Искусство росписи пасхальных яиц

выпуклости лба, носа, щек, подбородка. Добавляя белую краску в тот же общий

тон, постепенно завершается лепка объема лица. Далее следует «наводка»

румянца жидкими слоями киновари с белилами и, наконец, бликовка – последние

отметины на выпуклых местах, конкретизирующие черты персонажа: юного,

средних лет, или седобородого старца.

Законченные миниатюры покрываются шестью слоями светлого масляного

лака ПФ-283. после просушки каждого слоя поверхность зачищается лезвием и

заново лакируется. Лак можно наносить кистью или тампоном. Последний слой

лака лучше наносить кончиками пальцев. Такое количество слоев объясняется

шероховатостью поверхности красочного слоя миниатюры. Живопись как бы

заливается, выравнивается лаковой пленкой, способной воспринять затем

процесс шлифовки и полировки.

Орнамент на подставках и тарели писался по той же технологии.

Глава III.

Приобщение учащихся старших классов к истокам духовной культуры посредством

изучения компьютерного курса по теме “Пасхальные яйца. Исторический

экскурс”

3.1 Народное декоративно-прикладное искусство как средство воспитания

молодого поколения

Потребность в эстетическом наслаждении в жизни человека занимает

важное место. Благодаря этой потребности человек стремится сделать свою

жизнь красивой – свой быт, отдых, свои взаимоотношения с другими людьми,

все свои поступки человек определяет с позиции прекрасного, с позиции

нравственных принципов. Восприятие же эстетических ценностей в

действительности и в искусстве облагораживает личность, возвышает ее,

раскрывает красоту окружающего мира.

Народное декоративно-прикладное искусство – это одно из средств

эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит

видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное

искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на

духовное развитие человека, на формирование патриотических и

интернациональных чувств. Оно способствует художественному воспитанию

детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности

декоративного искусства – симметрия и ритм. Народное декоративно-прикладное

искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует

формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких

художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру

нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего.

Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают

любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

От приобщения детей и юношества к искусству, и прежде всего народному,

в решающей мере зависит формирование восприимчивости мира прекрасного,

стремления жить и трудиться по законам красоты.

Знакомство в яркой и доступной для детей форме с народным искусством

закладывает в них образные художественные представления, развивает

творческое начало, т.е. именно те качества, которые способствуют

интенсивному становлению личности, обогащают её духовно, формируют

нравственные чувства, мировоззрение.

Знакомясь с образцами народного искусства, дети попадают в мир

сказочных образов, ярких красок, выразительных пластических форм, узоров

орнамента, которые близки и созвучны их эстетическим чувствам и

представлениям.

Знакомство с произведениями народного искусства не только воспитывает

художественный вкус детей, но и пробуждает в них желание самим заняться

творчеством: лепить из глины, сочинять орнаментальные узоры, выполнять

роспись и резьбу по дереву, осваивать приемы узорного ткачества, вышивать.

Важно подчеркнуть, что обращение к произведениям народного искусства,

восприятие детьми на разных возрастных этапах его образной природы,

отдельных выразительных средств (колорит, пластика формы, орнамент), равно

как и освоение разнообразных технических приемов и навыков традиционных

видов мастерства, способов обработки различных материалов, всегда является

для них интересным и увлекательным делом. Меняются творческие аспекты

восприятия произведений народного искусства, градации проникновения в

поэтический, красочный мир его образов, уровни участия в самом творческом

процессе, но неизменными остаются увлеченность самим процессом творчества,

творческая активность детей и юношества, приверженность их декоративно-

прикладному творчеству, основу которого составляет знакомство с народным

искусством.

Процесс рисования или конструирования является сложным актом, в

котором ребенок, опираясь на свой жизненный опыт, создает новую, имеющую

смысл ценность. В этом процессе преобразования опыта ребенка появляется не

просто рисунок или скульптура, ребенок обнаруживает, как он думает,

чувствует и видит. Искусство для него – творческая, динамическая

активность. Развитие ребенка зависит от богатства и разнообразия его связей

с окружением. Искусство способствует тому, развивая эмоциональные связи с

миром.

Народное искусство – наиболее эффективное и действенное средство для

пробуждения в детях и юношестве уважения к культурному наследию своей

страны, в частности к произведениям декоративно-прикладного искусства, к

творчеству народных мастеров. Стремление к осуществлению преемственности в

развитии традиций местного художественного промысла, сопричастности к

творчеству его мастеров и художников, осознанное желание прийти им на смену

– все это имеет важнейшее значение для становления творческой,

гражданственной личности.

Чем раньше педагог приобщает детей к яркому, красочному миру народного

искусства, тем быстрее и плодотворнее удается развить их фантазию,

творческое воображение, самостоятельность и инициативу, воспитать

художественный вкус.

В учебно-воспитательном процессе, направленном на развитие психики

ребенка, на формирование его как личности, необходимо знать важнейшие

внутренние движущие силы психического развития ребенка. Ими являются:

1) противоречие между старыми, т.е. уже достигнутыми, возможностями и

новыми потребностями;

2) противоречие между старыми и новыми формами поведения;

3) противоречие между содержанием реальной жизни и формой ее

отражения в сознании человека.

Развитие психики ребенка неразрывно связано с его деятельностью, во

многом определяется характером и условиями этой деятельности. Для каждого

возрастного периода характерна определенная деятельность, которая является

ведущей. В дошкольном возрасте ведущим типом деятельности является игра, в

младшем и среднем школьном – учение, в старшем школьном – учение и труд.

3.2 Возрастные особенности развития детей как основополагающий фактор при

воспитании и обучении

В зависимости от возрастных особенностей психического и физического

развития ребенка, характера ведущей деятельности, типичной для конкретного

возраста, отношения ребенка к окружающему миру в психологии приняты

следующие периоды развития ребенка, этапы становления его психики:

1. Период младенчества – от рождения до 1 года (в этом периоде

выделяется первый месяц – период новорожденности).

2. Период преддошкольного детства (или раннее детство) – от 1 года до

3 лет.

3. Период дошкольного детства – от 3 до 7 лет.

4. Период младшего школьного возраста – от 7 до 10-11 лет.

5. Период среднего школьного возраста (подростковый период) – от 11

до 15 лет.

6. Период старшего школьного возраста (юношеский возраст) – от 15 до

18 лет.

Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности и границы,

которые сравнительно легко заметить, внимательно наблюдая за развитием

ребенка, анализируя его психологию и поведение. Каждый психологический

возраст требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и

методов обучения и воспитания [19, 35].

Знание особенностей каждого возрастного этапа развития ребенка, учет

уже достигнутого ребенком позволяет воспитателю, педагогу более успешно и

целенаправленно развивать в учебно-воспитательном процессе психику ребенка,

формировать его сознание.

Весь процесс детского развития можно разделить на три этапа:

дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет), младший школьный возраст (от 6-

7 до 10-11 лет, с первого по четвертый-пятый классы школы), средний и

старший школьный возраст (от 10-11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый

класс школы). Каждый из них состоит из двух периодов, открывающихся

межличностным общением в качестве ведущего вида активности, направленного

преимущественно на развитие личности ребенка и завершающегося предметной

деятельностью, связанной с интеллектуальным развитием, с формированием

знаний, умений и навыков, реализацией операционально-технических

возможностей ребенка.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится игра в ее

наиболее совершенной, развернутой форме, позволяющей развиваться всем

сторонам психики и поведения ребенка. Развитие основных познавательных

процессов ребенка в этом возрасте может идти стихийно и управляемо,

организованно и неорганизованно, и уровень интеллекта, достигаемый ребенком

к 6-7 годам, а также степень его готовности к учению в школе существенно

зависят от того, насколько продуманным было обучение ребенка в семье и в

дошкольных учреждениях в течение предыдущих трех-четырех лет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать