Искусство росписи пасхальных яиц

скорлупе - покрытая эмалью курица из золота с рубиновыми глазами. Внутри

нее - золотая корона, унизанная жемчугом, а в короне - золотое кольцо.

Именно с 1885 года началась традиция ежегодного дарения пасхальных яиц-

сувениров фирмы Фаберже. "Ваше Величество будет довольно" - такой ответ

обычно давал знаменитый мастер на вопрос о сюжете очередного яйца [23, 39].

Изготовление ювелирно украшенных пасхальных яиц имело давнюю традицию

в России. Например, посеребренное яйцо-сюрприз было сделано мастером

Нордбергом для Александра II. Но именно фирме Фаберже удалось довести

искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до непревзойденного уровня

мастерства, изящества и творческой фантазии. Фаберже никогда не делал

точных копий. На всех его работах лежит печать неповторимого

индивидуального почерка, навечно оставшегося в истории мирового искусства.

Русская императорская династия и ее многочисленные королевские и

княжеские родственники в Англии, Дании, Греции, Болгарии, Гессене,

Ганновере получали яйца Фаберже в подарок из России, высоко ценили эти

драгоценные вещицы и передавали их следующим поколениям. После первой

мировой войны, падения монархии в Европе и обеднения аристократии многие

изделия Фаберже были проданы и перешли к другим владельцам. В 1920-е годы

для пополнения казны валютой советское правительство продало ряд

произведений искусства из государственных коллекций. Из императорской

коллекции, конфискованной после 1917 года, была продана большая часть,

видимо, "абсолютно бесполезных" для советского государства уникальных

пасхальных яиц.

По известным причинам декоративные яйца фирмы Фаберже до недавнего

времени были более известны за пределами России. В настоящее время известно

местонахождение некоторых раритетных пасхальных яиц Фаберже: двенадцать

экземпляров хранится у английской королевы, одиннадцатью владеет

американский журнал "Форбс" и десять находится в Оружейной палате

Московского Кремля. Однако, точно неизвестно ни одного предмета,

исполненного самим Фаберже. Талант его заключался скорее всего в редком

даре вдохновлять художников на создание изделий, принесших фирме

заслуженное признание.

Вопреки воинствующему атеизму послереволюционных десятилетий обычай

празднования Пасхи передавался из поколения в поколение: слишком важна эта

традиция для православного человека по всей России. Когда изготовление

художественных подарочных пасхальных яиц прекратилось, Пасху продолжали

праздновать с "крашенками" (теми самыми разукрашенными в один или несколько

цветов яйцами, которые известны едва ли не всем в нашем обиходе) и

"писанками" (расписанными орнаментом). Традиция изготовления "писанок" была

сильна в западных районах Украины. Тамошние "писанки" напоминают о

дохристианском характере рисунка, уходящем во времена, когда русские,

украинцы, белорусы были единым народом, об истоках общеславянских традиций.

Орнамент "писанок" делится на геометрический, растительный и зооморфный. У

западноукраинских "писанок" много символических обозначений, характерных

для древних славян языческого периода - треугольники, звезды, кресты,

точки, спирали, кружки, стилизованные растения, петушки, коньки и т. д.

Интересен сюжет росписи пасхальных яиц-писанок из далекого, архаичного

уголка гуцульских Карпат. В Львовском этнографическом музее хранится

прекрасная коллекция украинских писанок, насчитывающая 11000 экземпляров.

Стоит обратить внимание на писанки с изображениями двух оленей. По

срединной, самой широкой части яйца, так сказать по “экватору” писанки,

идет круговой узор из ромбов, выше помещен пояс спирального узора, а

наверху, на куполе яйца, в обрамлении из 12 треугольников нарисованы два

оленя, окруженные светлыми кружками.

Символика пасхальных писанок связана с магией плодородия во всех её

аспектах. Прежде всего, само яйцо является олицетворением начинающейся

жизни; растительные узоры и символы аграрного плодородия, как правило,

покрывают писанки; приуроченность обычая (или обряда) катания яиц к

весеннему циклу праздников тоже говорит об аграрной магии. Поэтому все

сюжеты и композиции на писанках требуют внимательного отношения к ним и

тщательной расшифровки [31, 51].

"Писанки", как правило, создаются в сельских местностях. В каждом селе

имеется две-три опытные расписчицы. Орнаментируют яйца следующим образом:

яйцо покрывают воском при помощи тонкой металлической трубочки,

закрепленной на деревянной ручке. Трубочкой наносят основные линии рисунка.

А когда воск остынет, яйцо опускают в краску. Таким образом, оно

окрашивается целиком, кроме контурных линий рисунка, остающихся белыми, за

тем части яйца, которые хотят сохранить окрашенными в эту первоначальную

краску, покрывают воском, а яйцо опускают в краску другого цвета. И так

несколько раз. После этого нагревают яйцо, растапливают воск - и "писанка"

готова. Применяются обычно растительные краски. "Писанки" имеют два или

более цвета. Существует особая техника орнаментирования яиц: узор

выцарапывается тем или иным острым "инструментом". Такие яйца называются

"скробанками".

1.3. Основные центры народного искусства по производству пасхальных яиц и

особенности их оформления

"В городе Горьком, - писал историк искусства М. Л. Ильин, - на

воскресном базаре (лучше всего в так называемое "Вербное воскресенье", за

неделю до Пасхи) на колхозных рынках вы обнаружите подлинные россыпи, иначе

не назовешь, замечательного народного искусства. То будут деревянные

расписные яйца, коробочки-грибки, детские игрушки и многое другое, покрытое

поразительно яркой "химически-анилиновой" росписью. Это роспись сёл Майдана

и Крутца. Она давно перешагнула границы города... Она подлинное современное

детище искусства нашего народа, живое, красивое, яркое". Правда, долгое

время это не поощрялось официальными властями, поэтому живое искусство

деревянного пасхального яйца сосредоточилось в глухих селах заволжского

края - Полховском Майдане и Крутце.

Производство полховско-майданских токарных расписных изделий возникло

в начале XX века. В 1914-1916 годах местные кустари начали украшать

"тарарушки" (токарные изделия: пеналы, коробочки и игрушки) по примеру

Сергиевских мастеров с помощью выжигания и последующей раскраски. Только в

20-е годы нашего столетия складывается специфический стиль полховско-

майданской росписи - она выполняется локально нанесенными красками: алой,

желтой, синей, чернильно-фиолетовой. Остальные цвета получают смешивая

основные краски [8, 106]. При наложении возникают красные и зеленые тона в

пределах четко очерченного тушью контура. Растительный орнамент сочетается

с изобразительными элементами росписи: деревьями, рекой, солнцем, домами,

птицами (см. приложение 8.). Обычно размер образцов не превышает размера

настоящего куриного яйца. Иногда, как исключение, вытачиваются яйца

большего размера. Чаще других мотивов и сюжетов встречаются изображения

петушка или курочки, солнца, храма или церкви и др. Именно мастерицы Крутца

не боялись в советское время писать на яйцах "X В", изображать церкви и

всячески обозначать, что яйцо является пасхальным.

Есть предположение, что стиль полховско-майданской и крутецкой росписи

занесли в эти края в начале 20-х годов XX века переселенцы с Украины.

Наивная крестьянская роспись этих яиц свидетельствует о близости к росписи

и орнаментации украинских "писанок". Та же языческая символика на яйце -

петух, курица, солнце, что является символом возрождения. Размер - близкий

к естественному размеру куриного; те же принципы "оформления". Таким

образом, мы видим, что в изделиях новых художественных центров народного

искусства, возникших в XX веке, тесно переплелись христианская и языческая

традиции [34, 12].

В Бабенской артели, расположенной в деревне Бабенки Подольского уезда,

вытачивались полированные токарные изделия из дерева и кости, в том числе и

яйца. Именно отсюда черпали высококвалифицированные кадры токарей как

московские мастерские Кустарного музея, так и кустарные артели Сергиева

Посада. Традиции высокого токарного мастерства продолжает сергиево-

посадское предприятие "Сувенир", которое на протяжении всего советского

периода выпускало яйца-сувениры, декорированные росписью с выжиганием. Чаще

всего на этих одно-, двух- и трехместных яйцах-сувенирах изображаются

памятные архитектурные места, связанные с Троице-Сергиевой лаврой.

Недалеко от Сергиева Посада находится еще один центр народного

искусства - город Хотьково, знаменитый своими резчиками по дереву и кости.

Именно отсюда пошла самобытная, возникшая на рубеже XIX-XX веков

абрамцевско-кудринская резьба, создателем которой был талантливый

крестьянин из села Кудрино В. П. Ворносков. Абрамцевско-кудринская

рельефная резьба с заоваленным контуром и немного углубленным фоном

органично сочетает традиционные народные приемы с новыми способами

обработки дерева. Часто мастера пользуются протравкой-морилкой для создания

различных цветовых оттенков - от золотистых до темно-коричневых. После

морения изделие иногда полируется до блеска. Для этой резьбы характерны

растительные орнаменты, которые полностью покрывают то или иное изделие, в

том числе и поверхность яйца.

Наряду с Подмосковьем, известным высоким техническим и художественным

качеством изделий из дерева на токарной основе, славен также Нижегородский

край, где одно из первых мест принадлежит легендарной Хохломе. Особенности

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать