Некоторые даже сравнивают его влияние на систему образования с тем
переворотом в человеческой культуре, который совершило книгопечатание.
Оптимизм особенно возрос, когда появились простые в обращении и
сравнительно дешевые персональные компьютеры.
Разумеется, наивны предположения, будто компьютер - это палочка-
выручалочка, которая может решить все проблемы обучения, но недооценивать
возможности компьютера тоже не стоит. Еще никогда учитель не получал столь
мощного средства обучения.
Во-первых, компьютер значительно расширил возможности предъявления
учебной информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех
современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку
деятельности (например, демонстрировать изображение земли с высоты,
имитируя полет, причем с учетом изменений изображения, вызванных
изменениями в движении, скажем снижением самолета). По своим
изобразительным возможностям компьютер нисколько не уступает ни кино, ни
телевидению.
Во-вторых, компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Не только
новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует
повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявления
учебных задач по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при
этом к нравоучениям и порицаниям, которыми нередко злоупотребляют педагоги,
позитивно сказываются на мотивации учения.
Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших
причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный
непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д.
Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой
учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь, а
если используются наиболее эффективные обучающие системы, то ему
объясняется решение, он может обсудить его оптимальность и тупиковые ходы.
Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую
значимость изучаемого материала, предоставляя им возможность испробовать
умственные силы и проявить оригинальность, поставив интересную задачу,
задавать любые вопросы и предлагать любые решения без риска получить за это
низкий балл, - все это способствует формированию положительного отношения к
учебе.
Что же касается занимательности как источника мотивации учения, то
возможности компьютера здесь поистине неисчерпаемы, и основная задача,
которая уже сегодня приобрела большую актуальность, заключается в том,
чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором в использовании
компьютера, чтобы она не заслоняла собственно учебные цели.
В-третьих, компьютер активно вовлекает учащихся в учебный процесс.
Один из наиболее существенных недочетов существующей системы обучения
состоит в том, что она не обеспечивает активного включения всех учащихся в
учебный процесс. Например, в процессе объяснения нового материала многие
учащиеся не работают в полную силу: одни, потому что им непонятно; другие,
потому что им это уже известно; третьи, потому что потеряли нить
рассуждения; четвертые, потому что в этот момент просто отвлеклись, думая о
чем-то своем! Хотя у опытных учителей такие случаи редки, но всё же они
возможны. Установка учителя на среднего ученика приводит к тому, что самые
способные теряют интерес к излагаемому материалу, а наиболее слабые даже
при желании не могут активно включиться в учебный процесс. Именно это
обстоятельство было одним из аргументов в пользу программированного
обучения, которое, как предполагалось, должно было стимулировать учащихся к
активной работе, к решению всевозможных задач, в том числе и на понимание.
Однако такое обучение не обеспечивало одно из необходимых условия активного
включения учащихся в учебный процесс-диалога обучающего и обучаемого.
Вопросы задаются учащемуся, но сам он лишен такой возможности, что,
естественно, существенно ограничивает познавательную активность, особенно в
тех случаях, когда ученик испытывает определенные затруднения.
Если при программированном обучении обычно используется покадровое
разбиение учебного материала (каждый кадр содержит учебный текст, задание,
иногда рекомендацию по выполнению задания и оценки правильности ответа на
задание из предыдущего кадра обучающей программы), то компьютер позволяет
существенно изменить способы управления учебной деятельностью, например,
погружая учащихся в определенную игровую ситуацию. Кроме того, учащийся сам
может задавать компьютеру предпочтительную форму помощи (скажем,
демонстрация способа решения с подробными комментариями или указание на
принцип решения), способ изложения учебного материала (развернутый или
сжатый, с иллюстрациями или без них и т. д.). Иначе говоря, в отличие от
программированного обучения компьютер не только направляет действия
учащихся, но и сам управляется ими, поскольку многие функции управления
передаются им.
В-четвертых, намного расширяются наборы применяемых учебных задач.
Следует иметь в виду, что речь идет не столько о постановке задач (в
принципе, любая форма обучения, в том числе и традиционная, допускает
постановку любых задач), сколько об управлении процессом их решения. Так,
компьютеры позволяют успешно применять при обучении задачи на моделирование
различных социальных и производственных ситуаций, на постановку диагноза
(поиск и устранение неисправностей в оборудовании), даже в том случае,
когда имеется большое число вариативных способов их решения. При этом более
тщательно отрабатываются варианты действий, которые необходимо
предпринимать в экстремальных ситуациях, скажем при аварии. Расширяется
также круг задач на планирование, поскольку» компьютер позволяет оценить
оптимальность любого решения, в том числе и неожиданного, эффективность
выбранной стратегии и может осуществлять постоянный контроль за
правильностью решения. Учителю такое не всегда под силу, особенно при
большом числе допустимых решений. Важной особенностью компьютера является
то, что он позволяет «погрузить» учащегося в конкретную историческую эпоху,
поставив его в положение участника исторических событий, первооткрывателя
земель и т. д.
В-пятых, компьютер позволяет качественно изменить контроль за
деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным
процессом. Напомним, что одной из основных бед традиционных форм обучения
является невозможность для учителя проконтролировать весьма важные моменты
учебной деятельности. Работая с группой (классом), педагог практически не в
состоянии проверить правильность решения всех задач, выполненных каждым из
обучаемых. Как известно, вовремя не исправленные ошибки закрепляют неверные
представления в усваиваемой области знаний, а устранить эти представления
впоследствии совсем нелегко.
Компьютер позволяет проверить все ответы, а во многих случаях он не
только фиксирует ошибку, но и довольно точно определяет ее характер, что
помогает вовремя устранить причину, обусловившую ее появление.
Диапазон средств управления учебным процессом с помощью компьютера
достаточно широк: от возможности учащемуся самому задать вопрос до выбора
оптимальной для данного учащегося стратегии обучения, включающей уровень
изложения (более или менее абстрактный, с большим или меньшим количеством
поясняющих примеров), степень трудности предъявляемых задач, меру помощи, а
в некоторых случаях и последовательность изложения учебного материала.
Имеет принципиальное значение то, что в современных компьютерных обучающих
системах учащийся сам формулирует, в какого рода помощи при решении учебных
задач он нуждается. Никакое из ранее известных средств обучения на это не
было рассчитано.
В-шестых, компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии
своей деятельности. Прежде всего, компьютер позволяет учащимся наглядно
представить результат своих действий. Так, работая с ЛОГО, учащиеся сразу
же видят реакцию компьютера на свою команду. Исключительными возможностями
в этом отношении обладают интеллектуальные обучающие системы, которые
сообщают обучаемые не только о правильности решения, но и о сильных и
слабых сторонах выбранных стратегий, приводя при этом наиболее характерные
ошибки. Заложенные в подобные системы программы тестирования позволяют
учащимся точнее оценить такие особенности их личности, как тип мотивации,
степень адекватности самооценки и т. д.
Идея применения компьютера в учебном процессе возникла в рамках
концепции программированного обучения, причем вначале это устройство
рассматривалось лишь как более совершенное по сравнению с простейшими
обучающими машинами техническое средство. Его преимущества усматривались
главным образом в расширении возможностей индивидуализации обучения.
Осознание тех качественных изменений, которые вносит компьютер в методы,
формы и в содержание обучения, пришло значительно позже [17, 18].
В ряде случаев довольно трудно определить, используется компьютер как
средство обучающей деятельности или как учебной. Компьютер лишь тогда
осуществляет дидактические функции, когда в его управляющих воздействиях
учитываются как задача, решаемая учащимся, так и определенные учебные цели.
Последнее имеет принципиальное значение для понимания сущности, обучающих
систем. Возьмем, к примеру, экспертные системы. В них управляющие
воздействия направлены на решение соответствующей предметной задачи и
учебные цели не учитываются. В этом случае нет оснований утверждать, что
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17