Искусство росписи пасхальных яиц

компьютер является средством обучения, хотя такое впечатление может и

создаться.

Если компьютер используется только как средство учебной деятельности,

то его функции мало чем отличаются от тех, которые он выполняет в других

видах деятельности - научной, производственной, и взаимодействие учащегося

с компьютером полностью укладывается в более общую схему взаимодействия

«пользователь - ЭВМ». Это становится особенно очевидным при анализе

деятельности человека, решающего задачи в экспертной системе. Хотя

возможности применения компьютера в таких системах значительны - от

справочного средства до средства моделирования ситуаций и конструирования

механизмов - и они нередко дают существенный образовательный эффект, однако

компьютер в таких системах не является средством обучения.

Выполнение функции управления учебной деятельностью - существенный

признак применения компьютера как обучающего средства. Разумеется, в

определенные моменты инициатива может передаваться школьнику, ему

предоставляется возможность задавать различные вопросы, относящиеся к

решению той или иной учебной задачи. Однако инициатива учащегося должна

соотноситься с учебными целями, поэтому не на каждый вопрос компьютер дает

ответ, даже если такой ответ у него имеется. Вместо этого учащемуся

рекомендуется подумать, Дается некоторое эвристическое указание,

предлагается решить вспомогательную задачу и т. д., т. е. компьютер

моделирует обучающую деятельность и реагирует на вопрос так, как это делает

в аналогичной ситуации педагог.! Когда мы говорим о компьютерном обучении,

то имеем в виду прежде всего использование компьютера как средства

управления учебной деятельностью. Можно выделить два типа компьютерного

обучения. Для первого характерно непосредственное взаимодействие учащихся с

компьютером. Он определяет то задание, которое предъявляется обучаемым,

оценивает правильность и оказывает необходимую помощь. Здесь обучение

протекает, как правило, без учителя, к помощи которого прибегают, когда

компьютер не справляется с ситуацией из-за несовершенства обучающей

программы.

Второй тип характеризуется взаимодействием с компьютером не

обучаемого, а педагога. Компьютер помогает обучающему в управлении учебным

процессом, например выдает результаты выполнения учащимися контрольных

заданий с учетом допущенных теми ошибок и затраченного времени; такие

данные могут накапливаться, и компьютер может сравнивать показатели

различных учащихся по решению одних и тех же задач или показатели одного

учащегося за определенный промежуток времени. Он также может давать

рекомендации о целесообразности применения конкретных обучающих воздействий

к тем или иным обучаемым. Обычно этот тип компьютерного обучения

используется, когда нельзя снабдить каждого учащегося персональным

компьютером и он выступает в рамках традиционного обучения - как одно из

средств обучения наряду с учебниками, программированными пособиями и т. д.

"В настоящее время нет единой классификации обучающих программ, хотя

многие авторы выделяют среди них следующие пять типов: а) тренировочные, б)

наставнические, в) проблемного обучения, г) имитационные и моделирующие, д)

игровые.

Программы первого типа предназначены преимущественно для закрепления

умений и навыков. Предполагается, что теоретический материал уже усвоен.

Они широко используются для отработки математических навыков, упражнений по

переводу с иностранного языка и т. д. Многие из них составлены в духе

бихевиоризма, когда за один из ведущих принципов берется подкрепление

правильного ответа [17, 68]. Компьютер в случайной последовательности

генерирует учебные задачи, уровень трудности которых определяется

педагогом. Если учащийся дал правильное решение, ему сообщается об этом.

Если ответ неправильный, ему либо предъявляется правильный ответ, либо

предоставляют возможность запросить помощь.

Программы этого типа реализуют обучение, мало чем отличающееся от

программированного обучения с помощью простейших технических средств, т. е.

управление учебным процессом осуществляется по ответу (ход решения задачи

не анализируется). Правда, компьютер обладает значительно большими

возможностями в предъявлении информации и в типе ответа: многие системы

позволяют вводить конструируемые ответы (т. е. вводить слова и даже фразы),

правда с некоторыми ограничениями.

В начальном периоде применения компьютеров в обучении большинство

программ было тренировочного типа. При разработке таких программ можно

обойтись знаниями о процессе обучения и учебной деятельности на уровне

«здравого смысла». Эффективность таких программ, как правило, невысока, что

дало повод тем, кто отождествляет компьютерное обучение с использованием

данного типа обучающих программ (что, разумеется, неправомерно), говорить

об ограниченных возможностях применения компьютера в учебном процессе.

Программы второго типа ориентированы преимущественно на усвоение новых

понятий, многие из них также работают в режиме, близком к

программированному обучению с разветвленной программой. И хотя в этих

программах после предъявления информации обучаемому задаются вопросы, т. е.

обучение ведется в форме диалога, однако по большей части ведется так

называемый фактический диалог, построенный на основе формального

преобразования ответа обучаемого, он создает лишь видимость общения.

Программы третьего типа построены в основном на идеях и принципах

когнитивной психологии, в них осуществляется непрямое управление

деятельностью учащихся. Это значит, что предъявляются разнообразные задачи

и учащиеся побуждаются решать их путем проб и ошибок.

В программах четвертого типа в качестве средства обучения используется

моделирование, а в программах пятого типа - игры. Нередко в обучающие

программы включаются как те, так и другие средства.

По степени сложности проектирования обучающие программы распределяются

этими авторами следующим образом: 1) предъявляющие фрагменты учебного

материала, 2) проверяющие, 3) демонстрирующие, 4) игровые, 5)

запрашивающие, 6) закрепляющие, 7) моделирующие, 8) запрашиваемые, 9) с

проблемно-ориентированным контролем в экспертной системе и 10) с

комплексной формой обучения, предполагающие применение различным стратегий

и допускающие разнообразные вопросы со стороны обучаемого.

При решении проблемы эффективного использования компьютера в учебном

процессе возникает вопрос о целесообразности его применения в тех или иных

учебных предметах и на тех или иных этапах обучения. Еще совсем недавно

считалось, что сфера применения компьютера ограничивается математикой,

программированием, физикой, химией, а в гуманитарной сфере компьютер может

использоваться как средство учебной деятельности, например как электронный

банк данных, а в деятельности обучения - преимущественно как средство

наглядности. Такого рода мнение оправдывало себя лишь на начальном этапе,

компьютеризации обучения. По мере расширения возможностей компьютера и

накопления опыта разработки обучающих программ сфера его применения

значительно расширилась. И хотя в настоящее время обучающие программы,

предназначенные для изучения предметов физико-математического и

естественнонаучного циклов, занимают ведущее место, тем не менее, все

большее число специалистов полагает, что компьютер позволяет на качественно

новом уровне изучить и гуманитарные учебные дисциплины, например историю и

литературу.

Эффективность применения компьютера в учебном процессе в значительной

мере зависит от качества обучающих программ. При их составлении характерна

опора на научную теорию, либо на так называемый здравый смысл, т.е. на

интуитивные, часто недостаточно осознанные представления о процессе

обучения и индивидуальный опыт, приобретенный разработчиками в процессе

преподавательской работы [17, 35].

3.4. Разработка обучающей программы “Пасхальные яйца. Исторический экскурс”

В качестве методической части настоящей дипломной работы был

разработан краткий учебный курс “Пасхальные яйца. Исторический экскурс”.

Цель данного курса – приобщение к духовной культуре учащихся

посредством ознакомления с историческими аспектами и развитием росписи на

пасхальных яйцах.

Для достижения поставленной цели выбраны следующие задачи:

. формирование художественного вкуса обучаемых;

. понимание особенностей росписи пасхальных яиц как особого вида

декоративно-прикладного искусства;

. осмысление места росписи пасхальных яиц в ДПИ.

В результате обучаемые должны понимать:

. значение древних корней народного искусства

. связь времен в народном искусстве

. место и роль росписи пасхальных яиц в декоративно-прикладном

искусстве в разные времена

Поскольку мы считаем, что данная тема серьезно может затрагиваться

только при обучении уже достаточно взрослой аудитории, то нами было решено

нацелить разработанный курс на учащихся старших классов средней школы и

школы искусств, а также студентов средних и высших учебных заведений, и

составить его в качестве ознакомительного пособия по данной теме.

В соответствии с возрастными особенностями целевой группы при

составлении программы были выбраны принципы, формы и методы обучения

особенно подходящие, на наш взгляд, для изучения данной темы. Среди

принципов обучения нами было уделено особенное внимание индивидуализации,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать