Процессуальные функции следователя
p> Одним из основных процессуальных средств, специально предназначенных для предупреждения преступлений, является представление следователя.
Установив причины и условия, способствовавшие совершению преступления, следователь обязан внести в соответствующее предприятие, учреждение или общественную организацию представление о принятии мер по устранению этих причин и условий. Администрация предприятия, учреждения или организации обязана не позднее чем в месячный срок рассмотреть представление следователя, принять необходимые меры и сообщить об этом следователю
(ст.ст. 21(1), 140 УПК).

О том в какой момент расследования следователь должен внести представление, большинство процессуалистов сходятся во мнении, что представление должно быть внесено сразу, как только установлены обстоятельства, способствовавшие преступлению. Когда получены достоверные данные об этих обстоятельствах и существует угроза новых преступных посягательств. Обстоятельства, для устранения которых необходимо принять меры, могут быть установлены на любом этапе расследования, и по мере их установления у следователя возникает обязанность внести представление. Если есть возможность более полно и всесторонне исследовать обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, и нет необходимости немедленно принимать меры к их устранению, представление может быть внесено позднее.

Представление, вносимое по материалам уголовного дела, является процессуальным документом и подлежит приобщению к уголовному делу, чтобы прокурор и суд знали о принятых следователем мерах; в случае необходимости они могут выяснить, что сделано по представлению следователя. Поскольку представление может так или иначе касаться интересов обвиняемого, при ознакомлении с материалами дела ему должна быть обеспечена возможность ознакомиться и с представлением. Кукарский считает, что при составлении представления, следователь не должен ограничиваться только лишь констатацией недостатков, вследствие чего вышеназванный документ будет носить лишь формальный характер. Совершенно необходимо конкретно указать, какие именно недостатки в административной или хозяйственной деятельности имели место, когда, на каком участке, кем и по чьей вине они допущены, каким образом способствовали преступлению. Когда для установления этих обстоятельств потребовались специальные научные или технические познания, уместно в тексе представления или в приложении к нему (в виде копии или выписки из заключения) привести суждения по данному вопросу эксперта. Это повысит убедительность представления, его действенность.[35]

Если в полученном заявлении или сообщении о преступлении имеются данные об административном или дисциплинарном проступке либо ином нарушении общественного порядка или правил социалистического общежития, следователь вправе направить поступившее заявление или сообщение на рассмотрение общественной организации, товарищеского суда, трудовому коллективу или передать полученный материал на разрешение в административном или дисциплинарном порядке (ч. 2 ст. 113 УПК). Такие действия направлены на предотвращение совершения преступлений теми лицами, поступки и образ жизни которых дают основание опасаться этого

Аналогично поступает следователь и в тех случаях, когда устанавливает факты, требующие применения мер общественного, дисциплинарного или административного воздействия в отношении лица, привлекавшегося в качестве обвиняемого, или иных лиц. Прекращая уголовное дело, следователь доводит об этих фактах до сведения общественной организации, товарищеского суда, трудового коллектива или администрации предприятия, учреждения для принятия общественных дисциплинарных или административных мер воздействия (ч. 4 ст.
209 УПК).

Предупреждению преступлений способствует и такая мера, как конфискация орудий преступления в случае прекращения дела (ст. 86 УПК).

По мнению Дубинского, на пресечение и предупреждение преступлений в стадии расследования направлено изъятие – путём выемки или обыска: орудий и средств преступления; предметов, хранение которых само по себе образует состав преступления; предметов, которые по своему назначению, по соображениям государственной безопасности или по иным основаниям могут приобретаться по особым разрешениям, когда они приобретены без такого разрешения; находящиеся в незаконном владении служебных документов, печатей и штампов, незаполненных официальных бланков, личных документов, утраченных их владельцами. [36]

Кроме выше перечисленных мер направленных на предупреждение и пресечение преступлений. Ларин предлагает рассматриваить выявление и привлечение к уголовной ответственности подстрекателей, пособников, организаторов и др., которые побуждали обвиняемого к совершению преступления или создавали условия, этому способствующие, как одно из направлений в деятельности следователя в этой области. [37]

В последнее время, на фоне быстрого роста преступности, деятельность следователя по предупреждению и пресечению преступлений мало эффективна.
Происходящие в последние годы в Росси процессы негативно сказались на ранее существовавшей системе предупреждения преступлений, а те средства предупреждения и пресечения преступлений, имеющиеся в распоряжении правоохранительных органов, в частности, следователя, недостаточны. В настоящее время эта система мер практически разрушена, работа по предупреждению преступлений ныне оказалась ослабленной. Нет единой системы органов, ведущих предупредительную деятельность, нет также единого закона.[38] Учитывая это а так же разработки учёных криминологов, автор и составители законопроекта говорят о необходимости принятия закона, регулирующего дятельность по предупреждению преступлений, как главного
«орудия» борьбы с преступностью. Если обратиться к законопроекту, то авторы предлагают рассматривать правоохранительные органы, и следователя в частности, как одного из многочисленных субъектов, занятых в области предупреждения преступлений. (ст. 3 законопроекта), а к уже существующим средствам борьбы с преступностью, добавить общие – правовое воспитание; обучение населения, ещё и специфические (осуществляемые правоохранительными органами, следователями) – профилактические беседы; официальное предостережение; профилактический учёт; профилактическое предписание (ст.
15 проекта).[39] Однако в проекте закона не указан порядок и механизм осуществления этих мер.

§ 7. Розыск обвиняемого.

Розыск обвиняемого не является обязательным элементом расследования.
Основанием осуществления этой функции является неизвестность места нахождения обвиняемого. Чаще всего это вызывается тем, что обвиняемый умышленно скрывается от органов следствия и дознания, стремясь избежать ответственности за содеянное. Но возможны случаи, когда место нахождения обвиняемого неизвестно следователю по другим причинам. И в первом, и во втором случае розыск обвиняемого одинаково необходим для полного выполнения задач уголовного судопроизводства, для реализации принципа неотвратимости ответственности за совершённое преступление.

Формы и средства осуществления рассматриваемой функции представляют собой совокупность как установленных законом средств исследования обстоятельств дела, так и всевозможных непроцессуальных средств получения информации, не противоречащих закону и нормам морали. Результативность осуществления этой функции проявляется главным образом в обнаружении места нахождения обвиняемого.

Требование закона о том, что следователь должен принять все меры к обнаружению обвиняемого, обязывает его в пределах своей компетенции выполнить все возможные и допускаемые уголовно-процессуальным законом действия, которые по обстоятельствам дела могут способствовать установлению места нахождения обвиняемого (это могут быть любые следственные действия, меры процессуального принуждения, в том числе и меры пресечения, а так же отдельные поручения следователям, поручения и указания органам дознания, объявление розыска, направление запросов, истребование справок, обращение за помощью к общественности и отдельным гражданам и т.д.).

Решняк предлагает рассматривать функцию следователя по розыску несколько шире, чем просто принятие мер к розыску уже скрывшегося обвиняемого, и предлагает включь в неё и меры принимаемые следователем по предупреждению уклонения обвиняемого от следствия в случае избрания меры пресечения, не связанной с заключением под стражу, а именно: 1) изучение в процессе допросов личности обвиняемого, его связей, родственников, окружения (соседи по дому, коллеги по работе, получение информации о личности от участкового и т.д.) с целью выявления намерения скрыться от следствия и возможности реализации данного намерения; 2) направление рапорта о надзоре по месту жительтсва обвиняемого. Рапорт направляется начальнику отделения (отдела) милиции по месту регистрации и (или) месту фактического проживания с уведомлением о привлечении гражданина к уголовной ответственности по ст. УК (какой) и избрании ему меры пресечения (какой) для принятия необходимых мер по предупреждению возможности уклонения от следствия. Одновременно в паспортном столе отделения (отдела) милиции выставляется сторожевой листок с тем, чтобы без уведомления следователя обвиняемого не выписывали с места регистрации; 3) направление сообщения о привлечении гражданина к уголовной ответственности в отдел кадров по месту его работы (если он работает) – с предложением незамедлительно сообщать следователю о предполагаемом увольнении или неявке на работу, а также с просьбой не направлять обвиняемого во время производства предварительного следствия в командировки. В случае направления в командировку – незамедлительно сообщать следователю о месте пребывания и сроке отсутствия обвиняемого; 4) направить в военкомат по месту регистрации (приписки) обвиняемого сообщение о привлечении его к уголовной ответственности с предложением отсрочить призыв на военную службу или военные сборы; 5) направить сообщение о привлечении гражданина к уголовной ответственности в паспортно-визовую службу (ОВИР) с просьбой о незамедлительном сообщении следователю в случае оформления обвиняемым загранпаспорта; 6) если обвиняемый имеет статус беженца или иммигранта, направить сообщение о привлечении его к уголовной ответственности в Миграционную службу с просьбой о незамедлительном сообщении следователю об изменении местожительства и перемещении обвиняемого; 7) направить сообщения о привлечении гражданина к уголовной ответственности в службы таможенного и пограничного контроля для предотвращения пересечения границы.[40]

Для принятия мер к розыску обвиняемого вовсе не требуется специального объявления розыска, которое представляет лишь одну меру в общей системе действий следователя по обнаружению скрывшегося обвиняемого.
Когда у следователя есть оснований надеяться на установление места нахождения обвиняемого иными средствами (путём допроса определённых лиц, наложение ареста на корреспонденцию, проверки следственным путём наиболее вероятных версий и др.), он может обойтись вообще без объявления розыска либо прибегнуть к нему позднее, когда в этом возникает необходимость. Но как только целесообразность и необходимость объявления розыска становятся очевидными, то следователь должен применить эту меру, не откладывая её до момента приостановления дела.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать