Данные количественного подсчета, содержащиеся в таблице позволяют
утверждать, что одним из основных источников формирования сложных структур
(первых компонентов) служат нарицательные имена, входящие в следующие
лексико-семантические блоки: «ведение военных действий, борьбы, название
оружия и его частей» (47 ИЕ), «название внешних и внутренних свойств
человека» (34 ИЕ), «теофорные имена» (28 ИЕ).
В группу средней наполняемости входят следующие апеллятивные
номинанты: «абстрактные понятия, такие как «слава», «честь», «победа» (22
ИЕ), «именование людей по роду занятий, социальному положению» (17 ИЕ),
«обозначения абстрактных и психических понятий» (16 ИЕ).
Наименьшей репрезентативностью обладают следующие лексико-
семантические блоки: «названия животных» (14 ИЕ), «имена обозночающие
«владение», «наследство» (14 ИЕ).
Следует отметить также группу имен, не поддающихся классификации из-за
эврисемии (13 ИЕ).
Анализ лексико-семантических характеристик опорных имен позволил
выявить следующие номинации:
1. Название свойств и признаков человека: Bernhald – “ber(a)nu +
harti, herti” – “Bдr + kraftig, stark” («медведь+сильный»).
2. Название умных и сильных животных: Radolf – “rant + wolf” – “Schild
+Wolf” («щит+волк»).
3. Именование людей по роду занятости, по социальному положению:
Eckeward – “ekka + wart” – “Schwert + Schьtzer, Hьter” («меч +
защитник»).
4. Группа имен, обозначающих ведение военных действий, битвы, борьбы,
название оружия и его частей: Gttfried – “got + fridu” – “Gott +
Schutz vor Waffengeward” («бог + защита от силы»).
5. Обозначение абстрактных и психических понятий душевного состояния,
образа мыслей, взглядов, чувств людей: Hartmut – “harti, herti +
muot” – “krдftig, stark + Sinn, Geist” («сильный + смысл, дух»).
6. Обозначение дружбы: Bodowin – “bodo + wini” – “Gebieter + Freund”
(«повелитиель + друг»).
7. Группа имен, обозначающая такие понятия как «победа», «слава»,
«честь», «мир»: Jaroslaw (slaw.) – “jarъ (urslaw.) + slawa” –
“kьhn, stark, streng + Ruhm, Ehre” – («смелый, сильный + слава»).
8. Группа имен, несущая в себе определение господства: Witold –“witu +
walt(an)” – “Holz, Wald + walten, herschen” («дерево, лес +
править, господствовать»).
9. Имена, подчеркивающие положительные качества народа: Nikolaus
(lat.) – “nнke + laos” – “Sieg + Volk” («победа + народ»).
10. Названия растений, реалий ростительного мира: Polykarpus (gr.) –
“polys + karpos” – “wie mehr + Frucht” («как больше + плод,
фрукт»).
11. Названия не подлежащие классификации вследствие разнообразной
широкой представленности пестроты картины их значений: Sixten
(norddt.) – “Sigr (islдnd.) + sten (altschwed.)” – “Sieg + Stein”
(«победа + камень»).
Таблица 8
Лексико-семантические блоки вторых компонентов сложных ИЕ
| |Dt.|Lat|Gr.|Heb|Sp.|Eng|Sla|Fri|Kel|Nie|Frz|Ито|
| | |. | |r. |-it|l. |w. |es.|t. |der|. |го |
| | | | | |al.| | | | |l.-| | |
| | | | | | | | | | |ska| | |
| | | | | | | | | | |nd.| | |
|1. Внешние и |58 |7 |1 |- |1 |- |- |4 |1 |- |- |72 |
|внутренние свойства | | | | | | | | | | | | |
|и признаки человека.| | | | | | | | | | | | |
|2. Животные. |20 |- |5 |- |- |- |- |- |- |- |- |25 |
|3. Люди по роду |12 |- |1 |1 |2 |3 |- |1 |- |- |1 |21 |
|занятий, социальному| | | | | | | | | | | | |
|положению. | | | | | | | | | | | | |
|4. Ведение военных |23 |2 |- |- |4 |3 |- |- |- |1 |- |33 |
|действий, борьбы, | | | | | | | | | | | | |
|название оружия и | | | | | | | | | | | | |
|его частей. | | | | | | | | | | | | |
|5. Обозначение |4 |1 |- |- |3 |2 |- |- |- |- |- |10 |
|абстрактных и | | | | | | | | | | | | |
|психических понятий.| | | | | | | | | | | | |
|6. Обозначение |5 |2 |- |- |1 |1 |- |- |- |- |- |9 |
|дружбы | | | | | | | | | | | | |
|7. Группа имен, |2 |1 |- |- |- |- |4 |- |- |1 |- |8 |
|обозначающих такие | | | | | | | | | | | | |
|понятия как «слава»,| | | | | | | | | | | | |
|«честь», «победа». | | | | | | | | | | | | |
|8. Группа имен, |4 |- |1 |- |- |1 |- |- |- |- |- |6 |
|несущих определение | | | | | | | | | | | | |
|господства | | | | | | | | | | | | |
|9. Имена, |1 |1 |1 |- |1 |1 |- |- |- |- |1 |2 |
|подчеркивающие | | | | | | | | | | | | |
|положительные | | | | | | | | | | | | |
|качества народа. | | | | | | | | | | | | |
|10. Растения, |- |1 |1 |- |- |- |- |- |- |- |- |2 |
|растительный мир. | | | | | | | | | | | | |
|11. Названия, не |4 |3 |5 |- |- |- |1 |- |- |- |- |13 |
|подлежащие | | | | | | | | | | | | |
|классификации | | | | | | | | | | | | |
|Итого: |133|18 |15 |1 |12 |11 |5 |5 |1 |2 |2 |205|
Согласно данным, представленным в таблице одним из основных источников
возникновения композитных структур личных имен является нарицательная
лексика, входящая в лексико-семантический блок «название свойств и
признаков человека» (72 ИЕ). Примечательно при этом то, что он занимает
первое место не только среди двухосновных, но и среди одноосновных
апеллянтов.
Существенную роль в создании двухступенчатых имен играли также
названия с ведением военных действий, борьбы, оружием (33 УЕ), названия
животных (21 УЕ).
Существенную роль в создании двухосновных единиц принадлежит также
группе абстрактных и психических понятий (10 ИЕ), группе имен, заключающих
в себе понятие дружбы (9 ИЕ), именам обозначающим такие абстрактные понятия
как «слава», «победа», «честь», «мир» (8 ИЕ).
Как показывает анализ, нарицательная лексика, в основе создания
мужских имен, весьма разнообразна по своей тематической принадлежности.
Однако не все названия предметов окружающего мира использовались для этой
цели в одинаковой мере, что тесно связано с их генезисом.
Явное предпочтение при образовании германских мужских имен отдавалось
лексико-семантическим разрядам апеллятивов: названиям внешних и внутренних
свойств и признаков человека; наименованиям ведения военных действий, биты,
борьбы; обозначениям оружия и его частей; и гораздо реже людей по роду
занятий, социальному положению, месту жительства.
Широкое использование нарицательных слов определенной семантики при
именовании людей объясняет незначительную роль прозвищного начала в личных
именах. В специальной литературе прцесс создания СИ относится к акту более
или менее свободного выбора самоименования. С этим определенно связано
стремление человека, называть себя именами, по возможности, нейтральными
или же вызывающими положительные эмоции, иногда возвышающими себя над
другими (В.Э. Стальтиане, с. 114).
Семантика антропооснов, отражая особенности общественно-экономической
жизни народа, свидетельствует о предпочтении древними германцами имен,
отражающих их военные доблести, различные добродетели. Греки, латиняне,
напротив, предпочитали употреблять для именования людей названия деревьев,
цветов, различных растений, мифологическую лексику и лексику, связанную с
царившим у них культом любви.
В славянских именах преобладают компоненты добр-, свят-, свет-, мир-,
слав-, у греков и римлян – антропоосновы, подчеркивающие в человеке
человечное; у евреев – слова, подчеркивающие отрешенность от земного и
обращение к богу (Л.М. Щетинин, с. 39).
Итак, анализ морфологических свойств опорных имен и их составляющих
подтверждает положение о том, что «СИ могут образовываться от любой части
речи» (В.В. Лопатин, с. 36). Однако онимизация частей речи не одинакова. В
исследуемом материале этому процессу подвергались преимущественно
существительные и прилагательные и весьма редко глаголы.
В результате анализа установлено многократное использование одних и
тех же основ в составе композитов, что особенно характерно для
десубстантивных и деадъективных ИЕ.
Заключение.
Рассмотрение вопроса о раскрытии механизма образования усеченных
антропонимов предполагает в рамках указанной дипломной работы для полного
выделения их инвентаря и систематизирования его описания, выявление
этимологических, фонетических и структурно-семантических особенностей
полных и кратких форм, а также установление условий, регулирующих
производство основных типов кратких единиц. Это и явилось основными
задачами предлагаемой работы. Предпринятая попытка решения вышеуказанных
задач позволяет установить ряд особенностей:
1. На этимологическом уровне: роль исконных и заимствованных имен в
формировании корпуса усеченных антропонимов, а, следовательно, и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15