Искусство росписи пасхальных яиц

Известный специалист в области эстетического воспитания Ветлугина Н.А.

подчеркивает, что “генетической основой возникновения детского

художественного творчества является игра, направленная на активное освоение

детьми окружающей жизни, а также сенсорная ориентировка в сфере музыкальных

заучиваний, выразительных слов, движений, цветовых сочетаний,

пространственных отношений, что позволяет детям выявить свое отношение к

окружающему миру” [15, 200].

Крупская Н.К. указывала, что уже в игровой деятельности маленького

ребенка происходит формирование способностей[15, 200]. Например, ребенок

строит из кубиков дом, переставляет в разные пространственные положения

оловянных солдатиков, и в это время у него формируются отдельные

предпосылки архитектурных и математических способностей.

В данном возрасте у детей открываются большие возможности для

совершенствования когнитивных процессов, в первую очередь восприятия. Кузин

В.С. указывает на то, что восприятия дошкольников характеризуются ярким

эмоциональным отношением к воспринимаемому и малой детализированностью

наблюдаемого. Для развития восприятия детей важное значение приобретают

занятия рисованием, лепкой и техническим конструированием. В процессе

рисования и лепки дети учатся передавать контуры, форму, конструктивное

строение, объем, цвет, освещенность изображаемых объектов. Собирая

технические конструкции, дети знакомятся с устройством, принципом работы

той или иной машины, конструкции. Процесс рисования, лепки, конструирования

обусловливает самостоятельную постановку ребенком задач наблюдения, требует

внимательного и организованного наблюдения объекта действия и

непосредственного объекта наблюдения (натуры, чертежа, рисунка, по которому

собирается конструкция). Эти занятия уже в дошкольном возрасте становятся

эффективным средством развития восприятия у детей, определяют

организованность и управляемость ребенком процесса восприятия [15, 133].

Дошкольников привлекает не столько результат, сколько сам процесс

деятельности – накладывание кубиков, изменение формы глины, появление

следов на бумаге при пользовании карандашом. Направленность на получение

результата складывается постепенно в ходе овладения деятельностью. И по

мере формирования этой направленности ребенок овладевает необходимыми

внешними, практическими, и внутренними психическими видами действий, у него

формируются эстетические переживания и творческие способности [5, 53].

При правильном обучении рисованию, когда воспитывают умение

внимательно и последовательно обследовать изображаемые предметы, выделять

их характерные черты, вооружают детей нужными техническими навыками, и в

дошкольном возрасте может быть достигнуто вполне реалистическое изображение

предметов. Такое обучение способствует развитию активного целенаправленного

восприятия и мыслительных операций. Ребенок получает необходимые

“инструменты” для воплощения своих замыслов, а это развивает творческие

способности.

Главная задача дошкольного обучения заключается в том, чтобы сделать

усваиваемое нужным и интересным для ребенка, тесно связать изучаемый

материал с его актуальными потребностями.

Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода

познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение

новых условий для личностного роста человека. В этот период ведущей для

ребенка становится учебная деятельность.

Немов Р.С. считает, что ведущую роль в психическом развитии детей

младшего школьного возраста играет учение. В процессе учения происходит

формирование интеллектуальных и познавательных способностей; через учение в

эти годы опосредствуется вся система отношений ребенка с окружающими

взрослыми людьми [19, 36].

Особенностью детей младшего школьного возраста, которая роднит их с

дошкольниками, но еще больше усиливается с поступлением в школу, является

безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и

подражание им.

Под влиянием обучения в школе у ребенка расширяются знания и

представления, которые одновременно углубляются и становятся более

содержательными, полными. В процессе обучения ребенок овладевает целой

системой основ наук. Усвоение школьником научных понятий осуществляется

постепенно, по мере накопления знаний, умений и навыков [15, 164].

Кузин В.С. говорит, что мыслительная деятельность младшего школьника,

несмотря на значительные успехи в усвоении словесного материала,

абстрактных понятий, довольно сложных закономерностей и особенностей

предметов и явлений, в основном сохраняет наглядный характер и в

значительной степени связана с чувственным познанием. Не случайно в

начальных классах широко используется наглядность – демонстрация наглядного

пособия, раскрывающего то или иное правило, научное положение, вывод,

явление, способствует более быстрому и продуктивному овладению данным

правилом, положением, выводом. Однако излишнее увлечение наглядностью может

в определенных условиях привести к задержке, торможению абстрактного

мышления у детей. Необходимо строго согласовывать в процессе обучения

младшеклассников наглядность и слово учителя [15, 166].

Следует заметить, что младший школьный возраст в педагогической

психологии рассматривается как “период возникновения и закрепления очень

важной личностной характеристики ребенка, которая, становясь достаточно

устойчивой, определяет его успехи в различных видах деятельности” [19,

212].

Для дошкольников и младших школьников очень характерно активное

отношение к изображаемым событиям. Можно наблюдать даже, как некоторые

ребята, рисуя, “озвучивают” изображаемые действия. Увлеченность младших

учащихся содержанием своих рисунков, активное проявление личного отношения

к изображаемым персонажам – все это усиливает выразительность детских

работ. Не случайно многие художники обращаются к детскому творчеству как к

неиссякаемому источнику искренности, непосредственности, художественной

выразительности [12, 50].

Многолетние психолого-педагогические экспериментальные исследования в

области усвоения школьниками знаний и умений по изобразительному искусству

(исследования Игнатьева Е.И., Кузина В.С., Анисимова Н.Н., Виноградовой

Г.Г. и др.) показали, что учащиеся начальных классов способны усваивать

гораздо более сложный материал, чем это представлялось до последнего

времени. Эти исследования легли в основу перестройки преподавания

изобразительного искусства в современной школе.

Большое значение приобретают осознание школьником под влиянием

обучения своих умственных действий, формирование умения обосновать свои

действия, решения. Осознанные умственные действия определяют рациональные

пути решения учебного задания, активность, самостоятельность и подвижность

мышления ребенка и в конечном итоге успешное развитие мышления.

В подростковом возрасте возникает и развивается трудовая деятельность,

а также особая форма общения – интимно-личностная. Роль трудовой

деятельности, которая в это время приобретает вид совместных увлечений

детей каким-либо делом, состоит в их подготовке к будущей профессиональной

деятельности.

В старшем школьном возрасте процессы, начало которым было положено в

подростковом возрасте, продолжаются, но ведущим в развитии становится

интимно-личностное общение. Внутри его у старших школьников развиваются

взгляды на жизнь, на свое положение в обществе, осуществляется

профессиональное и личностное самоопределение [19, 37].

У учащихся средних и старших классов формируется умение обосновывать

свои суждения, логически раскрывать умозаключения, делать обобщения и

выводы. Продолжает развиваться самостоятельность мышления, умение самому

решить те или иные задачи в новых ситуациях, используя старые знания и

имеющийся опыт. Растет критичность ума, учащиеся критически подходят к

доказательствам, явлениям, своим и чужим поступкам и на этой основе могут

найти ошибки, определить свое поведение и поведение товарищей с морально-

этической стороны. Самостоятельность, критичность, активность мысли ведет к

творческому проявлению идей.

В старшем школьном возрасте достаточно высоко развиты самосознание и

самооценка, что существенно влияет на самовоспитание старшеклассника. В

воспитательной работе с подростками и учащимися старших классов особое

значение имеет такт, индивидуальный подход. Немов Р.С. говорит, что “в

старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает

такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех

видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные” [19,

139].

Внутреннюю мотивированность занятий изобразительной деятельностью у

детей обеспечивает присущая каждому человеку потребность в красоте. Она

относится к потребностям идеальным, т.е. таким, удовлетворение которых не

связано с целями получения каких-либо материальных или социальных выгод,

поэтому развитие этой потребности непосредственно связано со становлением

духовного мира ребенка [25, 95].

3.3. Применение компьютерных технологий при обучении

Многие специалисты полагают, что в настоящее время только компьютер

позволит осуществить качественный рывок в системе образования; существует

мнение, что компьютер произведет столь же серьезные изменения в технологии

обучения, какие в начале века произвел конвейер в автомобилестроении.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать