Разработка и внедрение бюджетирования на предприятии на примере ООО "Слава"

Условно риски можно разделить на две основные группы: общие риски и специфические риски.

К общим относятся риски, характерные не только для процесса бюджетирования, а для управления финансами в целом (см. табл.14).

 

Таблица 14

Риски финансового менеджмента

Виды риска

Описание

1)                   Кредитный

Состоит в вероятности невыполнения обязательств со стороны заемщика по уплате процентов и выплаты основной суммы долга. Рассматриваемое предприятие осуществляет продажу товаров с рассрочкой платежа, поэтому кредитный риск для него характерен.

2)                   Валютный

Вероятность возникновения потерь в результате неблагоприятного изменения валютного курса. Все сырье для кожевенно-мехового производства является импортным, поэтому данный риск необходимо учитывать.

3)                   Инфляционный

Вероятность потерь в результате обесценения стоимости активов, а также доходов, получаемых от осуществления деятельности.

4)                   Риск рыночной ликвидности

Вероятность потерь, которые вызваны невозможностью купить или продать актив в нужном количестве, за достаточно короткий период времени по средней рыночной цене.

5)                   Риск балансовой ликвидности

Возможность возникновения дефицита наличных денежных средств или высоколиквидных активов для выполнения обязательств перед контрагентами

6)                   Налоговый

Проявляется в возможности введения новых видов налогов, отмены налоговых льгот, изменения порядка уплаты


Специфические риски – риски характерные непосредственно для разработки и внедрения бюджетирования.

Типовые проблемы бюджетирования в компании подразделяются на следующие группы:

-                Проблемы бюджетирования как инструмента управления.

-                Проблемы регламентации бюджетирования.

-                Проблемы финансового моделирования системы бюджетирования.

-                Проблемы финансовой структуризации компании.

-                Проблемы организации участников процесса бюджетирования.

-                Проблемы постановки бюджетирования.

Все эти проблемы взаимосвязаны между собой, поэтому рассматривать их необходимо в комплексе. Причины обозначенных проблем представлены в данных табл. 15.

 

Таблица 15

Проблемы разработки и внедрения бюджетирования

Группа проблем

Причина

Характеристика

1

2

3

1) Проблемы бюджетирования как инструмента управления

1. Бюджетирование не связано со стратегическим управлением

Для ООО «Слава», как и для многих малых предприятий, характерно отсутствие планирования (в т.ч. и стратегического), либо планы, разработанные «наверху», не доводятся до остальных работников фирмы.

В результате проведенного анализа у предприятия выявились определенные финансовые затруднения. Поэтому сложно говорить о каких-либо долгосрочных планах, т.к. важнейшей задачей в данном случае будет выход из кризисной ситуации и улучшение финансового состояния  предприятия.

2) Бюджеты не используются в управлении

Может возникнуть такая ситуация, когда разработанные бюджеты фактически не отслеживаются, не корректируются, по ним не проводится план-фактный анализ, а следовательно не применяются соответствующие управленческие мероприятия.

3) Несогласованность  плановых финансово-экономических показателей

Плановые показатели должны быть согласованы как между собой, так и с руководителями подразделений. Причинами несогласованности плановых показателей могут быть: неисполнение регламента бюджетирования, отсутствие методики подготовки  плановых и фактических показателей, отсутствие эффективного координатора и контролера процесса бюджетирования.



4) Неисполнение бюджетов

Бюджеты могут не выполнятся либо потому, что они были некачественно спланированы, либо компания (подразделение) работала неэффективно, либо то и другое одновременно. Неэффективная работа подразделений, и соответственно невыполнение бюджетов,  может  быть обусловлена следующими причинами:

-      подразделения являются только исполнителями бюджетов, не принимая участия в процессе бюджетирования;

-      дисбаланс между полномочиями и ответственностью. Недостаточная ответственность может привести к тому, что подразделения не проявят нужного стремления для выполнения бюджетов;

-      отсутствие финансовой ответственности за исполнение бюджетов – премии и штрафы.

2) Проблемы регламентации бюджетирования

1) Отсутствие или неэффективный регламент бюджетирования

Регламент бюджетирования нужен для того, чтобы эффективно организовать взаимодействие большого количества участников бюджетирования, при котором все бюджеты появлялись бы в нужные сроки и при этом были бы составлены качественно.

2) Невыполнение регламента

Причины невыполнения регламента:

- неэффективность регламента или его противоречивость;

- отсутствие ответственности за исполнение регламента бюджетирования

3) Небольшой период планирования

Короткий период планирования не дает возможности оценить, как повлияют на финансово-экономическое состояние компании решения, которые нужно принимать сейчас, но результаты этих решений в полной мере проявят себя только через несколько месяцев

4. Период финансового планирования меньше стратегического

В компании должны быть финансовые планы, составленные на тот же период, что и стратегический план. Количество долгосрочных бюджетов может быть меньше, чем при оперативном бюджетировании. При долгосрочном бюджетировании можно ограничится только финансовыми и инвестиционными бюджетами.


5.  Отсутствие ответственности за исполнение регламента.


3) Проблемы финансового моделирования системы бюджетирования

 

1) Отсутствие интегрированной финансовой модели

Интегрированность финансовой модели проявляется в необходимости составления трех основных бюджетов: БДиР, БДДС и расчетного баланса. Не имея всех трех основных бюджетов, невозможно добиться полной управляемости финансово-экономического состояния компании.

Интегрированность важна также при внесении изменений в проекты бюджетов. Эти изменения обязательно должны коснуться всех показателей в тех бюджетах, с которыми они должны быть связаны.

2) Не описана управленческая учетная политика

Учетная политика определяет правила, основываясь на которых должны формироваться значения финансово-экономических показателей бюджетов. В зависимости от принятой учетной политики одни и те же события и решения, которые с ними связаны, будут по-разному отражаться на бюджетных показателях и соответственно финансово-экономическое состояние компании будет разным

3) Не описана классификация затрат

Классификация затрат важна при анализе решений, при оценке эффективности выделенных объектов бюджетирования, для которых можно рассчитать прямой финансовый результат, при формировании бюджетов и схем мотивации

4) Не описана методика  планирования и учета бюджетов

Методики планирования и учетов бюджетов определяют способ формирования плановых и фактических значений статей бюджетов. Наличие методик значительно бы упростило автоматизацию бюджетирования, т.к. по сути методики были бы частью технического задания для внедрения информационной системы, поддерживающей процесс бюджетирования

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать