предприятия на действующем или новом рынках, а также намечает круг проблем и задач для достижения намечаемых целей. В данном случае первостепенным является достоверность и информативность представленных в бизнес-плане материалов.
Потенциальным инвестором или деловым партнером бизнес-план используется для оценки финансовой и экономической эффективности намечаемых совместных проектов и возможности возврата вложенных в проект средств, поэтому требование к достоверности и информативности сохраняется, но в этом случае бизнес-план служит решению еще одной задачи — привлечь внимание потенциального инвестора и вызвать его интерес к рассматриваемому проекту.
Поэтому при составлении бизнес-плана, ориентированного на внешнего пользователя, желательно придерживаться следующих принципов:
• бизнес-план должен быть кратким. Бывает, что описание некоторых сложных сфер бизнеса (например, венчурных компаний), требует достаточно объемного материала (до 40-50 страниц), но обычный бизнес-план не должен превышать 15-20 страниц. Материалы, обосновывающие и иллюстрирующие приведенные в бизнес-плане результаты исследований и расчетов, необходимо размещать в приложении;
• нельзя перегружать начало бизнес-плана. Следует обратить внимание на психологический аспект восприятия бизнес-плана. Большинство из тех, кто возьмет в руки ваш бизнес-план, не будет читать далее первой страницы, если ничего интересною для себя там не увидит. Поэтому постарайтесь вставить что-то привлекательное, показать «изюминку» проекта именно в самом начале;
• следует избегать общих и расплывчатых формулировок. При чтении это вызывает подсознательную настороженность и сомнение в искренности ваших намерений и достоверности приведенных расчетов;
• необходимо помнить, что при заинтересованности инвестора в проекте, данные, приведенные в бизнес-плане, будут неоднократно проверены и перепроверены, поэтому не следует пытаться приукрасить результаты реализации проекта или представить недостоверные сведения.
Структура бизнес-плана не является жестко регламентированной как в России, так и за рубежом. Схемы систематизации разделов бизнес-плана, используемые в российской и зарубежной практике, по сути своей одинаковы и могут различаться только по форме представления и расположению частей.
Однако рекомендуется, чтобы в бизнес-плане были предусмотрены следующие разделы:
• титульный лист;
• меморандум о конфиденциальности;
• резюме;
• описание предприятия и отрасли;
• описание продукции;
• план маркетинга;
• инвестиционный план;
• производственный план;
• организационный план;
• финансовый план и показатели эффективности проекта;
• анализ рисков (анализ чувствительности) проекта;
• выводы;
• приложения.
Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором указываются: наименование предприятия — инициатора проекта, его название, а также авторы проекта, время и место подготовки бизнес-плана.
1. МЕМОРАНДУМ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ
Меморандум конфиденциальности (1 страница) составляется с целью предупреждения лиц, допускаемых к ознакомлению с бизнес-планом, о конфиденциальности содержащейся в нем информации. Часто бизнес-планы имеют грифы секретности, ограничивающие круг потенциальных читателей. В данном разделе указываются также разработчики проекта и их квалификация.
2. РЕЗЮМЕ
Резюме представляет собой краткое изложение сути инвестиционного проекта. Оно должно быть кратким (1-2 страницы) и содержать описание ключевых моментов, которые позволят лицам, принимающим решения, сформировать свое отношение к предлагаемому проекту.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20