Законом детально регламентированы основания, условия и порядок использования таких средств обнаружения и закрепления доказательств, как допрос подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, эксперта, очная ставка, предъявление для опознания, выемка, обыск, осмотр, освидетельствование, производство экспертизы.
Порядок проведения следственных действий включает в себя правила относительно общих условий проведения следственного действия, круга лиц, которые могут или должны участвовать в нём, условий их привлечения к производству следственного действия, непосредственно процедуры обнаружения или получения доказательственной информации и способов её фиксации.
Установленные законом формы выполнения следственных действий призваны обеспечить достоверность получаемой доказательственной информации и охрану прав и законных интересов участников расследования.
Такие средства получения доказательств, как истребование предметов и документов, представление их гражданами, предприятиями, учреждениями, общественным организациями, отличаются от перечисленных выше следственных действий более простой конструкцией познавательного аппарата и поэтому специально не регламентированы законом. То же самое следует сказать относительно требования о производстве ревизии, представляющего собой по существу особую разновидность истребования документов. Отсутствие правовой регламентации порядка истребования предметов и документов, а также получения представляемых предметов и документов вовсе не означает, что это осуществляется вне каких-либо правил. Требование о представлении предметов и документов должно быть облечено в письменную форму. Это вытекает из письменного характера делопроизводства в уголовном процессе, а также необходимости официально выразить требование компетентного государственного органа о выдаче определённого предмета или документа. Письменное требование является процессуальным документом, во-первых, подтверждающим факт предъявления требования, во-вторых, обязывающим соответствующее лицо выполнить требование и, в-третьих, служащим правовым основанием для выдачи должностным лицом определённого предмета или документа. По аналогичным соображениям письменно следует зафиксировать и факт получения истребованного предмета.
Следователь имеет широкие возможности для использования специальных познаний (посредством проведения экспертиз – ст.ст. 184 – 195 и использования помощи специалистов – ст. 133 (1) УПК) и различных научно- технических средств.
Научно-технические средства и приёмы, применяемые на предварительном
следствии, по своему назначению могут быть подразделены на две группы:
поисковые (познавательные), с помощью которых происходит обнаружение
фактических данных, имеющих доказательственное значение, и
удостоверительные, которые используются для фиксации фактических данных.
Это разделение в определённой мере условно, поскольку применение некоторых
технических средств достигаются одновременно обе названные цели.
Закон не содержит указаний, какие научно-технические средства поискового характера допустимы при расследовании преступлений.
Больше того, отсутствие указаний о допустимости при расследовании преступлений каких-либо научно-технических средств поискового характера не может расцениваться как запрещение их применения. Если форма использования научно-технических средств и методов не противоречит принципам уголовного процесса, требованиям судебно-следственной этики и способствует достижению истины, не следует препятствовать их применению.
Выявленные или полученные в ходе следственного действия фактические
данные приобретают доказательственное значение только в том случае, если
они зафиксированы в установленной законом форме. Универсальной формой
фиксации является протокол; наряду с ним закон допускает применение иных
средств фиксации (кинофотосъёмка, составление планов, схем, слепков,
оттисков следов, звукозапись). Их применение должно быть отражено в
протоколе следственного действия. Причём указывается, какие именно
технические средства применены, условия и порядок их использования,
объекты, к которым эти средства были применены, полученные результаты (ст.
141 УПК).
§ 3. Обвинение в совершении преступления.
Если мнение об осуществлении следователем функции обвинения разделяют подавляющее большинство процессуалистов, то об объёме деятельности следователя в этом направлении существуют разногласия.
По мнению М.С. Строгович обвинение в совершении преступления включает в себя: 1) собирание доказательств, уличающих обвиняемого и устанавливающие, отягчающие его вину обстоятельства; 2) применение к обвиняемому различных принудительных мер: мер пресечения, обысков, освидетельствований и др.; 3) обоснование обвинения перед судом, усилия, направленные на то, чтобы убедить суд в виновности обвиняемого и в необходимости применить к нему наказание.[17] Есть предложение включить в структуру обвинения – возбуждение уголовного дела, как начальную стадию обвинения. [18] Третье мнение на этот счёт таково: в уголовном процессе существуют 3 функции – обвинение, защита, разрешение дела, и обвинение и защита представляют собой – две диалектически противополжные по своей направленности вида уголовно-процессуальной деятельности, и не могут осуществляться одновременно одним лицом, и на определённом этапе следователь начинает осуществлять лишь одну из них, т.е. обвинение, после предъявления обвинения. Таким образом возбуждение дела и привлечение лица в качестве подозреваемого не представляют собой обвинения. [19]
Вопрос о структуре уголовного преследования допускает и иное решение.
Так, учитывая, что уличающее значение доказательств обусловлено не целью
поставленной перед собой следователем, а их объективным содержанием,
устанавливаемым при собирании и оценке доказательств, то эти действия
должны рассматриваться как составная часть функции исследования
обстоятельств дела, а не обвинения. Обыски и освидетельствования – это
способы собирания доказательств. Они предпринимаются в отношении
обвиняемого, но и других лиц. Результаты обысков, освидетельствований могут
не только уличать, но и оправдывать обвиняемого, устанавливать смягчающие
его вину обстоятельства. Спорным представляется отнесение к уголовному
преследованию мер пресечения. Ведь их на равных основаниях применяют и
следователь, и суд (ст.ст. 89, 91 – 92 УПК РСФСР). Возбуждение уголовного
дела тоже не всегда может представлять собой начало обвинения в том случае, если дело возбуждено по факту совершения преступления, и ещё отсутствуют
такие участники процесса как подозреваемый и обвиняемый.
Одной из форм реализации следователем функции обвинения является
официально выраженное подозрение лица в совершении лица в совершении
преступления. По действующему закону подозреваемым признаётся лицо,
задержанное по подозрению в совершении преступления, и лицо, которому
применена мера пресечения до предъявления обвинения (ст. 52 УПК).
Юридическим выражением подозрения в совершении преступления являются:
протокол задержания, постановление об избрании меры пресечения, до
предъявления обвинения (ст. 90 УПК).
По мнению некоторых учёных, подозреваемый может задерживаться по постановлению о задержании подозреваемого в совершении преступления в тех случаях, когда решение о задержании принимает следователь, а фактически задержание на основании этого решения производит орган дознания либо другой следователь (в порядке поручения). В постановлении д.б. указано конкретно лицо, которое подозревается, преступление, в совершении которого оно подозревается, основания задержания.[20]
На практике же этот вопрос решается по другому: следователь не выносит постановления, а направляет органам дознания и другому следователю отдельное поручение, на основании которого они и осуществляют задержание.
О всяком случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, составляется протокол, в котором помимо прочих обстоятельств указываются основание задержания, являющееся одновременно основанием подозрения в совершении преступления. Задержанный знакомится с протоколом задержания, может дать объяснения по поводу подозрения и задержания, подлежащие занесению в протокол, и подписывает его.
О применении меры пресечения до предъявления обвинения следователь выносит мотивированное постановление, содержащее указание на преступление, в котором подозревается данное лицо, и основание для применения данной меры пресечения. Это постановление объявляется лицу, в отношении которого оно вынесено (ст. 92 УПК). Если подозреваемый был задержан или в отношении его избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, он должен быть допрошен немедленно. Если произвести допрос немедленно не представляется возможным, подозреваемый должен быть допрошен не позднее двадцати четырёх часов с момента задержания. Причём во время допроса ему должно быть объявлено, в совершении какого преступления он подозревается, о чём делается отметка в протоколе его допроса. (ст. 123 УПК).
Реализация функции обвинения в форме подозрения предопределяется
достижением определённого этапа в познании истины по уголовному делу и
поэтому имеет под собой материальную основу в виде такой совокупности
доказательств, которая позволяет предполагать виновность лица в совершении
преступления и вместе с тем не является достаточной для привлечения его в
качестве обвиняемого. Таким образом, в основе процессуального подозрения
лежит фактическое подозрение лица в совершении преступления. Однако
фактическое подозрение по действующему законодательству далеко не всегда
может быть выражено юридически ( процессуально), поскольку официальным
(юридически значимым) признаётся только подозрение, связанное с задержанием
лица или применением к нему меры пресечения до предъявления обвинения.
Такое соотношение между фактическим и юридическим подозрением влечёт
ряд негативных последствий. Фактически подозреваемое, но не задержанное и
не подвергнутое мере пресечения лицо выступает в процессе до предъявления
ему обвинения в качестве свидетеля. Мало того, что при этом лицо не
наделено правами подозреваемого, оно вынуждено давать показания ( зачастую,
не понимая или не зная положений ст. 51 Конституции РФ., против себя) под
угрозой уголовной ответственности. Особенно часто в таком положении
оказываются лица, в действиях которых находят признаки преступления.
Уголовное дело возбуждают непосредственно в отношении действий таких лиц.
Второй и наиболее характерной формой реализации следователем функции обвинения является привлечение лица в качестве обвиняемого. Для образования целостной системы привлечения лица в качестве обвиняемого, а также для обеспечения прав и законным интересов обвиняемого на предварительном следствии, процессуальный порядок привлечения лица в качестве обвиняемого должен состоять из следующих действий: 1) принятие мер по обеспечению явки обвиняемого; 2) вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого; 3) разъяснения прав и обяазнностей обвиняемого; 4) предъявление обвинения; 5) допрос обвиняемого; 6) изменение и дополнение обвинения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14