Расцвет искусства в начале 20 века

ним, обманывает, смеется, то по полю катается, то прикинется тряпкою,

лентою, веткою, флагом, тучкою, собачкою, столбом пыли на улице и везде

ползет и бежит за Передоновым...»

Существование других героев романа так же бессмысленно, как

бессмысленна жизнь городка, которая заключена в некий порочный круг

низменных интересов и побуждений. Галерея их чудовищна, это поистине

«мертвые души» русского реакционного провинциального быта. И построение

гоголевских «Мертвых душ» как бы трансформируется в этом романе: сюжет

произведения образуется посещениями Передоновым влиятельных лиц, родителей

учеников, сватовством к Малошиной.

Заостряя черты характера жителей городка, Сологуб подходит к границе

фантастического. В жизни городка приобретают реальность самые злобные мысли

и химеры Передонова, все становится злым наваждением. В гротеске Сологуба

сопрягаются отвратительное, ужасное и комическое. Сатирический гротеск

писателя явно опирается на традиции Гоголя и Щедрина, достигая огромной

обобщающей силы социального обличения. Но Сологуб, в отличие от классиков,

не дает конкретно-исторической оценки окружающего мира. Для него не только

жизнь провинциального русского городка есть сплошное мещанство, но и сама

жизнь, в его представлении, — передоновщина. Если так, то не бессмысленны

ли искания общественных перемен? Сатира Сологуба вела не столько к

раскрытию социально-исторической сущности передоновщины, сколько к

абстрактному истолкованию ее. В основе критики — ложные внеисторические

идеалы художника. Сологуб противопоставил пошлости жизни эстетизм и

извращенную эротику, декларируемые как идеал естественной «языческой

красоты», в которой и проявляется стихийная сила жизни.

Эти декадентские мотивы творчества Сологуба разовьются до полнейшего

художественного абсурда в прозе писателя 1910-х годов, когда выйдет его

программная трехтомная «Творимая легенда» (известная и по названию первого

издания первой части — «Навьи чары»). Роман открывается декларацией

Сологуба, утверждающей полный отказ художника от всяких общественных и

нравственных обязательств во имя своевольной и «сладостной» фантазии:

«Косней во тьме, тусклая, бытовая, или бушуй яростным пожаром, — над

тобою, жизнь, я, поэт, воздвигну творимую мною легенду об

очаровательном и прекрасном».

В Триродове — герое романа и воплотил Сологуб свою мечту о

преобразующей силе мечты, наджизненности «творимой легенды». Этот якобы

социалист мечтает о власти, гордом всемогуществе, становится королем

островов, устраняет врагов, спрессовывая их в кубы , которые стоят на его

столе, он связан с черной магией, предается изощренным эротическим утехам.

Вновь апология зла, утверждение могучей власти биологических начал жизни

противопоставлялись идеалам социальной революции, демократическому

гуманизму. Абсолютное отрицание мира общественности вело Сологуба к

отрицанию всякой общественной активности.

Октябрьской революции Сологуб остался чужд, кругом видел он лишь

«разрушение». Однако общая атмосфера эмоционального подъема в 20-е годы

сказалась и на творчестве Сологуба (сборники «Голубое небо», 1920; «Одна

любовь», 1921; «Свирель», 1922; «Чародейная чаша», 1922, и др.), но,

несмотря на ряд художественно завершенных стихотворений, в целом поэзия его

себя исчерпала, она как бы проходит мимо живых процессов жизни. В последние

годы жизни он занимался главным образом переводами.

Мистико-богоискательское течение в русском символизме 90-х годов

представлено творчеством А. М. Добролюбова, 3. Н. Гиппиус и прежде всего Д.

С. Мережковского.

В стихах А. Добролюбова (1876—1944) и 3. Гиппиус (1869—1945) отразились

типические черты литературного декаданса рубежа веков. Добролюбов, сразу

отозвавшись на декадентский эстетизм, который считал высшим выражением

эмансипации человеческой личности, в первых же своих литературных

произведениях стал активным проповедником символизма. Творчество его не

имеет художественного значения. Но на литературной и жизненной судьбе поэта

наглядно прослеживаются пути разрушения личности человека декаданса.

Стихотворения Добролюбова, собранные в книге «Ыа^ига па1ига!а»,

изданной в 1895 г., — это моление о смерти. Поэтический центр сборника —

стихотворение «Похоронный марш».

Работая над словом, поэт стремился к мистическому его осмыслению.

Проповедуя «освобождение личности» не только в литературе, но и в жизни,

Добролюбов намеренно отравлял себя ядами, опиумом. Он решил уйти из «мира»:

бывал у Иоанна Кронштадтского, стал послушником Олонецкого монастыря, затем

организовал секту в Поволжье, отрекся от литературы.

В стихах Гиппиуса бы концентрировались основные мотивы декадентской

поэзии конца века. Гиппиус определяла поэзию как «полноту в ощущении данной

минуты», считала, что подлинная поэзия сводится только к трем темам:

Тройной бездонностью мир богат.

Тройная бездонность дана поэтам.

И разве поэты не говорят

Только об этом?

Только об этом?

Тройная правда и тройной порог.

Поэты, этому верному верьте:

Ведь только об этом думает бог.

О человеке,

Любви

И смерти.

Поэтесса мечтала о примирении любви и вечности и видела единственный

путь к этому в смерти, которая спасает любовь от временного и преходящего.

К смерти было ее пафосное обращение: «О, почему тебя любить мне суждено

неодолимо?»

В 1890-е годы определяется как поэт-символист и теоретик символизма Д.

С. Мережковский (1866—1941), начавший писать под влиянием позитивной

философии, но заинтересовавшийся затем поисками религиозного смысла жизни и

«мистическим символизмом».

В 1892 г. вышел сборник стихов Мережецкого «Символы», в 1893 г. — книга

«О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».

Тогда же Мережковский начал писать трилогию «Христос и Антихрист», в

которой отчетливо выразились его философские концепции [ч. 1 —«Отверженный.

Смерть богов» («Юлиан отступник»), 1896; ч. 2 — «Воскресшие боги»

(«Леонардо да Винчи»), 1901; ч. 3 — «Антихрист» («Петр и Алексей»), 1905].

Лирика Мережковского большого художественного значения не имеет.

Созданные им образы однообразны, лишены художественной эмоциональности. В

поэзии Мережковского постоянно звучат мотивы одиночества, усталости,

равнодушия к людям, жизни, добру и злу:

Так жизнь ничтожеством страшна

И даже не борьбой, не мукой,

А только бесконечной скукой

И тихим ужасом полна...

Или:

И хочу, но не в силах любить я людей:

Я чужой среди них...

Мережковский известен прежде всего как прозаик, критик, автор работ о

Пушкине, Толстом, Достоевском, Гоголе. И в собственном художественном

творчестве, и в критических работах Мережковский всегда ограничен узкой

философско-мистической схемой, доказательствами ее. В предисловии к первому

тому собрания сочинений он писал о мировоззренческой и психологической

целостности своего творчества, которое, по его словам, состоит в поисках

«выхода из подполья» и преодолении одиночества человека. В этом смысле,

творчество писателя — явление достаточно целостное, последовательно

утверждающее концепцию мистико-религиозного развития мира и человечества,

которое якобы движется через противоречия небесного и земного к

гармоническому синтезу.

Основные философские искания и «нахождения» Мережковским путей развития

человечества и мировой истории, представлявшейся писателю предчувствием

некоего грядущего царства, которое объединит два начала мира — языческое и

христианское, духа и плоти, — и отразились в трилогии.

В мировой жизни, по Мережковскому, всегда существовала и существует

полярность, в ней борются две правды — небесная и земная, дух и плоть,

Христос и Антихрист. Первая проявляется в стремлении духа к самоотречению,

слиянию с богом, вторая — в стремлении человеческой личности к

самоутверждению, обожествлению своего «Я», владычеству индивидуальной воли.

В ходе истории эти два потока, в предвестии гармонии, разъединяются, но дух

постоянно устремлен к тому высшему слиянию, которое, по мысли

Мережковского, станет венцом исторической завершенности. Эта довольно

плоская философская схема определяет построение трилогии — и композицию

романов, и их образную систему. Все строится на антитезах. Противостояние

двух начал жизни выражается в параллелизме судеб людей, которые идут или к

Христу — духовному началу, или к Антихристу — началу земному.

В этой философской идее опосредованно, мистифицировались социальные

противоречия эпохи, идеологической жизни. Реакционный социальный смысл ее

окончательно прояснился в эпоху первой революции, когда в общественных

движениях времени Мережковский стал усматривать взрыв этих абстрактных сил

истории, а в борьбе классов — выражение целей «грядущего хама». В трилогии

Мережковский рассматривает те поворотные моменты развития человеческой

истории, когда столкновение двух начал жизни — «духовного» и «земного» —

проявляется, с его точки зрения, с наибольшим напряжением и силой. Это

эпоха поздней античности, европейского Ренессанса и время русского

«возрождения» — эпоха Петра.

В первом романе трилогии — «Смерть богов» — изображается трагическое

распадение античного мира: на одном полюсе — светлые облики разрушающейся

Эллады, на которых лежит печать роковой обреченности, на другом —

торжествующая чернь, рабская масса, одержимая грубой и низменной жаждой

разрушения. Император Юлиан, эстет и аристократ, герой ницшеанского типа,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать