Уголовное право зарубежных стран. Экзаменационные вопросы с ответами (Шпаргалка)

IV. захват командования вооруженными силами без законного приказа - лишение свободы до 30 лет, штраф 3 млн. франков;

V. провокации самовооружения - наказание ставится в зависимость от последствий.

Несмотря на существование норм об освобождении от наказания или его смягчении в случае добровольного отказа от совершения преступления или в случае деятельного раскаяния лица, включение подобных, явно карательных норм не вполне согласуется с основными концептуальными идеями уголовно-правовой реформы и, в частности, с идеей правового государства, согласно ко­торой высшей ценностью в обществе является человек и его основные права.

Глава третья “Иные посягательства на национальную защиту” включает отделы: “Посягательства на безопасность Вооруженных Сил и на охранные зоны оборонного значения” и “Посягательства на тайну национальной защиты”.

К посягательствам на безопасность Вооруженных Сил Франции УК отнес подстрекательство французских военнослужащих к переходу на службу к иностранному государству, к неповиновению, деморализацию армии, воспрепятствование передвижению личного состава или военной техники и некоторые другие деяния. Их всех объединяет цель совершения - причинение вреда националь­ной защите. При этом причинение реального вреда не является необходимым ус­ловием.

Устанавливая ответственность за посягательства на тайну национальной зашиты, УК делает попытку преодолеть “глухую бланкетность” этих норм. Со­гласно статье 413-9, характер тайны национальной защиты имеют сведения, технологии, документы, информационные данные и данные картотек, относящиеся "к национальной защите и ставшие объектом специальных мер, предусмотренных соответствующим декретом Государственного Совета Франции и направленных на исключение их распространения или предоставления недозволенным лицам.

Уголовно-правовой режим политических преступлений, как об этом говорилось. отличается от режима преступлений обшеуголовных. При назначении лишения свободы (уголовного заточения пожизненного или на срок) за политические деяния период безопасности, в течение которого осужденный не имеет права пользоваться никакими льготами по смягчению наказания, не назначается. Это, впрочем, не относится к двум политическим преступлениям: сдаче ино­странному государству войсковых частей Франции, всей или части националь­ной территории, либо военной техники и к посягательству, за совершение кото­рых назначение периода безопасности обязательно. Среди дополнительных на­казаний, предусмотренных для физических лиц за совершение политических преступлений и проступков, главное место занимают запрещение пользоваться по­литическими, гражданскими и семейными правами, запрещение проживать в оп­ределенных местах и запрещение занимать государственную должность.

В области преступлений и проступков достаточно широко предусматрива­ется освобождение от наказания и его смягчение в случае добровольного отказа лица от совершения преступного деяния или деятельного раскаяния; УК Фран­ции предусматривает освобождение от наказания для тех, кто пытался совер­шить такие преступления, как сдача войсковых частей Франции, всей или части территории, либо военной техники иностранному государству; передача ино­странному государству сведений, технологий, документов и других "объектов, ис­пользование. разглашение или собирание которых способно причинить вред ос­новополагающим интересам нации; саботаж; либо посягательство, однако, из­вестив административные или судебные органы, помог избежать совершения преступления и установить в случае необходимости других виновных. Таким об­разом, освобождение от наказания предусматривается для лица, добровольно 13 отказавшегося от завершения преступления и способствовавшего изобличению < других виновных. •

Освобождение от наказания предусмотрено кодексом и в случае деятель­ного раскаяния лица, принявшего участие в заговоре, но до осуществления какого бы то ни было преследования раскрывшего заговор правоохранительным органам и позволившего установить других участников заговора.

Смягчение наказания в виде его сокращения наполовину предусмотрено для исполнителей и соучастников таких политических преступлений, как под- ( держание связей с иностранным государством с целью вызвать военные действия или акты агрессии против Франции; собирание с целью передачи иностранному государству объектов, использование, распространение или разглашение которых может причинить вред основополагающим интересам нации; организация восстания или руководство им, при условии, что эти лица, добровольно известив административные или судебные органы о совершенном или совершаемом поли­тическом преступлении, способствовали пресечению преступных действий или недопущению, чтобы они повлекли гибель людей или их хронические заболева­ния, а также установлению в случае необходимости других виновных. В случае, когда за преступление предусмотрено пожизненное заточение, оно сокращается до двадцати лет.

Ответственность за посягательства на основополагающие интересы нации могут нести и юридические лица, для которых помимо штрафа, размер которого достигает 25 миллионов Р, предусмотрены дополнительные наказания, лишаю­щие определенных прав.

Большой интерес для российского законодателя может представлять раздел второй “О терроризме”. Под террористическими УК Франции 1992 года пони­мает индивидуальные или коллективные действия, совершенные с целью существенно нарушить общественный порядок путем устрашения или террора. Данный состав охватывает целый ряд разнородных действий: умышленные посягатель­ства на жизнь и личную неприкосновенность, похищение и незаконное лишение свободы людей. угон воздушного судна. корабля или любого другого транспортного средства, предусмотренные Книгой 2; хищения, вымогательство, уничтожение, повреждение и порчу собственности других лиц, а также преступные деяния в области информатики, предусмотренные Книгой 3; изготовление или хранение смертоносных или взрывчатых веществ, механизмов и орудий; внесение в атмосферу, почву, недра или воды любого вещества, способного поставить в опасность здоровье человека, животных или природную среду (см. ст. ст. 421-1 и 421-2). Отсутствует норма о посягательстве на жизнь Президента Республики в УК Франции. Интересно то обстоятельство, что французский УК в качестве террористических актов рассматривает не только взрывы, поджоги, убийства и телесные поврежде­ния, но и внесение в окружающую природную среду токсичных веществ, вредных для человека, животных и природы в целом, несанкционированное вмешатель­ство в работу АИС и др.

Особенностью конструкции данных норм является то, что наказания за террористические акты французский законодатель “привязывает” к наказаниям за аналогичные действия, но совершенные без цели существенного нарушения общественного порядка путем устрашения или террора. Он разрабатывает шкалу соответствующих повышенных наказаний. Так, если преступное деяние, предусмотренное в Книге 2 или Книге 3, наказывается тридцатью годами заклю­чения, такое же деяние, но совершенное с целью существенного нарушения об­щественного нарушения путем устрашения, т. е. террористический акт, карается пожизненным заключением, если первое наказывается двадцатью годами заключения, второе - тридцатью, если первое наказывается пятнадцатью годами за­ключения, второе - двадцатью и т. д. (см. ст. 421-3). За совершение террористи­ческих актов законодатель предусмотрел обязательное назначение периода безо­пасности.

Французский У К. помимо освобождения от наказания в случае доброволь­ного отказа лица от завершения террористического акта. предусматривает и смягчение наказания в виде его сокращения наполовину для любого исполнителя или соучастника преступления, известившего административные или судебные органы власти и тем самым позволившего пресечь преступные действия или избёжать того, чтобы преступное деяние повлекло смерть человека или его хрони­ческое заболевание, а также установить в случае необходимости других винов­ных. При этом пожизненное заключение сокращается до двадцати лет.

Наряду с физическими лицами к уголовной ответственности за террористи­ческие действия могут быть привлечены и юридические лица. Вместе с тем установление ответственности последних за любой террористический акт представ­ляется спорным. Выше уже говорилось о том, что террористический акт, по оп­ределению, это какое-либо из преступных деяний, предусмотренных в других разделах УК, но совершенное с целью существенно нарушить общественный по­рядок путем устрашения. Следовательно, нелогично исключать ответственность юридических лиц в первом случае и устанавливать"”; во втором. К примеру. УК не признает ответственность юридических лиц за умышленные убийства, похищение и незаконное лишение свободы людей, угон воздушного судна, корабля или любого другого транспортного средства, однако эти дёйствия, совершенные с целью существенно, нарушить общественный порядок путем устрашения составляют террористические акты, за которые устанавливается ответственность не только физических, но и юридических лиц. Представляется, что уголовная от­ветственность за терроризм должна возлагаться только на конкретных физиче­ских лиц - непосредственных исполнителей или соучастников преступления.

Следует отметить и тот факт, что законодатель не выделяет террористиче­ские действия, совершенные организованной группой или бандой, как делает это, например, при установлении ответственности за похищение или незаконное лишение свободы людей, вымогательство и др.

Раздел третий “О посягательствах на осуществление государственной власти” Книги 4, самый большой по объему включает четыре главы: “О посягательствах на состояние общественного спокойствия”(Регулирующий ответственность за: умышленное воспрепятствование осуществлению гражданских свобод (наказывается тюремным заключением сроком до трех лет и штрафом в размере 300 тыс. франков), преступное участие в сборище, организацию незаконной манифестации, боевых группах); “О посягательствах на государственное управление, совершенных публичными должностными лицами”, “О посягательствах на государственное управление, совершенных частными лицами”, “О посягательствах на деятельность суда”,

Раздел четвертый “О посягательствах на общественное доверие” Книги 4 предусматривает ответственность за подлог документов, подделку денег, ценных бумаг и иных денежных ценностей, выпущенных государством, подделку государственных печатей, штампов и т. д.

Наконец, имеется еще один, пятый раздел Книги четвертой “Об участии в организации злоумышленников”. Такое участие наказывается сурово: десятью годами тюремного заключения и штрафом в 1 млн. франков.

Таково регулирование ответственности за преступления и проступки против нации, государства и общественного спо­койствия, объединенные в Книге 4 УК Франции. (Паперно 307).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать