совершенства» отразились в черных ликах Богородицы и нимбах такого цвета в
древнерусской иконописи.
Первое из яиц композиции посвящено Рождеству Христову.
Праздник Рождества христова, который отмечается русской православной
церковью 7 января, - один из самых значительных дней в годичном цикле так
называемых двунадесятых праздников, повествующих о событиях земной жизни
Христа. Поэтому образ Рождества Христова является одним из наиболее
распространенных сюжетов в христианском искусстве. Его изображения известны
с IV века. Иконография сложилась в византийской художественной практике,
откуда пришла в Россию.
Литературной основой изображения Рождества Христова послужили тексты
Евангелия от Матфея и Луки, а также неканонические тексты Протоевангелия
Иакова и Евангелия псевдо-Матфея. Часто в композицию праздника вводятся
подробности, основанные на текстах апокрифов – раннехристианских памятников
народного творчества, преданиях и сказаниях.
Согласно Евангелию, Христос родился в городе Вифлееме, расположенном в
Иудейском царстве, куда направлялись из Назарета Мария и ее муж Иосиф,
поскольку там проходила перепись населения. Местом рождения Христа была
пещера, в которой находился хлев. Мария спеленала своего сына и положила
его в ясли, возле которых стояли вол и осел.
Обратимся к изображению этого события на пасхальном яйце. В центре
композиции на фоне пещеры изображены Богоматерь и ясли с Младенцем-Христом,
над яслями – животные. Вифлеемская звезда, которая в соответствии с
толкованием Иоанна Златоуста, двигалась низко и встала над головой
младенца, показана в виде трех лучей света, исходящего с небес.
Действие развертывается на фоне горы, поднимающейся вверх крутыми
уступами с белильными ступеньками - «лещадками». Такое изображение не
случайно. Гора в сюжете Рождества Христова осмысливается как один из
символов Богоматери, о чем есть упоминание в текстах Ветхого Завета. В
пророчестве, которое было дано пророком Даниилом на толкование сна
библейского царя Навуходоносора, предсказывается рождение Христа от девы
Марии путем непорочного зачатия. Царь увидел во сне камень, оторвавшийся
без помощи рук от горы и истребивший истукана. Отсюда осмысление Богоматери
как «нерукосечной горы» и камня, без рук оторвавшегося от нее, как
прообраза Рождества Христова.
На изображении Христос имеет как бы образное подобие того камня,
который сокрушил и уничтожил гордость человеческую в виде истукана. Являясь
смысловым центром композиции, Христос, однако, изображен самым маленьким из
всех персонажей, а изображение Марии – олицетворение вместилища
богочеловека – самое крупное из всех фигур.
К Младенцу-Христу склонились вол и осел, изображенные на фоне чёрного
проема пещеры. По некоторым толкованиям, эти животные, первыми пришедшие
поклониться младенцу, символизируют народы: вол – иудеев, а осел –
язычников. Однако большинство русских художников не воспринимало подобного
объяснения и превратило этих животных в общеизвестных в России коня и
корову.
В верхней части клейма помещены фигуры двух ангелов с золотыми
крыльями. Они поют славу Христу.
В момент рождества на небе зажглась новая звезда. Ее яркий свет
увидели во всем мире, увидели ее и волхвы-мудрецы из восточных стран. Взяв
с собой дары: золото, ладан и смирну, мудрецы направились поклониться
Христу. Звезда указывала им путь к Вифлеемской пещере.
Изображение звезды прочно займет свое место в атрибутах, связанных с
Марией. Поверх одежды Богоматери (мафория) стали писать маленькие золотые
звезды на изображении чела и плеча Марии, что должно было символизировать
«божественное чрево» [28, 55].
На другом яйце изображено Святое Богоявление – великий двунадесятый
праздник воспоминания крещения Господа нашего Иисуса Христа. Когда
Спаситель достиг тридцати лет, он всенародно выступил на открытое служение
для искупления рода человеческого (по ветхозаветному закону ранее тридцати
лет принимать звание учителя или сан священника не дозволялось). Спаситель
пришел на реку Иордан, при которой Иоанн Предтеча приготовлял народ
иудейский к принятию обетованного (обещанного) Искупителя (Мессии), и
принял от него крещение в водах Иорданских. Слева от Христа на уступе горы
стоит Иоанн Креститель. При крещении Спасителя явилась миру Пресвятая
Троица: Бог Отец с небес свидетельствовал о крещаемом Сыне, а Бог Дух
Святой сошел на Сына в виде голубя, подтверждая, таким образом, слово Отца.
В древнем мире голубь обозначал невинность и кротость и поэтому он стал
символом Христа и сошедшего на него Святого Духа. В живописи, мозаиках,
рельефах, на светильниках и перстнях фигура голубя указывала на членов
христианских общин, на апостолов, могла обозначать освобожденную от оков
тела-клетки человеческую душу. В средние века белый голубь напоминал о
чистоте крещения, в то время как чёрный – предостерегал от чрезмерно
усложненной проповеди, затемненный смысл которой не воспринимается
слушателями. Пестрый голубь определял разноликость апостолов. Господь
крестился не по тому, что сам имел нужду в очищении, а чтобы омыть
погружением взятые на себя грехи всего мира «водами погрести человеческих
грех», исполнить закон, открыть людям таинство Святой Троицы, освятить
«водное естество» и, наконец, подать нам образ и пример крещения.
С древних времен этот праздник назывался днем просвещения и праздником
светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящих во тьме и
сени смертей», спасти падший род человеческий. Поэтому в древней церкви был
обычай крестить (духовно просвещать) оглашенных как в навечерие (канун)
Богоявления, так и в сам праздник. В эти дни в храмах и на водоемах
совершается великое освещение воды, которая является святыней, исцеляющей
душу и тело. Её принято сохранять в течение года, окропляя вещи, принимая в
случае болезней и других недугов [40, 73].
На третьем пасхальном яйце изображен сюжет великого двунадесятого
праздника «Вход Господень в Иерусалим», который торжественно отмечается
церковью с воспоминаниями о царском прославлении Иисуса Христа перед его
крестной смертью.
Благая весть о том, что Спаситель придет в мир и уже сходит в Девичью
утробу, дабы родиться как простой смертный, соединяется в нашей молитвенной
памяти с ликующими призывами встретить Иисуса Христа, грядущего в
Иерусалим, чтобы принять мученическую смерть как человек и возродить к
новой жизни всё человечество.
В эти дни великое множество людей переполняло город. Отовсюду
собрались они в Иерусалим на празднование иудейской Пасхи. Все слышали о
великом учителе и целителе, о его последнем чуде – воскрешении Лазаря, все
хотели видеть его.
И вот он появился, спускаясь с горы Елеонской, по царски восседая на
молодом осленке. Народ пришел в ликование. Иисуса встречали криками:
«Осанна (спаси) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна
в вышних!» – путь его устилали одеждами и пальмовыми ветвями. Славили его
как царя-победителя , и никто не понимал, что это шествует царь всех царей,
победитель смерти, что в Иерусалим входит сам Господь для принесения себя в
жертву за грехи людские, чтобы исполнить пророчества и преобразить этот
мир. В древности преподнесение пальмовых ветвей во время победных торжеств
означало благодарственное посвящение данного праздника Высшему существу -
Богу. На Руси ветви финиковой пальмы заменились ветками вербы [40, 116].
На клейме четвертого яйца изображение распятого на кресте Христа
Спасителя. Это тот великий час, когда он своей пречистой кровью омывает
грехи всего человечества – всех нас.
Изображение фигуры Христа дает ощущение напряженного страдания и
крайности человеческих мук определены пластическими приемами: уплощенностью
торса, утонченностью конечностей, “бессильным” наклоном головы.
С левой стороны в великой скорби стоит Пречистая Дева-мать Иисуса
Христа. Рядом Марина Магдалина-ученица Спасителя. С правой стороны –
любимый ученик Христа Иоанн Богослов. Другие апостолы – ученики Спасителя
малодушно оставили Его в эти страшные часы. Над крестом была прибита
дощечка, на которой было написано: “Иисус Назорей, Царь Иудейский”.
Пятое яйцо, представляющее собой сердце композиции посвящено
непостижимому по своей сущности моменту Воскресения Христова, который в
Евангелии не описан. Оно и не могло быть видимо телесными очами. Как
произошло само восстание из мертвых, в каком виде был воскресший Спаситель
– это остается сокровенной тайной. Мы знаем только, что ни камень,
приваленный к дверям гроба, ни печати, наложенные на него, ни воинская
стража, ни законы природы, ни сама смерть – ничто не могло удержать в гробу
пречистого тела.
Особое место в иконографии Спасителя занимают иконы Воскресения
Христова – великого христианского праздника Пасхи. Они обычно помещаются в
праздничном ряду иконостаса в храме, однако Воскресение Господне не входит
в число двунадесятых праздников, поскольку является главным христианским
праздником. Иконография Воскресения Христова сложилась в раннехристианский
период на основе текстов Евангелия: апокрифов, псалмов, пророчеств и
святоотеческой литературы.
Замечательные образы “Воскресения Христова” на протяжении многих веков
создавало искусство византийского круга, в том числе и древнерусская
живопись. В согласии с православным пониманием смысла живописи, эти
произведения наравне с пасхальным богослужением, с обрядом приобщают к сути
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17