Искусство росписи пасхальных яиц

расположенный неподалеку от Гжели. В последнее время в Москве стали

появляться художественные предприятия, выпускающие изделия из керамики

малыми партиями. Это - "Никанд", с образцами из фарфора с кобальтовой

росписью. Большинство фарфоровых яиц "Никанда" являют собой авторские

экземпляры. Так, пасхальные яйца расписывает художник С. Р. Керн. В

основном это христианские мотивы, а также архитектурные пейзажи (см.

приложение12.).

Высокая профессиональная подготовка художников и мастеров характерна и

для московского фарфорового предприятия "Даки", возникшего в 1992 году.

Вместе с росписью фарфоровых изделий кобальтом здесь было налажено

производство бисквита - фарфора, не покрытого глазурью, декорированного

лепниной и росписью (см. приложение13.). Пасхальные яйца, как правило,

выпускаются в единичных экземплярах и являются заказными [34, 14].

Известны яйца из фарфора с лепниной кисловодского "Феникса" и

фаянсовые яйца с росписью семикаракорского предприятия "Аксинья".

Оформление пасхальных яиц на этих фарфоровых производствах идет в рамках

собственного художественного стиля. В последнее время известные центры

народного искусства проходят процесс разукрупнения. От них отделяются

небольшие мастерские, которые более мобильно реагируют на запросы

современного общества. Такова фирма "Саква", возникшая в поселке Мстера

Владимирской области, здесь можно заказать пасхальное яйцо в авторском

исполнении.

Своеобразная тематика представлена в росписи яиц народного

художественного промысла - Товарищества "Вятский сувенир". Наряду с

традиционным для этого центра инкрустированием соломкой есть и яйца,

расписанные на религиозные сюжеты, в частности на сюжет "Рождество

Христово".

Подобная тенденция в оформлении образцов, в которых используется

рождественская тематика, наблюдается и в изделиях Ассоциации художественных

промыслов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Видимо, в этих случаях

проявилось влияние западноевропейской цивилизации, для которой наиболее

значимым религиозным праздником является Рождество Христово. На этот счет

существует немецкая пословица: "Нет гнезда выше орлиного, нет праздника

выше Рождества".

С художественными традициями дореволюционного Санкт-Петербурга связано

еще одно явление в современном искусстве оформления пасхального яйца -

создание санкт-петербургскими мастерами пасхальных яиц по образцам Фаберже.

Среди них выделяются миниатюрные кулоны с использованием христианской и

языческой символики. Ажурные кулоны один к одному повторяют ажурные бусины

барм из Рязанского клада, относящегося к памятникам ювелирного искусства

домонгольской Руси (см. приложение14.). Первые попытки создания изделий в

стиле Фаберже были предприняты в начале 80-х годов нынешнего столетия.

Одним из инициаторов обращения к традициям знаменитой ювелирной фирмы был

Андрей Ананов. После того как Ананов подарил медальон в виде пасхального

яйца представителю фирмы Фаберже, из компании "Cartier" пришло заключение о

его высоком качестве. С Анановым заключили контракт, и вместе с тем была

выработана специальная форма клейма "Фаберже от Ананова" (просто ставить

клеймо Фаберже на этих изделиях он отказался). Яйца фирмы Андрея Ананова

имеются у выдающихся певцов Монтсеррат Кабалье и Пласидо Доминго, у Нэнси

Рейган и Барбары Буш. Современные пасхальные яйца в авторском исполнении

представляют собой оригинальное явление в русской художественной культуре

конца XX столетия. Они - знак живого свободного художественного поиска.

Нынешние пасхальные яйца в авторском исполнении можно разделить на

несколько тематических групп: религиозные, пейзажные с архитектурой, просто

пейзажные, литературные (по мотивам былин, русских народных сказок,

произведений русских писателей), с языческими мотивами...

В Ставропольском крае, в селе Кочубеевское, в доме детского творчества

создана студия “Фантазия" занимающаяся бисероплетением. Основное место

среди детских и юношеских работ занимают “светики" – они так называют

пасхальные яйца оплетенные бисером. Своей праздничностью и декоративностью

они продолжают традиции народных писанок (см. приложение15.).

Если всмотреться внимательно в “светики", то можно увидеть, что каждое

яйцо неповторимо, индивидуально орнаментировано. Оно несет в себе

определенную информацию повествует своим образным языком о вечности,

духовном просветлении. Вместе с тем “светикам" присущи общие композиционные

и стилистические элементы построения Узорный поясок представляет собой

“бесконечник", символ бессмертия. Эту своеобразную знаковую систему можно

считать обереговой. Орнамент условно делится на три части: верхний

(небесный мир), средний (земной), нижний (подземный мир).

Верхний (небесный) мир начинается со светлого крестика и воплощает

идею центра и основных направленностей от него, в этом месте сходятся пути

во все миры. Его белый цвет выражает, по представлению наших предков, "тот

неисповедимый белый свет, откуда идет неведомая сила зарождения жизни.

Здесь крест символизирует восхождение духа, устремление к Богу, к вечности.

От белого креста, как правило, исходит лучезарное сияние, свет переходит в

солнечный, он лучами нисходит вниз и пронизывает потоками всю землю.

Небесную символику выражают белый, голубой, синий цвета, проявляющиеся

в виде облаков, капель дождя. Энергетические потоки небесного мира

постепенно переходят к земному миру, между ними всегда происходит

энергообмен.

Всеукрупняющийся крестообразный орнамент выступает как символ огня,

солнца, символ единства духовного и материального аспектов бытия, символ

активного мужского начала.

Различно стилизованный солярный знак занимает большую часть небесного

мира. Четырехчастное деление узоров выражает четыре состояния природы -

четыре времени года, четыре направления частей света.

В земном ярусе крестообразный знак выступает в иных ролях, в

зависимости от цвета. Светлый крест с расходящимися лучами (крест также

воспринимается как ромб) выступает как подобие человека с распростертыми

руками. Зеленые ромбы олицетворяют растительный мир, голубой цвет

обозначает реки. Присутствие желтых ромбов (древний солярный знак)

указывает на солнечный свет в земном ярусе. Ромб издавна был символом

пашни, земли, отдельные точки - это семена. Подобное разнообразие

выражается коричневым, зеленым, желтым цветом. Бутоны - это символ

развития, цветы - процветания, ягоды - символ урожая. В среднем (земном)

мире крест означает плодородие, процветание, удачу. Постепенно к низу яйца

рисунок закругляется, и мы видим круг - знак земли, женского начала,

несущий идею единства, бесконечности и законченности, высшего совершенства.

Нижний (подземный) мир рассматривается нами как то, что скрыто под землей,

- ее недра, богатства. Это тот огромный полезный для человека потенциал,

благодаря которому, в единстве со Вселенной, и возможна жизнь.

Рисунок самой нижней, завершающей части яйца повторяет начальное

крестообразное построение, что означает "возвращение на круги своя", то

есть бесконечность бытия.

“Светики" выражают красоту окружающего мира во всем его многообразии,

величии, гармонии [22, 25].

Таким образом, орнамент можно назвать искусством упорядоченности

поверхности или даже искусством ритмической организации мира. Все это

проявляется не в сюжете, а в самом строе орнамента. Чувство

упорядоченности, правильности, простой или сложной закономерности - это и

есть смысл орнамента.

Подлинная тема в орнаментах - идея организованного, не случайно

построенного мира.

Чтение, расшифровка узоров позволяет выявить общие, непреходящие,

вечные символы и знаки, законы развития мира, природы, Вселенной. Моделируя

и варьируя их, можно создавать новую реальность, рукотворное продолжение

природы.

Искусство традиционного и современного оформления пасхальных яиц - это

целый мир, яркие штрихи к живому образу России.

1.4. Обзор современного состояния росписи пасхальных яиц

В конце 80-х годов XX века в нашу жизнь вернулись забытые обычаи и

ритуалы, в том числе старинная русская традиция подношения пасхального

яйца. Большой интерес вызывают выставки пасхальных яиц в России и за ее

пределами. Так, в 1990 году в Италии была впервые показана коллекция

русских фарфоровых пасхальных яиц из фондов Государственного Исторического

музея. А вслед за ней в Сан-Диего (США) и в Москве были организованы

выставки яиц, сделанных фирмой Фаберже по заказу русской императорской

семьи, хранящихся в коллекциях музеев Московского Кремля и Нью-Йоркской

галереи журнала «Форбс». В 1992 году в рамках международного Сергиевского

конгресса, посвященного Сергию Радонежскому, в Центральном доме художника

также прошла выставка пасхальных яиц.

В настоящее время пасхальные яйца можно считать не только культовым

предметом, но и светским: в их украшении часто используют изображения

тематически не связанными с праздником Пасхи. Хотя возрождая старые

традиции, современные мастера снова и снова обращаются к росписи пасхальных

яиц. Интересно отметить тот факт, что некоторые художники-профессионалы,

обратившиеся к росписи матрешек, через 3-4 года занялись пасхальными

яйцами, а позже иконописанием. Таким образом, повторился эволюционный путь,

который по мнению русского богослова, философа, ученого Павла Флоренского,

от расписного египетского саркофага через фаюмский портрет привел к иконе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать