Уголовное право зарубежных стран. Экзаменационные вопросы с ответами (Шпаргалка)

В УК Франции 4-я книга - “Преступления и проступки против нации и государственной безопасности”, состоит из 4х разделов: преступления против основополагающих интересов нации (независимость нации, неприкосновенность ее территории, безопасность, республиканская форма правления, защита населения Франции и за границей).

Понятие измены – всякая деятельность, посягающая на безопасность государства, подрыв государственного строя, Шпионажа – имеет такое же определение, при этом квалифицирующий признак – гражданство преступника. Т.е. шпионаж совершается иностранными гражданами.

Понятия измена и шпионаж влючают в себя следующие деяния: 1) сдача всей или части национальной территории; 2) выдача иностранным государствам вооружения; 3) оборудования, предназначенного для обороны; 4) связь с государством, если она предполагает деяния, которые могут повлечь военные действия или агрессию против государства; 4) передача секретной информации; 5)саботаж; 6) организация восстаний, их обеспечение; 7) подстрекательство к восстанию; 8)повстанческое движение; подмена законной власти; 9)захват командования на судах.

Шпионаж и измена считаются оконченными на стадии подготовки. Соучастники наказываются так же, как и исполнители.Квалифицирующим признаком, отягчающим ответственность, является  совершение  должностными лицами преступлений против государства.

Посягательство на вооруженные силы и охранные зоны оборонного значения, посягательство на секреты национальной обороны (сведения, предметы и т.д.) Ответственность за эти преступления несут как физические, так и юридические лица.

Терроризм – деяние, совершенное одним человеком или группой лиц путем террора или запугивания. До 1986 г. не существовало преступления терроризм. В УК же 1992 г. этому составу посвящен отдельный раздел 4-й книги. Особо опасным признается “экологический терроризм” – введение в атмосферу, почву вещества, которое может причинить вред человеку, животным или окружающей среде (экоцид в российском праве)

Помимо участия в восстаниях наказывается также и преступное участие в сборищах, незаконное участие в преступных манифестациях. Предусматривается ответственность за фальсификацию знаков власти.

Уголовно – правовые нормы о государственных преступлениях содержатся не только в УК. Существует также ряд специальных законов: “Закон о борьбе с терроризмом” 1986 г.; “Закон о запрещении изготовления и складирования химического оружия” 1998 г. (Корольков Николай 302)

41. Преступления против государства по уголовному праву Франции.

Традиционно считалось, что государственные преступления (преступления против государства) - это самый опасный вид преступлений. На сегодняшний день очевиден отход от данной концепции в сторону большей защиты прав личности. Примером этому может служить новый УК Франции 1992 г. Данные преступления регулируются здесь лишь в Книге 4.

Следует сразу отметить новое наименование Книги, посвященной преступным деяниям, именовавшимся в УК 1810 года преступлениями и проступ­ками против публичных интересов. В новом УК Франции эти деяния названы преступлениями и проступками против нации, государства и общественного спокойствия. Это связано с новым содержанием понятия публичных интересов.

Под публичными интересами УК 1992 года понимает основополагающие интересы французской нации и французского государства, а также, в соответствии со статьей 414-8 названного УК, некоторые государственные интересы стран-участников Северо-Атлантического Договора. На первое место УК вы­двигает не сугубо государственные, а общенациональные интересы. При этом последние включают интересы, связанные с независимостью и безопасностью Франции, целостностью ее территории, республиканской формой организации государственных институтов, средствами обороны и дипломатии, защитой французского населения внутри страны и за ее пределами, экологическим равно­весием, главными элементами ее научного и экономического потенциала, а также культурным достоянием (см. ст. 410-1). По свидетельству М. Дельма-Марти, из публичных интересов УК 1992 года исключил межнациональные фи­нансовые и экономические интересы Европейского Сообщества.

В Книге 4 впервые появляются деяния, называемые во французском уго­ловном праве политическими. Они, в основном, сосредоточены в разделе первом “Посягательства на основополагающие интересы нации”, который открывается главой, предусматривающей ответственность за самые тяжкие политические пре­ступления - измену и шпионаж.'

Различие составов измены и шпионажа проводится по субъекту преступле­ния: преступление, совершенное гражданином или военнослужащим Франции. представляет собой измену, преступление, совершенное другим лицом (гражданином или военнослужащим другой страны, лицом без гражданства) -шпионаж. Во французском уголовном праве преступления, составляющие измену, и преступления, составляющие шпионаж, тождественны по своим объекту, объективной и субъективной стороне. Так. французский УК предусматривает от­ветственность за сдачу иностранному государству, иностранной организации или организации, находящейся под иностранным контролем, либо их уполномо­ченным войсковых частей Франции, всей или части национальной территории, либо военной техники, сооружений, снаряжения и т. п., предназначенных для на­циональной обороны. Если это преступление совершено гражданином или воен­нослужащим Франции, оно составляет измену, если оно совершено другим ли­цом - шпионаж.

Шпионаж. Ст.411-1: деяния, предусмотренные ст.411-2 признаются шпионажем, если они совершены не французом и не военнослужащим французских вооруженных сил. Передача иностранному государству всей или части французской территории или армии, или зданий и оборудования, имеющего военное значение (ст.411-3), разведывательная деятельность в пользу иностранного государства (ст.411-4), предоставление иностранному государству иной важной для государства информации (ст. 411-6).

Аналогично рассматриваются и такие преступления, как поддержание свя­зей с иностранным государством с целью вызвать военные действия или акты аг­рессии против Франции; представление иностранному государству средств для военных действий или актов агрессии против Франции; саботаж, т. е. уничтоже­ние, повреждение или хищение документов, оборудования, технических уст­ройств, информационных систем и т. д., либо внесение неполадок в их работу, способное причинить вред основополагающим интересам нации; предоставление гражданским или военным органам власти Франции ложной информации с це­лью оказания помощи иностранному государству, способное причинить вред ос­новополагающим интересам нации, и некоторые другие.

Интересно, что УК Франции отдельно формулирует состав неудавшегося подстрекательства. Согласно статье 411-11. наказывается прямое подстрекательство к совершению какого-либо из преступлений против основополагающих ин­тересов нации, которое не привело к своему результату только по обстоятельствам, не зависящим от воли исполнителя. Вместе с тем, составы неудавшихся организаторства или пособничества УК не формулирует. Ответственность за такие деяния наступает по соответствующим общим статьям.

Глава вторая “Иные посягательства на республиканские государственные институты или целостность национальной территории” включает отделы: “О посягательстве и заговоре”, “О восстании” и “Незаконное присвоение командования, незаконный набор вооруженных сил и подстрекательство к восстанию”.

В этой главе обращают на себя внимание составы посягательства и заго­вора. Под посягательством понимается тяжкое государственное (политическое) преступление, состоящее, согласно статье 412-1 УК 1992 года, в совершении одного или нескольких насильственных действий, способных поставить в опасность республиканские государственные институты  или причинить вред целостности национальной территории. В свою очередь, пол заговором УК понимает соглашение нескольких лиц, нашедшее объективное .выражение в конкретных действиях, о совершении посягательства, определенного выше, т. е. по существу приготовление к посягательству. [

Определение посягательства, таким образом, достаточно неопределенно. Конструкция состава такова, что им фактически охватываются любые насильственные действия. Вряд ли “одно насильственное действие” сможет поставить в опасность институты государственной власти, а тем более причинить вред цело­стности национальной территории. К тому же, для привлечения к уголовной от­ветственности вовсе не обязательно, чтобы эти действия реально поставили в опасность государственные институты, достаточно даже того, что они могли по­ставить их в опасность. Такая позиция законодателя может привести к чрезмер­ному ужесточению ответственности за данное преступление и приготовление к нему, а также к крайнему расширению уголовной репрессии. Тем более, что за посягательство УК предусматривает максимально суровые наказания: тридцать лет уголовного заточения за “обычное” посягательство и пожизненное заточение за посягательство, совершенное публичным должностным лицом.

Как представляется, крайней суровостью и необоснованно широкой репрес­сией отличаются нормы об уголовной ответственности за участие в восстании, под которым понимается “любое коллективное насилие, способное поставить в опасность республиканские институты государственной власти или причинить вред целостности национальной территории”(ст. 412-3 УК 1992 года). Из определения восстания видно, что это политическое преступление по своей объективной стороне тождественно посягательству: и то и другое представляют собой со­вершение насильственные действий, которые могут поставить в опасность госу­дарственные институты или могут причинить вред целостности территории. Различие заключается в том. что восстание - это коллективное, т. е. массовое, насилие, а посягательство - насилие индивидуальное, либо нескольких лиц.

Строго наказывается не только применение открытой силы. разрушение зданий, сооружение баррикад и оборонительных укреплений полевого типа (окопов), но и обеспечение восставших продовольствием, призыв восставших к объединению и даже выполнение любой работы по противодействию мероприятиям, осуществляемым государственными силами.

Ст.412-1 - 412-8 предусматривают ответственность за посягательства на республиканские учреждения Франции, на целостность и неприкосновенность ее территории:

I. насильственные посягательства, угрожающие существованию республиканских учреждений и целостности территории страны, заговор с этой целью (ст.412-1, 412-2) - лишение свободы до 30 лет и штраф 3 млн. франков?

II. участие в восстании против республиканской формы государственного правления или целостности территории Франции - наказание от 15 до 20 лет, штраф 1,5-2 млн. франков;

III. организация восстания и руководство им - наказывается наиболее сурово - пожизненным заточением и штрафом в 5 млн. франков;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать