Искусство росписи пасхальных яиц

хохломской росписи заключены в незатейливом, но весьма декоративном

орнаменте, названном “хохломской травкой". Чаще всего изделия украшены

концентрическими кругами различной ширины, расположенными по краям чашек и

мисок, что вторит округлости их форм. В центре, на дне, а также по бокам

изделий располагаются растительные орнаментальные мотивы, наносимые

быстрыми, но точными ударами кисти. От плавно изгибающихся стеблей трав

расходятся в стороны то легкие перистые листики, то завивающиеся усики –

побеги, написанные чаще всего чёрным или красным цветом. Именно этот

декоративный характер росписи сделался наиболее распространенным и

устойчивым, обусловив заслуженную известность хохломских изделий. Нередко

подобная роспись сопровождается геометрическим узором в виде розеток или

другими орнаментальными мотивами, наносимыми специально изготовленными

штампиками. Для хохломской росписи характерны две разновидности орнамента:

роспись "верховая" и "под фон". "Верховой" рисунок наносится мазками кисти

на поверхность фона, образуя легкий ажурный узор. Сквозь растительный

орнамент с цветами, травами и ягодами просвечивает золотистый фон. Роспись

"под фон" имеет золотистый силуэтный рисунок, окруженный черным или цветным

фоном. Этот старинный промысел существует с XVI века, поэтому в рисунках

хохломского орнамента присутствуют многие элементы, восходящие к орнаменту

Древней Руси. Пасхальное хохломское яйцо, созданное главным художником

производственно-художественного объединения - Хохломская роспись" Е.

Доспаловой, отличается таким совершенством, что вспоминается легенда о

золотом яичке (см. приложение 9.). Именно золотое яйцо многие народы

преподносили в качестве подарка и в языческие, и в христианские времена.

Помимо хохломской росписи существует, так называемая, Городецкая

роспись. Она появилась в Городце на Волге с середины XIX века, когда здесь

украшались резьбой, а затем расписывались деревянные волжские суда. Но

скоро мастера Городецкой росписи были вынуждены перейти на роспись

небольших деревянных изделий, поскольку волжские деревянные расшивы и

барки, замененные новыми пароходами, ушли в прошлое. Расписные прялки,

короба, яйца, позднее ширмы и другие предметы, будучи рассчитаны на вкусы

городских мещан, мелких чиновников и купцов, расходились преимущественно по

городским рынкам и ярмаркам. В произведениях Городецкой росписи нередко

можно встретить занятные бытовые сценки с плоскостно написанными фигурами

франтов, купчих – модниц, именитых граждан, то идущих на гуляние, то

пирующих за роскошно обставленным столом. Вместе с тем существует так

называемая маховая живопись по цветному фону. Чаще всего мастера схематично

воспроизводят цветы – "розаны", похожие на шиповник. Большие розовые,

голубые или даже синие цветы, ритмично располагаются в удобных для росписи

местах, образовывая то гирлянды, то небольшие пышные букеты. Зеленые сочные

листья оттеняют яркие по краскам цветы. Декоративность этой пышной, почти

что плакатной росписи сильно возрастает, когда тот или иной мастер обводи

белой краской контуры лепестков цветов и листьев или легкой штриховкой

оттеняет их некоторую объемность. Цветовая гамма Городецкой росписи, как и

сама манера письма, сделалась настолько оригинальной, настолько

своеобразной, что ее произведения заняли особое место в русском народном

искусстве.

Если в народных художественных центрах по обработке дерева искусство

токарного орнаментированного яйца не было утеряно в советский период, то в

традиционных центрах лаковой миниатюрной живописи на папье-маше оно

возникло только в постсоветское время после длительного перерыва и

забвения. Одними из первых к росписи пасхальных яиц обратились миниатюристы

Мстеры. Имея великолепную традицию росписи пасхальных яиц, воплотившуюся в

работах братьев Тюлиных, О. Чирикова, современные мстерские мастера

достойно ее продолжили. Во время празднования 1000-летия христианства на

Руси религиозные деятели отмечали, что из старинных центров темперной

миниатюрной живописи на папье-маше Мстера наиболее полно сохранила традиции

древнерусской живописи.

Как и в старые времена, пасхальные яйца с лаковой миниатюрной

живописью Федоскина, Палеха, Мстеры и Холуя являются заказными и стоят

довольно дорого. Обычно за роспись пасхальных яиц в этих центрах берутся

только опытные высококвалифицированные мастера. Для богатого покупателя

писалась тонко выполненная миниатюра в виде портретов, пейзажей или сцен

романтического характера. Для менее состоятельного потребителя писались

сцены с торжественными “чаепитиями", знаменитыми “тройками", деревенскими

плясками и семейными сценками. Часто мастера, прежде чем приступить к

живописи, подкладывали под нее листочки сусального золота или серебра,

создавая тем самым декоративный вид росписи “по сквозному". Тогда красочная

крестьянская одежда или снежная поверхность вспыхивали яркими пятнами, чему

немало способствовал и окружающий живопись черный фон. Прежде в течение

ряда веков мастера этих сел были заняты писанием икон. Последние, как

известно, представляют собой произведения, наделенные большой

декоративностью, особенно необходимой в древних полутемных церквях с узкими

окнами, пропускающими мало света. Эта декоративность древнерусской иконы

сказалась в композиции, силуэте фигур, цвете. Поэтому нет ничего

удивительного, что декоративные свойства иконы вместе с условными приемами

письма не только проникли в произведения мастеров этих владимирских сел, но

и стали традиционными. Роспись пасхального яйца требует хорошего знания

иконографии. Эти центры имели не только иконописные мастерские.

Древнерусское искусство было искусством синтеза, объединяющим иконописцев,

чеканщиков окладов, мастеров по эмали и филиграни, вышивальщиц болотного

шитья и др. Сегодня роспись пасхальных яиц возрождается не только в Центре

мстерской лаковой миниатюрной живописи, но и на предприятии "Мстерский

сувенир". Здесь производят яйца с ажурной сканью, выполненной на основе

геометризованного растительного орнамента.

Искусство холмогорских мастеров известно давно. Алексей Михайлович в

XVII веке приглашал их ко двору для выполнения изделий из кости, в XVIII

веке они были привезены в новую столицу - Петербург, где создали не

превзойденные по мастерству произведения искусства. Творениям холмогорских

резчиков присущи особая нарядность и торжественность, их отличает высокое

мастерство, свидетельствующее о своеобразных художественных традициях этого

центра в селе Ломоносове Холмогорского района. В настоящее время

холмогорские мастера создают уникальные по методу изготовления пасхальные

яйца. Работа холмогорского мастера С. Минина представляет собой выточенный

из цельного куска мамонтовой кости ажурный футляр, основанием которого

является позолоченное разъемное серебряное яйцо. По желанию оно может быть

превращено в две одинаковые по размеру рюмочки. На эту кропотливую

ювелирную работу ушло более полугода, одно неверное движение - и ажурный

футляр, выбранный из кости мамонта, мог рассыпаться на глазах.

Может быть, наиболее древние из всех существующих пасхальных яиц -

яйца из поделочных, драгоценных и полудрагоценных камней и минералов.

Поделочные камни делятся на твердые, средние и мягкие. К твердым камням

относятся яшма, родонит, агат, малахит, нефрит, лазурит, жадеит и др. В

группу камней средней твердости входят мрамор, порфир, оникс и др. К мягким

породам камней относятся селенит, кальцит, змеевик и др. Пасхальные яйца

делали и делают из поделочных камней различных групп твердости. В основном

производство каменных пасхальных яиц было сосредоточенно на Урале,

поскольку Урал славен богатством и разнообразием поделочных камней и

минералов. В 1726 году в Екатеринбурге появилась гранильная мастерская, а

позднее – гранильная фабрика, работавшая на царский двор. Традиции

изготовления пасхальных яиц из камня не утрачены и теперь. В наши дни на

Урале существует несколько камнерезных фабрик. Одна из них - ЗАО

“Екатеринбургская камнерезная фабрика" - имеет восьмилетний опыт работы в

области обработки самоцветов и использует в своей работе конверсионное

оборудование и передовые технологии, что позволяет изготавливать

камнерезные изделия хорошего качества из природных как мягких пород

(мрамор, известняк, оникс, алебастр, змеевик), так и твердых (долерит,

яшма, яшмоиды, роговики, нефритоид), а также особо ценных пород (малахит,

чароит, нефрит, агат, высшие сорта яшмы). Наряду с письменными приборами,

часами, подсвечниками и сувенирами здесь также изготавливаются пасхальные

яйца. Яйца выполнены из камня в целом (см. приложение 10.), а также в

гармоничном сочетании с бронзой или другим металлом (см. приложение11.).

Керамические производства, выпускающие изделия из фарфора, фаянса,

майолики, стремятся к массовому выпуску яиц. Подход к декорированию

пасхальных яиц на этих художественных предприятиях достаточно традиционен.

Гжельские пасхальные яйца Товарищества "Гжель" - фарфоровые с кобальтом и

майоликовые с многоцветной росписью - широко известны с дореволюционных

времен. Они продолжают классическую линию росписи пасхальных яиц на

фарфоровых заводах Кузнецова. Цветочные и сюжетные композиции с

изображением православных храмов являются наиболее распространенными.

Гжельские пасхальные яйца имеют различные размеры. Недавно начал выпускать

пасхальные яйца с цветочной росписью Речицкий фарфоровый завод,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать