IV. захват командования вооруженными силами без законного приказа - лишение свободы до 30 лет, штраф 3 млн. франков;
V. провокации самовооружения - наказание ставится в зависимость от последствий.
Несмотря на существование норм об освобождении от наказания или его смягчении в случае добровольного отказа от совершения преступления или в случае деятельного раскаяния лица, включение подобных, явно карательных норм не вполне согласуется с основными концептуальными идеями уголовно-правовой реформы и, в частности, с идеей правового государства, согласно которой высшей ценностью в обществе является человек и его основные права.
Глава третья “Иные посягательства на национальную защиту” включает отделы: “Посягательства на безопасность Вооруженных Сил и на охранные зоны оборонного значения” и “Посягательства на тайну национальной защиты”.
К посягательствам на безопасность Вооруженных Сил Франции УК отнес подстрекательство французских военнослужащих к переходу на службу к иностранному государству, к неповиновению, деморализацию армии, воспрепятствование передвижению личного состава или военной техники и некоторые другие деяния. Их всех объединяет цель совершения - причинение вреда национальной защите. При этом причинение реального вреда не является необходимым условием.
Устанавливая ответственность за посягательства на тайну национальной зашиты, УК делает попытку преодолеть “глухую бланкетность” этих норм. Согласно статье 413-9, характер тайны национальной защиты имеют сведения, технологии, документы, информационные данные и данные картотек, относящиеся "к национальной защите и ставшие объектом специальных мер, предусмотренных соответствующим декретом Государственного Совета Франции и направленных на исключение их распространения или предоставления недозволенным лицам.
Уголовно-правовой режим политических преступлений, как об этом говорилось. отличается от режима преступлений обшеуголовных. При назначении лишения свободы (уголовного заточения пожизненного или на срок) за политические деяния период безопасности, в течение которого осужденный не имеет права пользоваться никакими льготами по смягчению наказания, не назначается. Это, впрочем, не относится к двум политическим преступлениям: сдаче иностранному государству войсковых частей Франции, всей или части национальной территории, либо военной техники и к посягательству, за совершение которых назначение периода безопасности обязательно. Среди дополнительных наказаний, предусмотренных для физических лиц за совершение политических преступлений и проступков, главное место занимают запрещение пользоваться политическими, гражданскими и семейными правами, запрещение проживать в определенных местах и запрещение занимать государственную должность.
В области преступлений и проступков достаточно широко предусматривается освобождение от наказания и его смягчение в случае добровольного отказа лица от совершения преступного деяния или деятельного раскаяния; УК Франции предусматривает освобождение от наказания для тех, кто пытался совершить такие преступления, как сдача войсковых частей Франции, всей или части территории, либо военной техники иностранному государству; передача иностранному государству сведений, технологий, документов и других "объектов, использование. разглашение или собирание которых способно причинить вред основополагающим интересам нации; саботаж; либо посягательство, однако, известив административные или судебные органы, помог избежать совершения преступления и установить в случае необходимости других виновных. Таким образом, освобождение от наказания предусматривается для лица, добровольно 13 отказавшегося от завершения преступления и способствовавшего изобличению < других виновных. •
Освобождение от наказания предусмотрено кодексом и в случае деятельного раскаяния лица, принявшего участие в заговоре, но до осуществления какого бы то ни было преследования раскрывшего заговор правоохранительным органам и позволившего установить других участников заговора.
Смягчение наказания в виде его сокращения наполовину предусмотрено для исполнителей и соучастников таких политических преступлений, как под- ( держание связей с иностранным государством с целью вызвать военные действия или акты агрессии против Франции; собирание с целью передачи иностранному государству объектов, использование, распространение или разглашение которых может причинить вред основополагающим интересам нации; организация восстания или руководство им, при условии, что эти лица, добровольно известив административные или судебные органы о совершенном или совершаемом политическом преступлении, способствовали пресечению преступных действий или недопущению, чтобы они повлекли гибель людей или их хронические заболевания, а также установлению в случае необходимости других виновных. В случае, когда за преступление предусмотрено пожизненное заточение, оно сокращается до двадцати лет.
Ответственность за посягательства на основополагающие интересы нации могут нести и юридические лица, для которых помимо штрафа, размер которого достигает 25 миллионов Р, предусмотрены дополнительные наказания, лишающие определенных прав.
Большой интерес для российского законодателя может представлять раздел второй “О терроризме”. Под террористическими УК Франции 1992 года понимает индивидуальные или коллективные действия, совершенные с целью существенно нарушить общественный порядок путем устрашения или террора. Данный состав охватывает целый ряд разнородных действий: умышленные посягательства на жизнь и личную неприкосновенность, похищение и незаконное лишение свободы людей. угон воздушного судна. корабля или любого другого транспортного средства, предусмотренные Книгой 2; хищения, вымогательство, уничтожение, повреждение и порчу собственности других лиц, а также преступные деяния в области информатики, предусмотренные Книгой 3; изготовление или хранение смертоносных или взрывчатых веществ, механизмов и орудий; внесение в атмосферу, почву, недра или воды любого вещества, способного поставить в опасность здоровье человека, животных или природную среду (см. ст. ст. 421-1 и 421-2). Отсутствует норма о посягательстве на жизнь Президента Республики в УК Франции. Интересно то обстоятельство, что французский УК в качестве террористических актов рассматривает не только взрывы, поджоги, убийства и телесные повреждения, но и внесение в окружающую природную среду токсичных веществ, вредных для человека, животных и природы в целом, несанкционированное вмешательство в работу АИС и др.
Особенностью конструкции данных норм является то, что наказания за террористические акты французский законодатель “привязывает” к наказаниям за аналогичные действия, но совершенные без цели существенного нарушения общественного порядка путем устрашения или террора. Он разрабатывает шкалу соответствующих повышенных наказаний. Так, если преступное деяние, предусмотренное в Книге 2 или Книге 3, наказывается тридцатью годами заключения, такое же деяние, но совершенное с целью существенного нарушения общественного нарушения путем устрашения, т. е. террористический акт, карается пожизненным заключением, если первое наказывается двадцатью годами заключения, второе - тридцатью, если первое наказывается пятнадцатью годами заключения, второе - двадцатью и т. д. (см. ст. 421-3). За совершение террористических актов законодатель предусмотрел обязательное назначение периода безопасности.
Французский У К. помимо освобождения от наказания в случае добровольного отказа лица от завершения террористического акта. предусматривает и смягчение наказания в виде его сокращения наполовину для любого исполнителя или соучастника преступления, известившего административные или судебные органы власти и тем самым позволившего пресечь преступные действия или избёжать того, чтобы преступное деяние повлекло смерть человека или его хроническое заболевание, а также установить в случае необходимости других виновных. При этом пожизненное заключение сокращается до двадцати лет.
Наряду с физическими лицами к уголовной ответственности за террористические действия могут быть привлечены и юридические лица. Вместе с тем установление ответственности последних за любой террористический акт представляется спорным. Выше уже говорилось о том, что террористический акт, по определению, это какое-либо из преступных деяний, предусмотренных в других разделах УК, но совершенное с целью существенно нарушить общественный порядок путем устрашения. Следовательно, нелогично исключать ответственность юридических лиц в первом случае и устанавливать"”; во втором. К примеру. УК не признает ответственность юридических лиц за умышленные убийства, похищение и незаконное лишение свободы людей, угон воздушного судна, корабля или любого другого транспортного средства, однако эти дёйствия, совершенные с целью существенно, нарушить общественный порядок путем устрашения составляют террористические акты, за которые устанавливается ответственность не только физических, но и юридических лиц. Представляется, что уголовная ответственность за терроризм должна возлагаться только на конкретных физических лиц - непосредственных исполнителей или соучастников преступления.
Следует отметить и тот факт, что законодатель не выделяет террористические действия, совершенные организованной группой или бандой, как делает это, например, при установлении ответственности за похищение или незаконное лишение свободы людей, вымогательство и др.
Раздел третий “О посягательствах на осуществление государственной власти” Книги 4, самый большой по объему включает четыре главы: “О посягательствах на состояние общественного спокойствия”(Регулирующий ответственность за: умышленное воспрепятствование осуществлению гражданских свобод (наказывается тюремным заключением сроком до трех лет и штрафом в размере 300 тыс. франков), преступное участие в сборище, организацию незаконной манифестации, боевых группах); “О посягательствах на государственное управление, совершенных публичными должностными лицами”, “О посягательствах на государственное управление, совершенных частными лицами”, “О посягательствах на деятельность суда”,
Раздел четвертый “О посягательствах на общественное доверие” Книги 4 предусматривает ответственность за подлог документов, подделку денег, ценных бумаг и иных денежных ценностей, выпущенных государством, подделку государственных печатей, штампов и т. д.
Наконец, имеется еще один, пятый раздел Книги четвертой “Об участии в организации злоумышленников”. Такое участие наказывается сурово: десятью годами тюремного заключения и штрафом в 1 млн. франков.
Таково регулирование ответственности за преступления и проступки против нации, государства и общественного спокойствия, объединенные в Книге 4 УК Франции. (Паперно 307).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30