31. Источники уголовного права стан Латинской Америки.
Под юридическими источниками в латиноамериканской доктрине понимаются источники создающие право (fuentes de production), т.е. учреждения, которые создают, формулируют нормы права и источники, дающие возможность воспринять нормы права или воспринять эти нормы (fuentes de cоgnicion). Под источником, создающим право, понимается субъект, от которого исходит право. В качестве такого субъекта выступает государство. Источниками содержащими нормы являются законы и приравниваемые к ним другие нормативные акты, а также нормативные акты, не имеющие силу закона, но выступающие в качестве средства его толкования.
Уголовно-правовые системы латиноамериканских государств относятся к системе писанного и кодифицированного права. В этом они следуют европейскому континентальному праву. Источниками права являются законы и в некоторых случаях приравниваемые к ним подзаконные акты. Подобный подход, основанный на общем принципе “Nullum crimen, nulla poena sine lege”, нашел прямое отражение в конституциях и других законах этих стан.
Для уголовного права латиноамериканских государств характерна строгая иерархическая система его источников по их юридической силе и значению.
К источникам уголовного права этих государств относятся :
а) конституции ; б) уголовные кодексы ; в) другие законы, содержащие нормы уголовно-правового характера ; г) подзаконные акты, имеющие илу закона.
Конституции латиноамериканских государств по общему правилу содержат немало положений, относящихся к уголовному праву. Большинство из них содержат норму, провозглашающую принцип “Nullum crimen, nulla poena sine lege” (например, Конституция Панамы – ст. 31 и др.). Регламентируется порядок ареста граждан - зачастую имеются ссылки на habeas corpus как определенную правовую гарантию против необоснованных арестов (ст. 24 Конституции Панамы, ст. 8 Конституции Боливии, ст. 14 Уругвая и т.д.). Некоторые содержат нормы о неприменении смертной казни в качестве меры уголовного наказания (ст. 35 Конституции Венесуэлы, ст. 29 Конституции Колумбии, и т.д.) или случаи при которых она может быть применена (ст. 25 Конституции Боливии и др.).
Однако, нужно учесть то, что многие положения, содержащиеся в конституциях большинства стран Латиноамериканского континента, носят декларативный характер.
Уголовные кодексы являются наиболее важными источниками уголовного права и действуют во всех латиноамериканских государствах.
Существует несколько мнений о классификации уголовных кодексов, исходящих из следующих критериев :
1. идеи какого из теоретических направлений уголовного права отразились в том или ином кодексе: классического (неоклассического) или антрополого-социологического направления;
2. уголовное законодательство какой европейской страны оказало наибольшее влияние при составлении проекта данного уголовного кодекса. С учетом этих признаков уголовные кодексы классифицированы на соответствующие группы :
А) к старым уголовным кодексам, основанным на концепции классической или неоклассической школы, относятся кодексы Гаити 1835г., Доминиканской Республики 1844г., Чили 1874г., Гондураса 1906г. и др. Уголовные кодексы Гаити и Доминиканской Республики по своей структуре и содержанию очень близки у французскому кодексу 1810г., с которого они скопированы. Более поздние кодексы Чили и Гондураса были составлены под влиянием испанских кодексов 1850 и 1870 годов, воспринявших концепцию неоклассической школы.
Б) другую группу составляют кодексы в большей или меньшей степени придерживающиеся концепции антрополого-социологического или позитивистского направления: УК Боливии 1973г., Коста-Рике 1970г., Сальвадора 1973г., Уругвая, Бразилии и другие.
Отдельно в этой группе выделяются страны, в которых уголовные кодексы были приняты 10-20 лет назад : УК Перу 1991г., УК Колумбии 1980г.
Немалое значение в качестве источника уголовного права имеют отдельные уголовные законы. Так, многие УК не включают нормы, относящиеся к воинским преступлениям или не содержат всех норм, относящихся к государственным преступлениям. Наказуемость деяний, признаваемых по праву той или иной страны государственными преступлениями, регулируется нередко отдельными законами о преступлениях “против национальной безопасности” (например, закон Бразилии “О национальной безопасности” 1978г.).
Упоминая, в качестве уголовно-правового источника, постановления исполнительной власти, мы говорим, в первую очередь, о делегированном законодательстве. Это имеющее силу закона нормотворчество президента и правительства отдельного государства. Во многих латиноамериканских странах особые законодательные полномочия (об ужесточении или установлении наказаний за отдельные деяния) предоставляются исполнительной власти в период осадного положения. (Кудимова О. А. 305).
32. Источники уголовного права Франции.
Франция принадлежит к системе континентального права и поэтому основным источником права является закон. Систему источников уголовного права Франции, для которой характерна строгая иерархия, образуют Декларация прав человека и гражданина (1789г.), Конституция Франции 1958г., Уголовный кодекс 1992г. и другие законодательные акты.
Краткий анализ основных источников :
Декларация прав человека и гражданина 1789г. закрепляет основополагающие принципы уголовного права :
1. Законодательный запрет общественно вредных действий (ст.5 - “закон имеет право запрещать лишь действия, вредные для общества”).
2. Недопустимость привлечения к уголовной ответственности иначе как на основании закона (ст.7 – “никто не может подвергаться обвинению, задержанию или заключению иначе как в случаях, предусмотренных законом, и в предписанных им формах”).
3. Наказуемость деяний устанавливается только законом.
4. Гуманизм уголовного наказания (ст.8 – “закон должен устанавливать наказания лишь строго и бесспорно необходимые”).
5. Недопустимость обратного действия уголовного закона (ст.8 – “никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, принятого и обнародованного до совершения правонарушения и надлежаще примененного”).
Конституция Французской Республики, кроме того, что в ее преамбуле находится ссылка на Декларацию прав человека и гражданина, также содержит нормы уголовного права :
- президент республики осуществляет право помилования (ст.17);
- закон устанавливает нормы, касающиеся определения преступлений, деликтов и мер наказания за них, уголовного судопроизводства, амнистии (ст. 34);
- никто не может быть произвольно лишен свободы (ст. 66);
- президент Республики не несет ответственности за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, кроме случаев государственной измены. Члены правительства несут уголовную ответственность за действия, совершаемые ими при исполнении своих обязанностей, если эти действия в момент их совершения квалифицировались как преступления или деликты. Высокая палата связана определением преступлений и деликтов, а также установленными за них наказаниями, которые содержаться в уголовных законах, действовавших на момент совершения данных деяний (ст. 68).
Уголовный кодекс состоит из семи книг (законов), которые регламентируют общие вопросы уголовного права и устанавливают преступность и наказуемость общественно вредных деяний.
Книга первая выполняет функцию Общей части Уголовного кодекса и содержит положения об уголовном законе, уголовной ответственности и наказании.
Книга вторая (“О преступлениях и проступках против человека”), третья (“О преступлениях и проступках против собственности”), четвертая (“О преступлениях и проступках против нации, государства и общественного спокойствия”), пятая (“Порчи преступления и проступки”) и шестая (“Нарушения”) представляют собой Особенную часть Уголовного кодекса.
Седьмая книга УК содержит положения “применяемые в заморских территориях”.
Нормы, устанавливающие уголовно-правовую ответственность, содержаться не только в УК, но и в других кодексах – Дорожном, Земельном, Лесном, Налоговом, Таможенном, Кодексе публичного здравоохранения и др. Преимущественное правовое воздействие данных кодифицированных актов направленно на урегулирование конкретной сферы общественных отношений, например, дорожного движения, землепользования и т.п.
Кодекс военной юстиции, вступивший в силу с 1 января 1966г. (действует в редакции от 1 июля 1982г.), регламентирует вопросы уголовной ответственности военнослужащих.
Уголовно-процессуальный кодекс 1958 г. содержит положения, касающиеся назначения наказаний и условного освобождения, дает определение понятий “проступка” (ст.381) и “нарушения” (ст. 541), устанавливает сроки давности. В УПК приводится шкала сроков принудительного заключения (ст. 750), назначаемого в порядке замены штрафа в случае его неуплаты.
Кроме того, УПК провозглашает один из важнейших принципов уголовного права : “Никакое лицо, законным образом оправданное, не может быть подвергнуто уголовному преследованию на основании того же деяния, даже если оно иначе квалифицированно” (ст. 368).
Уголовно-правовые номы могут включаться практически в любые законы в виде отдельных глав. Так, глава 4 Закона о свободе печати от 29 июля 1881г. содержит санкции за преступления и проступки, совершенные посредством печати.
Некодифицированное законы также содержат уголовно-правовые нормы, касающиеся ответственности за проступки. Например, законы “О деятельности кредитных учреждений” 1984г., “Об азартных играх” 1983г. и др.
Подзаконные акты также являются источниками уголовного права. К ним относятся декреты-законы, принимаемые правительством, распоряжения министров, акты местных органов управления. Например, декрет “О пресечении вражеской пропаганды” 1939г., ордонанс “Об ответственности несовершеннолетних” 1945 г. и др.
Среди источников выделяют нормы международного уголовного права. Статья 55 Конституции Французской республики устанавливает, что международные договоры и ратифицированные соглашения, имеют силу, превышающую национальное право
Статья 111-4 УК Франции предписывает, что уголовный закон имеет точное толкование. Это означает недопустимость использования правоприменительными органами расширительного толкования уголовно-правовых норм. Таким образом, данная статья содержит юридические гарантии от полицейского и судейского произвола. Кроме того, ст. 111-5 УК устанавливает, что суды по уголовным делам компетентны толковать административные, нормативные или индивидуальные акты (не содержащие уголовно-правовых предписаний) и оценивать их законность в тех случаях. Когда от этого зависит решение по уголовному делу, которое представлено на рассмотрение.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30