С этой целью в резюме указываются следующие данные:
• полное название, адрес и телефон предприятия-инициатора проекта;
• описание предприятия, его специфики;
• краткие сведения об управленческом персонале и его доле в капитале предприятия;
• цель составления бизнес-плана;
• цели предприятия;
• краткая характеристика конъюнктуры рынка;
• суть предлагаемого проекта (деятельность предприятия для осуществления цели);
• результаты реализации проекта;
• факторы риска проекта;
• совокупная стоимость проекта, объем средств, которые инициатор инвестирует в проект;
• потребность в финансировании, желательные формы и условия инвестирования, гарантии по возврату заемных средств.
3. ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОТРАСЛИ
Описание предприятия и отрасли имеет целью формирование у лиц, принимающих инвестиционные решения, четкого представления о предприятии как объекте инвестирования или возможном партнере при реализации инвестиционного проекта.
Описание предприятия должно включать в себя следующие данные:
• наименование предприятия, его организационно-правовая форма, юридический и почтовый адрес;
• краткая экономико-географическая и историческая справка (место нахождения предприятия, занимаемая площадь, дата образования, первоначальные цели предприятия и сведения о развитии за прошедшее время);
• уставный капитал предприятия;
• учредители и распределение капитала между ними;
• организационная структура предприятия;
• дочерние предприятия;
• состав звена управления (сведения о руководителях: занимаемая должность, Ф.И.О., возраст, образование, опыт работы), персонал предприятия и его структура;
• структура активов (основной и оборотный капитал); характеристика материальных ресурсов: зданий и сооружений, объектов социальной инфраструктуры, оборудования (остаточная стоимость и степень износа), незавершенного строительства, материальных запасов;
• описание текущего финансового состояния предприятия, анализ баланса;
• специализация предприятия, объем выпускаемой продукции, доля экспорта;
• доля рынка продукции, представляемой предприятием;
• потребители продукции предприятия, их местонахождение и объемы потребления;
• позиционный анализ (качество продукции и услуг, уровень технологии, уровень производственных издержек, квалификация персонала, месторасположение источников энергии и поставщиков материалов, комплектующих и т.д.);
• при необходимости — согласие местных органов власти на реализацию проекта.
Описание и анализ состояния и перспектив развития отрасли в бизнес-плане решает две задачи:
• изучение состояния и тенденций развития отрасли как объекта инвестирования;
• получение исходной информации для прогноза объема производства и реализации продукции и услуг предприятия с учетом конкуренции.
Для решения первой задачи целесообразно провести ретроспективный анализ состояния отрасли и описать возможные тенденции ее развития. А также описать предприятия отрасли и развитие соответствующих производств в планируемых регионах сбыта продукции внутри страны и за рубежом.
При описании отрасли необходимо отразить следующее:
• перечень основной продукции и услуг отрасли;
• региональная структура производства (распределение производственных мощностей по регионам);
• сырьевая база отрасли в настоящее время и в перспективе;
• состояние основных фондов, материально-технической базы предприятий отрасли;
• инвестиционный климат;
• описание сегмента рынка, в котором будет работать предприятие;
• общий объем продаж по отрасли и объем продаж предприятия;
• перечень основных потребителей;
Для решения второй задачи необходимо проанализировать основных конкурентов на внешнем и внутреннем рынке по следующим позициям:
• номенклатуре и объемам выпускаемой продукции;
• конкурентоспособности продукции;
• рынки, на которых работают конкуренты, и их доли на этих рынках;
• состояние производственной базы конкурентов;
• ценовая политика и политика в области сбыта;
• сильные и слабые стороны конкурентов (их продукция и потребители, рекламный пакет, цены, объемы продаж, имидж, местонахождение и т.д.).
4. ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ
В данном разделе необходимо дать краткое содержательное описание потребительских свойств продукции, предлагаемой предприятием, а также результаты сравнительного анализа с аналогами на рынке.
Рекомендуется следующая схема описания продукции (услуг):
• наименование изделия и его спецификация;
• функциональное назначение и область применения (для каких потребителей предназначена продукция);
• основные технические, эстетические и другие характеристики продукции;
• показатели технологичности и универсальности продукции;
• соответствие стандартам и нормативам;
• стоимостная характеристика;
• стадия развития продукта (идея, эскизный проект, рабочий проект, прототип, опытная партия, серийное производство);
• требования к продукции (к контролю качества, подготовке пользователей, обслуживанию);
• возможности дальнейшего развития продукции;
• концепция развития продукции следующих поколений:
• сведения о патентно-лицензионной защите, торговых знаках, авторских правах и других объектах интеллектуальной собственности;
• структура выпуска продукции в натуральных и стоимостных показателях в настоящее время;
• перечень продукции, выпускаемой за последние 10 лет, но снятой с производства;
• условия поставки продукции;
• преимущества продукции перед аналогами;
• экспортные возможности продукции.
5. МАРКЕТИНГ-ПЛАН
В данном разделе дается оценка рыночных возможностей предприятия. Объем сбыта продукции (услуг) с точки зрения прогнозирования является наиболее важным и сложным, поскольку анализ существующего рынка и политика формирования уровня и структуры спроса на продукцию определяют результаты реализации инвестиционного проекта.
Результаты исследования рынка являются также базой для разработки долгосрочной стратегии и текущей политики предприятия и определяют его потребности в материальных, людских и денежных ресурсах.
Раздел состоит из нескольких частей.
Первая часть предполагает описание существующей ситуации на рынке: структуру рынка, конкуренцию, других поставщиков аналогичной продукции или ее заменяющей, эластичность спроса по ценам, реакцию рынка на социально-экономические процессы, описание каналов распределения продукции, темпов роста потребления и т.д.
Основными количественными характеристиками рынка являются емкость рынка и спрос на продукцию предприятия. Определение спроса включает в себя оценку величины и структуры текущего спроса и перспективу его изменения. Текущий спрос определяется общим количеством продукции, проданной по определенной цене на конкретном рынке за какой-либо период времени (обычно 3-5 лет). Информация должна позволить оценить размеры и структуру текущего спроса, а также основные сегменты рынка по конечному пользователю, географическому делению и категориям потребителей.
При описании предполагаемого рынка сбыта продукции предприятия следует указать:
• основные предприятия, работающие на рынке;
• продукцию конкурентов;
• отличительные характеристики предполагаемых рынков и сегментов рынков (необходимая потребность в продукции и степень удовлетворения потребности с учетом демографических факторов, географического местоположения, сезонных тенденций);
• размеры предполагаемого рынка (общая численность покупателей, годовой объем продаж продуктов и услуг, ожидаемый рост размеров рынка);
• проникновение на рынок (доля рынка, охватываемая территория, обоснование масштабов проникновения);
• важнейшие тенденции и ожидаемые изменения на основных предполагаемых рынках;
• второстепенные рынки и их основные характеристики;
• установление контактов с потенциальными покупателями, их готовность приобретать продукцию при различном уровне цен, предоставление информации покупателям;
• цикл покупок продукции потенциальными клиентами, процесс оценки решений, ответственность и право выбора окончательного решения - администраторы, торговые агенты, инженеры и т.д.;
• время между моментом размещения заказа и моментом поставки продукции (первичные заказы, повторные заказы, покупки больших партий продукции).
Желательно показать способы выявления партнеров (по справочникам, публикациям, правительственным документам и др.)
Во второй части раздела необходимо дать описание существующей конкуренции на рынке:
• тип конкуренции (по ассортименту, обслуживанию или сегменту рынка); существующая конкуренция, доля рынка; потенциальная конкуренция (время существования «окна возможности» до возникновения новой конкуренции в результате появления нового конкурента);
• конкурентные преимущества (сильные стороны предприятия) — способность удовлетворять потребности рынка, проникновение на рынок, репутация предприятия, устойчивость финансового положения, ведущие сотрудники предприятия;
• важность предполагаемого рынка для конкурентоспособности предприятия;
• препятствия при освоении рынка (затраты, время, технология, ведущие работники, консерватизм покупателей, существующие патенты и товарные знаки);
• законодательные ограничения (подкрепленные законом требования потенциальных покупателей и правительства; способы удовлетворения требований, необходимое для этого время, издержки, связанные с удовлетворением требований) и прогнозируемые изменения в законодательных требованиях;
• факторы обеспечения успеха на рынке (наилучшее удовлетворение потребностей, эффективность поставок продукции или предоставления услуг, подбор кадров, географическое местоположение).
В третьей части раздела необходимо привести результаты анализа конкурентных качеств продукции (услуг) предприятия, которые оказывают значительное влияние на разработку ценовой и сбытовой стратегии маркетинга и используются при формировании плана производства. Анализ конкурентоспособности продукции проводят, как правило, по показателям потребительских качеств и стоимостным показателям в соответствии с общепринятыми в России методиками. Сопоставление продукции с имеющимися аналогами определяет ее место среди них. На этом этапе может быть определена в первом приближении цена на продукцию (услуги). Данная часть раздела может быть приведена при описании продукции (раздел 4). В следующей части приводится описание ценовой стратегии предприятия. Определение исходной цены на продукцию базируется на результатах анализа спроса, цен конкурентов и оценке издержек предприятия на производство и реализацию продукции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20