Французские простветители

Французские простветители

Содержание

Введение……………………………………………………….….….................3

1 Французские Просветители……………………………….….…….….........6

1.1 Ж. – Ж. Руссо………………………….……………..….….………..6

1.2 Ш. Л. Монтескье…………………………………….….….……….12

1.3 Ф. Вольтер………………………………………………...….……..15

2 Творчество Ж. –Ж. Руссо…………………………………….…....………..18

2.1 Философско-педагогичное воззрение Руссо…………...….……..18

2.2 “Исповедальная трилогия Руссо”……………………………...…24

2.3 “Юлия или новая Элоиза”………………………………...…........42

2.4 Идейно-эстетические параллели………………………..………...49

2.5 Выводы …………………………………………….……………....53

3 Творчество Шарль Луи Монтескье………….…………………...………...56

3.1 Жанровые особенности философского романа

Ш. Л. Монтескье “Персидские письма”…………………...............56

3.2 Сатирические портреты…………………………...……….………62

3.3 Новый этап в классицистической прозе, или

эффект “отстранения”…………………………..…………………..64

3.4 Анализ романной части “Персидские письма”…..…………..…..69

3.5 Выводы…………………………………………………..……….... 73

Заключение……………………………………………………………..……...75

Библиографический список…………………………………….................77

Введение

В середине ХVIII века французская культура переживает высокий подъем.

Во Франции начинается крупное культурное движение. Оно проявилось особенно

плодотворно в искусстве. Его предпосылкой было сложение централизованного

государства, французской абсолютной монархии. Борьба за него привела в

движение все пружины французского общества. Передовой характер этой

государственной формы не подлежал сомнению для большинства современников. И

все же деспотические формы абсолютизма Ришелье вызвали живой протест в

аристократических и в буржуазных слоях общества.

В поисках нового, возвышенного стиля во Французском обществе

начинается борьба за чистоту языка. Еще в начале столетия Малерб сообщает

своим лирическим стихам логическую ясность математического доказательства.

В салонах ряда дворянских дворов, где собирается светское общество

особенно в знаменитом салоне Рабуйе, выковывается литературный язык; здесь

еще задолго до Мольера высмеивается «жеманный стиль». Французский

литературный язык приобретает черты, которые на долгие годы сделали его

международным. Стиль Ларошфуко признается образцовым за его «живость и

деликатность». Во Франции ХVII века придается огромное значение самому

слогу, художественной форме, изобразительному поиску особой жанровой

выразительности, способной передать дидактическую специфику идей

Просвещения.

В гармонии равновесии эпического, лирического и драматического начал

малые художественные и документально-публицистические жанры (письма,

дневники, путевые заметки, записки, зарисовки, хроники, мемуары)

существовали, видоизмененные на протяжении всей истории развития

художественно – литературного творчества. Фрагментами эпизодами

вкраплениями они продуктивно содействовали непрестанному поиску наиболее

выразительных объемных малых (сказка, рассказ, повесть, новелла, очерк) и

более панорамных (роман, роман – эпопея) художественных жанровых форм.

Содействовали, но существовали и параллельно, не теряя своей независимости

и оттачивая собственную самобытность, согласно внутренним канонам

художественной публицистики.

В типологической полифонии жанров публицистических и художественных в

извечном и изнурительном споре между амбициозной беллетристической и

безыскусно взрывной публицистической особое место и роль скромная, но

чрезвычайно функциональная принадлежит серии художественно -

публицистических видов, в ряду которых традиционно для Просвещения

развивается исповедь.

Лирическая, по природе жанра, дидактическая в нравственно - этической

освоении идей своего времени литературно - публицистическая форма исповеди,

между тем органично синтезирует, сплавляет в себе многообразие малых жанров

основополагающих типологических сфер: художественной, публицистической и

научной, естественно сознавая между ними подвижное равновесие.

Франция эпохи Просвещения — традиционно тяготеет к этому щедрому

возможностями, самобытному жанру, требующему не только документальной

подлинности и художественного изящества, но большого гражданского мужества.

Отправляясь от Монтэня, с поправкой на современную традицию исповеди

сообщается достаточно широкий смысл: это неизменно форма открытая, ни

поэтическая, ни повествовательная, ни драматургическая, ни научная. И

вместе с тем способная вобрать и себя и нести в себе не только родовые

признаки каждого из этих жанровых начал, но и многие другие элементы.

Исповедь непременно включает полемическую, не редко пародийную, игровую,

демонстрацию тональности, хотя предпочтительным тоном его остается тон

дидактический побуждающий или суггестивный, Она обеспечивает как собственно

передачу знания, так и мизансцену, постановку его, либо постановку вопроса

о нем силою стиля или письма.

Ничего нового, пожалуй, если вспомнить Монтэня, но также и Паскаля,

Дидро, Мюссе или Валерии: исповедь остается жанром вполне традиционным, но

подвижным, изменчивым и очень дорогим для автора склонного к самоанализу

разностороннего и ищущего. И если мы не выдвигаем исповедь как жанр

самостоятельный в настоящей работе, то потому, что к нему обращаются чаще

всего и, прежде всего романисты, поэты, автобиографы, критики и публицисты.

Блестящих примеров разработки жанра исповеди или использования

исповедальной тональности достаточно много в творчестве великих французских

просветителей Жан-Жака Руссо и Шарля – Луи Монтескье, исследованию которых

и посвящена настоящая работа.

1 Французские просветители

1. Ж.-Ж. Руссо

Чрезвычайно своеобразное место в Просвещении принадлежит Жан- Жаку

Руссо (1712-1778гг.) одному из самых влиятельных деятелей французского

Просвещения. Руссо - уроженец и гражданин Женевы, старинного центра

кальвинистского богословия и морального уклада жизни. Молодость его

протекала в нужде в скитаниях. Одареннейший писатель. Руссо дебютировал

краткой диссертацией “Рассуждения о науках и искусствах”, написанной на

соискании премии Дижонской академия. На вопрос, содействовали ли успехи

наук и искусств улучшению нравов, Руссо ответил редкой силой убеждения и

редким красноречием. Увенчанный премией, он вдруг приобрел известность. Из

сочинений имеющих отношение к философии, им были в дальнейшем написаны

“Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми”,

“Общественный договор”, “Эмиль, или О вспоминании” и несколько менее

значительных работ. Основная тема философских размышлений Руссо - судьба

личности в современном ему обществе с его сложной искусственной культурой,

с его противоречиями.

От большинства своих современников Руссо отличался, прежде всего

проницательностью, глубиной, смелостью в критике общественного строя

Франции. Французская философия XVIII века, в том числе и социальная, не

шла дальше критики феодализма и абсолютизма с точки зрения буржуазных

интересов. Идеализируя эти интересы, она видела в требованиях, запросах и

понятиях буржуазного класса естественные запросы и понятия человеческого

разума, как такового. Противоположность интересов и тех классов, которые

вырастали внутри “третьего сословия”, не была еще замечена и понята.

Руссо занял особую позицию. Энциклопедисты, даже во время наибольшей

дружбы и сотрудничества с ним, никогда не считали его вполне своим. Они

находили его слишком бунтарским, плебейски - радикальным и бестактным. Он и

был таким. Он выступал не только против существующей власти, но и против

боровшейся с ней оппозицией. Никто из современников Руссо не ощущал так

сильно как он противоречий французской общественной системы. Руссо

сознавал их с точки зрения угнетенных мелкобуржуазных масс крестьян и

ремесленников, т.е. с точки зрения гораздо более демократичной, чем

воззрения большинства просветителей. Именно эта основа идейных позиций

Руссо была причиной крайней противоречивости его социальной философии.

Критика Руссо одновременно и радикально демократична и реакционна; она

зовет вперед, к ниспровержению угнетающего человеческого порядка и тянет

назад, внушает идеи, которые должны быть характеризованы как реакционная

социальная утопия. Основное противоречие современной ему общественной жизни

принимает в сознании Руссо отвлеченную форму противоречия между культурой и

природой, между естественной, гармонической, по убеждению, жизнью чувства и

искусственностью, односторонностью рассудочного мышления.

Рационализм ХVII и XVIII вв. не признавал в чувстве специфической

душевной деятельности наряду с интеллектом и волей. Напротив, Руссо видит

в чувстве не только самостоятельную, не только своеобразную, но и основную

первичную форму духовной деятельности. Еще раньше, чем разум, в человеке

проявляются чувства удовольствия и неудовольствия. Чувство не только

первичнее разума по происхождению, но и важнее, чем разум. Учение Руссо о

первенстве чувства двойственно. С одной стороны, оно правильно скрывало

односторонность недостаточность, рассудочность рационалистического

представления о человеке и его душевной деятельности. С другой стороны, оно

таило в себе глубоко ошибочную тенденцию, которую не раз использовала

впоследствии философская реакция. Тенденция эта состояла в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать