Ручательство может отбираться: а) от лица, уже совершившего преступление, в качестве дополнения к другому виду наказания;
б) от лица, еще не совершившего преступление. Второе может быть двух видов: 1) обязательство блюсти мир (to keep the peace) и 2) обязательство вести себя должным образом (to be good behaviour).
Обязательство о соблюдении мира может быть отобрано судом у любого лица в случае сделанного кем-либо под присягой заявления, что данное лицо может причинить ему или членам его семьи "физический вред". Ручательство вести себя должным образом может также отбираться у любого лица.
Продолжительность срока, в течение которого лицо обязано "блюсти мир" или "вести себя должным образом", устанавливается по усмотрению суда, но не может превышать одного года. Нарушение ручательства допускает применение меры наказания в виде тюремного заключения на срок до шести месяцев.
В США меры безопасности, которые по своей сущности весьма близки к мерам уголовного наказания, получили широкое развитие.
К таким мерам относятся:
а). Меры, направленные на изоляцию от общества определенных категорий лиц. Основанием для такой изоляции служит "опасное состояние" лица:
— продленное (или превентивное) тюремное заключение для некоторых категорий лиц, привлекаемых к уголовной ответственности: для привычных, упорных, многократных, профессиональных преступников. Федеральное законодательство называет их "особо опасными преступниками". Основаниями для продленного заключения служат наличие судимости в прошлом (для пожизненного заключения достаточно 2—3 судимостей за фелонии); значительные доходы, извлекаемые из преступной деятельности; необходимость защиты публичных интересов, определяемая усмотрением суда;
— превентивная изоляция от общества "дефектных правонарушителей", к которым относятся: лица с психическими и умственными дефектами, имеющие "склонность к совершению преступлений" — в специальном учреждении на неопределенный срок ("до излечения дефектов");
— принудительная изоляция и лечение преступников-наркоманов или алкоголиков (Закон от 8 октября 1966 г. о социальном восстановлении наркоманов).
б) поручительство (институт аналогичен существующему в Англии).
Французскому уголовному праву также известно понятие меры безопасности. Проект УК Франции 1934 г. предлагал тщательно разработанную систему мер безопасности, которая применялась бы параллельно с системой наказаний. Это не было воспринято французским уголовным правом и на момент принятия нового УК 1992 г. какой-либо системы мер безопасности не существовало. Можно лишь говорить о некоторых видах таких мер:
— меры безопасности, официально признанные и применяемые в качестве таковых (меры воспитательного характера, применяемые к малолетним, совершившим общественно опасные деяния;
меры медицинского характера, применяемые к лицам, признанным невменяемыми в силу психического заболевания, к "опасным" алкоголикам, наркоманам и токсикоманам);
— меры безопасности; функционирующие под видом наказаний (некоторые дополнительные наказания, например, запрещение проживать в определенных местах, а также наказания, замещающие исправительное тюремное заключение и др.);
— меры безопасности, функционирующие в административном правовом режиме (помещение в психиатрическую больницу опасных психически больных, принудительное помещение на лечение больных венерическими заболеваниями, административное закрытие заведения, открытого публике или используемого ею, где были совершены нарушения законодательства об использовании наркотических средств, и т. д.);
— меры безопасности, функционирующие в рамках отсрочки исполнения или назначения наказания с помещением в режим испытания или с предписанием, либо в рамках условного освобождения.
Несмотря на официальный отказ от категории "мера безопасности", фактически она сохранена и в действующем УК Франции. Ярким примером этому является подтверждение применения к несовершеннолетним, совершившим общественно опасные деяния, "мер защиты, помощи, надзора и воспитания", которые по своей сути являются мерами безопасности в их традиционном понимании. Эти меры представлены, в основном, в трех видах:
— меры воспитательного характера, применяемые в условиях полной свободы: передача на воспитание семье, либо лицу, заслуживающему доверия, либо службе социальной помощи детству;
— меры надзора, включающие наблюдение за условиями жизни несовершеннолетнего, его поведением, окружением и т. п.;
— помещение несовершеннолетнего в интернат: государственный или частный, медицинский или медико-психологический, со строгим наблюдением или корректирующим воспитанием — в зависимости от личности несовершеннолетнего.
Мерами безопасности являются также мероприятия, предусмотренные действующим УК Франции в качестве обязательных при предоставлении отсрочки исполнения или назначения наказания с помещением осужденного в режим испытания, отсрочки исполнения наказания с возложением на осужденного обязанности выполнять труд в общественных интересах.
Статья 132-43 УК, закрепляющая институт отсрочки исполнения наказания с помещением осужденного в режим испытания, гласит: "В течение испытательного срока осужденный должен удовлетворять мерам контроля, предусмотренным ст. 132-44, и выполнять определенные, специально на него возложенные обязанности, предусмотренные ст. 132-45. Помимо этого осужденный пользуется мерами помощи, предназначенными для содействия его ресоциали-зации".
Приведенная статья прямо говорит о "мерах контроля", "мерах помощи", целью которых является ресоциализация осужденного лица. К мерам контроля, которым должен подчиняться осужденный, действующий УК Франции относит: обязанность осужденного отвечать на вызовы судьи по применению наказаний или уполномоченного по пробации, предоставлять сведения и документы, необходимые для осуществления контроля за источниками доходов осужденного, а также выполнением им своих обязанностей, предупреждать уполномоченного об изменении места жительства или места работы и т. п. Кроме этого, на осужденного могут быть специально возложены и другие обязанности: обязанность продолжить образование или профессиональную деятельность, проживать в определенном месте, пройти курс лечения, возместить полностью или частично ущерб даже при отсутствии гражданского иска, не посещать места продажи спиртных напитков, не иметь оружия, не посещать других осужденных, в частности, соисполнителей или соучастников и т. п.
Осужденный, которому предоставлена отсрочка исполнения наказания, вправе воспользоваться мерами помощи, целью которых является "содействие усилиям осужденного по своей ресоциализации" (ст. 132-46 УК Франции). Эти меры выражаются в форме помощи общественного характера и, если это необходимо, в форме материальной помощи и осуществляются службой по пробации с привлечением любых общественных или частных организаций.
. Меры исправления и безопасности являются специфическим институтом уголовного права ФРГ. Их особенность состоит в том, что они являются особым правовым последствием и применяются не только тогда, когда виновность лица установлена судом и имеется приговор суда, но и в случае отсутствия виновности лица, например, при помещении в психиатрическую больницу.
Меры исправления и безопасности в качестве превентивных мер были введены в систему правовых последствий УК так называемым Законом о привычных преступниках от 24 ноября 1933 г.
В целом же, при применении мер исправления и безопасности, по мнению германских правоведов, наиболее полно нашли свое отражение цели ресоциализации и превентивные функции.
Среди правоведов ФРГ и российских правоведов, изучающих германское уголовное право, наблюдается неоднозначное отношение к мерам исправления и безопасности. Так, например, один из крупнейших комментаторов германского УК проф. К.Лакнер считает, что "в основе УК лежит двухколейная (дуалистическая) реакционная система. В ней меры (безопасности — авт.) наряду с наказанием образуют второй основной тип правовых последствий. В то время как наказание ограничено принципом вины и преследует превентивные цели только в ограниченном объеме, меры служат защите общества от опасного преступника...'4. Профессор К. Лакнер подчеркивает, "что в настоящее время проводится широкая дискуссия о преобразовании, ограничении или, вообще, об устранении системы мер в полном объеме". Профессор Н.Ф.Кузнецова отмечает также, что "ряд правоведов ФРГ говорит о кризисе "системы двухколейности" по ряду оснований. Во-первых, меры безопасности не основаны на виновности. Крайне спорен и не определен принцип констатации опасности лица вне его вины. Во-вторых, неясна правовая природа многих мер безопасности и поэтому их далеко не всегда можно отграничить от наказаний. В-третьих, многие из них более репрессивны, чем наказания"2.
С этими утверждениями в целом можно согласиться. Однако следует подчеркнуть, что законодатель ФРГ не относит меры исправления и безопасности к наказанию и отличает их от дополнительных наказаний и дополнительных последствий. Хотя нормы о мерах исправления и безопасности расположены в разделе третьем Общей части УК ФРГ "Правовые последствия деяния", они не смешиваются ни с одним из видов правовых последствий, о которых говорилось, а представляют собой самостоятельную группу норм, объединенных в главе шестой "Меры исправления и безопасности", в которых содержатся правовые предписания, определяющие не только систему этих мер, но и специфику данного института правовых последствий деяния, например, последовательность их исполнения, замену одной меры другой в процессе исполнения, условную отсрочку мер исправления и безопасности и ряд других моментов. Это подчеркивает их специфику, так как для остальных наказаний указанные правовые предписания содержатся в иных главах рассматриваемого раздела, например, в главе второй "Назначение наказания", главе четвертой "Условная отсрочка наказания". Таким образом, германский законодатель даже терминологически проводит различие между наказанием и мерами исправления и безопасности, хотя, конечно, отличие в правовой природе наказаний и некоторых мер исправления и безопасности иногда бывает сложно рассмотреть. Некоторая непоследовательность германского законодателя проявляется, на наш взгляд, в том, что если рассматривать Общую часть УК ФРГ с системной точки зрения, то нормы о мерах исправления и безопасности, как уже отмечалось, он помещает в раздел "Правовые последствия деяния", хотя в ряде случаев лицо еще не было осуждено, а существует лишь вероятность вынесения обвинительного приговора в случае ожидаемого деяния (§62), в чем проявляется профилактическая функция применения таких мер.
Перечень мер исправления и безопасности определен в §61 УК ФРГ и является исчерпывающим. Ими являются: 1) помещение в психиатрическую больницу; 2) помещение в лечебное заведение для алкоголиков и наркоманов; 3) превентивное заключение; 4) установление надзора; 5) лишение водительских прав; 6) запрещение заниматься определенной профессиональной деятельностью.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30