идейно-художественных сил.
С точки зрения национальной и интернациональной проблематики искусство
20 века выглядит многоликой панорамой национальных искусств, региональных
общностей и международных художественных движений. Их особенности, и
динамика самым неотъемлемым образом связаны с социально-исторической
типологией искусства и ее развитием. В соответствии с этой типологией к
началу 20 века в мировом искусстве образовалось несколько крупных
региональных общностей, состав которых в своих основных чертах отвечал
географическому делению стран света. Таковы искусство стран и народов
Европы, а также интенсивно развивавшихся США; искусство стран Латинской
Америки; искусство стран Азии и арабского Востока; искусство народов
Африки, Океании, ряда других местностей; свою общность образовало
искусство, развившееся на колонизованных территориях Канады и Австралии.
Общность искусства каждого из этих регионов получила наглядное выражение в
уровне развития художественной жизни региона и составляющих его стран, в
том значении, которое художественная деятельность обрела в их духовной
жизни, а также в той международной роли, которую та или иная национальная
школа искусства играла тогда в качестве носителя авторитетных движений в
искусстве, опыта художественного обучения, центра, притягивающего к себе
художников других стран.
Измерение уровня развития и значения региона в целом и национальных
художественных школ в частности - задача сложная и весьма щепетильная.
Здесь полезнее довериться тому, как заявляли о себе в мировой
художественной жизни сами эти национальные школы. Аудитория для таких
заявлений существовала. Это были международные художественные выставки
рубежа 19-20 веков, постоянные участники которых образуют группу стран, где
наиболее интенсивной была в ту пору художественная деятельность, а их
национальные школы искусства проникались осознанием своего значения в
мировой художественной жизни. Этими главными участниками международных
выставок были в то время большинство стран Европы и США, а также
выступавшие самостоятельно еще до обретения независимости Венгрия, Норвегия
и группы польских, финских, чешских, югославских художников, что
существенно для развития национальных движений в искусстве 20 века. Таковы
объем и содержание региона, обладавшего наибольшим значением в мировой
художественной жизни начала 20 века и сосредоточившего в себе важнейшие
процессы художественного развития того времени. Из стран и народов,
находившихся за пределами этого региона, в международных выставках
участвовали время от времени в 1895-1914 годах Аргентина, Мексика, Турция,
Япония, группа армянских художников. Искусство части регионов и входящих в
них стран обретает активную роль в мировых художественных процессах в 20-е
и 30-е годы, части же -лишь после 1945 года.
Утверждая свое самосознание, искусство регионов, стран и народов мира
вместе с тем испытывает нарастающее воздействие всеобщей
интернационализации художественных культур мира. Классическая
характеристика этому процессу, развивавшемуся в капиталистических условиях,
дана в знаменитых строках „Коммунистического манифеста", где говорится о
всесторонних связях наций, сделавших плоды их духовной деятельности общим
достоянием, об образовании одной всемирной литературы, а также о том, что,
создавая мир по своему образу и подобию, буржуазия колониальным способом
принуждает вводить в свою цивилизацию страны и народы, оказавшиеся в
зависимости от Запада, вырвавшегося вперед по пути капиталистического
развития. Но мировая художественная культура так и не успела сложиться по
законам капитализма. С возникновением социализма, давшего свое
демократическое содержание национальному развитию искусств и их
интернационализации, она стала формироваться по новым законам. В этой
социально-исторической ситуации и формируется явление, которое можно
назвать мировым искусством. В 20 веке оно охватывает собой все, что
существует в художественном творчестве на географической карте мира. С
течением времени на ней не остается более „белых пятен", исчезают своего
рода зоны молчания, в которые европоцентристская всеобщая история искусства
склонна помещать художественные культуры, чуждые европейскому эстетическому
опыту.
Мировое искусство 20 века интегрирует искусства практически всех
этнических, региональных типов, какую бы социально-историческую типологию
они ни представляли. Включаясь в кругооборот международной художественной
жизни, каждое из национальных искусств, великое или малое, развитое или
отсталое в историческом смысле, утверждается как современная эстетическая
ценность, наделенная в жизни мирового искусства теми же значением и
неповторимостью, какими обладают создавшие его нации, народы, страны в
современном существовании всего человечества. Эта ценность не измерима
путем сопоставления национальных преимуществ: теория „избранных" и
„неполноценных" национальных культур служит здесь самым низким
националистическим и шовинистическим, расистским целям. Историко-
художественные же свойства того или иного национального искусства,
напротив, предполагают вполне точные измерения.
Таким образом, панорама мирового искусства 20 века, рассматриваемая в
свете социальной и национальной проблематики, обнаруживает нечто, в высшей
степени примечательное. Взаимоотношения образующих ее искусств, различных
по социально-исторической типологии и национальному характеру, имеют
двоякую природу. Диахронную, отвечающую их местоположению и роли в
историческом развитии художественной культуры человечества, и синхронную,
поскольку все они связаны друг с другом как современники одной и той же
эпохи. То есть совмещенные в одном хронологическом периоде художественные
культуры соотносятся друг с другом и как старое и новое, в соответствии со
своим историческим генезисом, и как одновременно существующие социальные и
национальные художественные силы, взаимодействие и контакты которых
происходят на одном поле и сплошь и рядом заключаются в столкновении разных
ответов на одни и те же вопросы. Так, в узловом для 20 века конфликте
социалистической и буржуазной художественных культур содержится и борьба
двух современных социальных сил, и развитие искусства от одного
формационного этапа к другому.
Очевидно, что в мировом искусстве 20 века, как это естественно для
художественной культуры переломной эпохи, в которой действуют различные
социально-исторические, национальные и международные силы, развитие идет
несколькими рядами. Не представляется возможным определить не только некий
общий единый стиль мирового искусства в 20 веке, но и расположить в едином
ряду стилевой эволюции все составляющие его художественные движения. Так,
скажем, фовизм либо кубизм не являются следствием развития реализма рубежа
19-20 веков или же неореализм конца 40-х годов не проистекает из
абстракционизма или неоклассики 30-х годов и т.д. Более того, ни один из
существующих в искусстве 20 века даже самых крупных рядов стилевой эволюции
не исчерпывает собой всего его развития и не охватывает это развитие в
целом. Так, например, линия движения от постимпрессионизма к
абстракционизму отвечает только одной стороне истории художественного
процесса 20 века. За пределами развития реализма также остается немалое
число весьма существенных явлений. Каждому из таких рядов развития
свойственны свои закономерности. Лишь в совокупности и взаимодействиях все
они образуют историю искусства 20 века, многорусловое движение которого
соединяет в себе диахронные и синхронные начала.
В предварительном же виде можно отметить разный характер стилевых
движений -новых и традиционных, возрастающих и угасающих, локальных и
общезначимых, глубоких и поверхностных, строго соответствующих социальным
или национальным условиям, в которых они развивались, или формализованных,
допускающих наполнение различным социальным содержанием и различную
национальную интерпретацию. В отличие от примерно однотипных по структуре,
связанных каждое определенным единством идейного и стилевого начал движений
в искусстве 19 века-реализма, романтизма, академизма и т. п., -искусство 20
века резко распадается на течения, которые формируются на различных основах
и отличаются друг от друга природой, составом и объемом своих признаков.
Часть этих движений консолидируется по признакам того или иного способа
художественной интерпретации мира, часть же объединяется вокруг той или
иной социальной или национальной идеи; для одних из этих движений
определяющее значение имеет так или иначе, позитивно или негативно понятая
задача эстетического познания, для других - функциональная программа и
т.д.; иным же присуща взаимосвязь этих аспектов. Как бы то ни было, однако
каждое из всех этих движений в свойственной ему форме дает свой ответ на
основополагающий вопрос - отношения художественного творчества к социальной
действительности.
Реальная история искусства 20 века показывает также, как одни из
художественных движений, возникнув взрывоподобным образом, быстро
исчерпывают себя. как. например, кубизм. Другие же - устойчиво существуют
на протяжении всех восьми десятилетий 20 века, лишь видоизменяясь на тех
или иных этапах и в различных социальных и национальных условиях, как,
например, неоклассика. В силу этих обстоятельств момент, когда возникает то
или иное движение, далеко не всегда определяет его место в истории и
художественных процессах 20 века. Нередко более важную роль играет
длительность жизни таких движений, продолжавших свое развитие вслед
появившимся позже и. казалось бы, отменявшим их, но кратковременным
течениям.
По этим причинам вопросы исторической последовательности и
параллельности развития течений искусства 20 века в целом и первых его
десятилетий, в частности, могут считаться одними из наиболее сложных и
допускающих различные толкования. Тем не менее обойти эти вопросы нельзя:
группировки и движения творческой деятельности имеют исходное значение для
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14