Расцвет искусства в начале 20 века

известного поэта и прозаика, но природа его творческой индивидуальности

резко отлична от бальмонтовской.

Творчество Сологуба представляет особенный интерес потому, что в нем с

наибольшей отчетливостью раскрываются особенности восприятия и обработки

идейно-художественных традиций русской классики в литературе декаданса.

Если граница познаваемого и непознаваемого в мире непреодолима

человеческим сознанием, как утверждал Мережковский, то на гранях

непостижимой мировой тайны бытия естественны настроения ужаса и

мистического восторга человека перед нею. Выразителем этих настроений в

декадентской литературе начала века в наибольшей степени и стал Сологуб.

Человек для Сологуба полностью отъединен от мира, мир непонятен ему и понят

быть не может. Единственная возможность преодолеть тяжесть жизненного зла,

противоречий жизни — погрузиться в созданную воображением художника

прекрасную утешающую сладостную легенду. И Сологуб противопоставляет миру

насилия, отображенному в символических образах Лиха, Мелкого беса,

Недотыкомки, фантастическую прекрасную землю Ойле. В сосуществовании

действительного и недействительного: реальнейшего в своей пошлости

Передонова, героя «Мелкого беса», и нечистой силы, которая мечется перед

ним в образе серой Недотыкомки, мира реального и образов изломанной

декадентской фантазии — особенность художественного мировоззрения писателя.

Для Сологуба, как справедливо отмечала критика, «действительность призрачна

и призраки действительны».

Эстетическое кредо Сологуба заключено в его известной формуле: «Беру

кусок жизни... и творю из него сладостную легенду, ибо я поэт». Но

оказывается, что легенда отнюдь не сладостна, а невыносимо тосклива. Жизнь

для поэта — земное заточение, страдание, безумие. Попытки найти из нее

выход — бесплодное томление. Люди, как звери в клетке, обречены на

безысходное одиночество:

Мы — плененные звери,

Голосим, как умеем.

Глухо заперты двери,

Мы открыть их не смеем.

Или:

В поле не видно ни зги.

Кто-то зовет: «Помоги!»

Что я могу?

Сам я и беден и мал,

Сам я смертельно устал,

Как помогу?

Душа поэта безнадежно мечется между стремлением понять мир, избыть его

страдания и тщетностью всяких попыток выйти из клетки жизненного зла. Этим

мотивом в поэзии Сологуба пронизана тема смерти. И жизнь, и смерть людей

управляются злыми, неподвластными сознанию силами. Восприятие жизни

человека как жалкой игрушки в руках каких-то бесовских сил, нашло

классическое выражение в стихотворении «Чертовы качели»:

В тени косматой ели,

Над шумною рекой

Качает черт качели

Мохнатою рукой.

Качает и смеется,

Вперед, назад,

Вперед, назад.

Доска скрипит и гнется,

О сук тяжелый трется

Натянутый канат.

Над верхом темной ели

Хохочет голубой:

«Попался на качели,

Качайся, черт с тобой».

Человек раскачивается на вечных качелях черта, «пока не"

перетрется, крутяся, конопля».

Просвет в ужасе жизни и неминуемой смерти — только в осознании некоей

идеальной красоты, но и она оказывается тленной. Для поэта единственная

реальность и ценность мира — собственное «Я», все остальное — творение его

фантазии. Смерть, освободив это «Я», преображает только формы его бытия,

его внешние личины, в которых суждено .ему вечное возвращение, новые

воплощения, вновь пересекающиеся смертью к новому возрождению. Таков

замкнутый «пламенный круг» (так называется лучший сборник стихов поэта)

человеческой жизни в лирике Сологуба.

Сологуб вошел в литературу в 90-е годы. Он был выходцем из семьи

ремесленника, в течение 25 лет служил педагогом в провинции, с 1892 г. жил

в Петербурге, где сблизился с кружком символистов.

Сологуб не сыграл такой роли, как Бальмонт, в развитии русской

поэтической культуры и русского стиха. В отличие от Бальмонта, Брюсова,

Белого, язык поэзии Сологуба лишен метафоризации, беден тропами, лаконичен;

в стихотворениях его сложился устойчивый строй символов, через который

проходит и мотив метапсихоза, повторных существований. Образы поэта —

эмблемы, символы, лишенные конкретной чувственной осязаемости, ибо поэт,

чуждый материальному миру, его многообразию, лишь находит убежище от жизни

в сладостной легенде, иллюзии, отсюда — господство рефлектирующего начала

над конкретно-чувственным.

Большую известность Сологуб приобрел не поэтическими, а прозаическими

произведениями, прежде все—романом «Мелкий бес» (1892— 1902)139. В 1895 г.

Сологуб опубликовал свое первое большое прозаическое произведение — роман

«Тяжелые сны», в котором уже откристаллизовались основные идеи и темы

творчества писателя. Это произведение эпигонского реализма с ярко

выраженной натуралистической тенденцией, в идейной основе его лежит

типично декадентское миросозерцание. Герой «Тяжелых снов» — провинциальный

учитель-разночинец Логин — пытается бороться с застойностью к пошлостью

быта, засасывающей обывательщиной провинциального городка «Мы живем не так,

как надо», — понимает он). Но протест учителя против зла мира, не

основанный на какой-либо нравственной и идейной почве, выражается в

пьянстве, отвлеченных мечтаниях на кушетке. Убежденный в относительности

всех нравственных ценностей, Логин убивает директора гимназии, в котором

ему виделось средоточие всего мирового зла. Здесь и начинается

сологубовская проповедь воинствующего аморализма. Сюжетная ситуация

«Преступления и наказания» Достоевского, связанная с убийством, ситуация

преступления и возмездия, полемически перелицовывается Сологубом.

Философские и нравственные муки великого художника-гуманиста, его

нравственная требовательность к человеку оборачиваются проповедью

аморализма, отрицанием каких бы то ни было нравственных критериев: «Не иди

на суд людей с тем, что сделано. Что тебе нравственная сторона возмездия?

От них ли примешь ты великой урок жизни?» — размышляет после убийства герой

Сологуба. Сомнения его разрешает Анна – красавица-аристократка, в любви к

которой Логин видит единственный выход в новую жизнь. Вновь нарочито,

сознательно повторяется Сологубом сюжетная схема Достоевского. Анна как бы

становится в ней на место Сони Мармеладовой. Но если у Достоевского в этом

эпизоде разрешаются великие искания человеческого духа, то «правда» героев

Сологуба оказывается очень простой, идеи покаяния перед людьми во имя каких

бы то ни было нравственных убеждений для них не существует. «К чему нам

самим подставлять шеи под ярмо? — говорит Логину Анна. — Свою тяжесть и

свое дерзновение мы понесем сами. Зачем тебе цепи каторжника?» С отрицанием

нравственных норм мира и начинается «освобождение» героев.

Особенность романа «Тяжелые сны» — в своеобразном эклектическом

смешении натурализма и декадентства. Произведение отчетливо иллюстрирует

мысль М. Горького о мировоззренческой и художественной близости- этих двух

тенденций в искусстве. Внешне копируя сюжетные ситуации Достоевского,

Сологуб сводил его нравственные идеалы к декадентскому утверждению права

человека на все виды аморализма во имя преславутой свободы точнее,

своеволия личности.

С тем же ракурсом видения мира, провинциального быта, воинственной

разбушевавшейся пошлости, что и в первом романе, мы встречаемся Е «Мелком

бесе». Однако это произведение — особое явление в творчестве Сологуба.

Независимо от идейной задачи романа — доказать бессмысленность

человеческого существования и неизбывную гнусность самой сущности человека

— Сологуб достигает здесь огромной силы обобщения в изображении, как писал

критик «Русского богатства», «бюрократического чудовища русской жизни.

Основные качества русского провинциального мещанства — душевную

мертвенность, тупую озлобленность на жизнь, трусость, лицемерие — воплотил

Сологуб в центральной фигуре романа — учителе Передонове, в характере

которого сочетались черты Иудушки Головлева и чеховского Беликова. Это

типический образ носителя реакции 80-х годов: «Его чувства были тупы, и

сознание его было растлевающим и умерщвляющим аппаратом. Все доходящее до

его сознания претворялось в мерзость и грязь».

Сюжет романа — поиски Передоновым возможности получить должность

инспектора училища. Он живет в атмосфере подозрительности, страха за

карьеру; в каждом жителе городка видится ему неизменно зловредное, гнусное,

пакостное. Сологуб проецирует качества души и особенности своего героя и в

людях, и в вещах, окружающих Передонова. Подозрительность героя, его страх

перед жизнью, бессмысленный эгоизм («Быть счастливым для него значило

ничего не делать и, замкнувшись от мира, ублажать свою утробу») приводит к

тому, что вся действительность заволакивается в его сознании дымкой

противоречивых и злых иллюзий. Не только люди, но и все окружающие предметы

становятся врагами героя. Карточным фигурам он выкалывает глаза, чтобы они

не следили за ним, но и тогда кажется Передонову, что они вертятся вокруг

него и делают ему рожи, предвещая недоброе. Весь мир становится страшным

овеществленным бредом, материализацией диких грез Передонова. И символ

этого чудовищного мира — фантастическая Недотыкомка, серая, страшная в

своей бесформенной неуловимости, являющаяся Передонову дымной и синеватой,

кровавой и пламенной, злой и бесстыжей. «Сделали ее — и наговорили»; «И вот

живет она, ему на страх и на погибель, волшебная, многовидная, следит за

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать