филиалом «Sex Pistols» по разработке наименее буйных проектов, но
прославилась тем, что первой стала использовать то таинственное и мрачное -
до зловешего - звучание, которое принесло славу очень многим - от «Кьюэ» до
«Депеш Мод».Для многих же панк был вообще просто стилем жизни, а не
музыкальным направлением.
С распадом «Sex Pistols» развалился и панк - каждый кроил из него что-
то свое. Одни, как «Хоули Мозес», довели его резкость до предела - и
получился трэш. Другие, наоборот, резкость убрали, как «U2», и вышел пост-
панк, третьи просто постриглись по-модному и вставили в нос булавку -
родилась «новая волна».
Конечно, 70-е примечательны не только панком, тем более, что рок
начал так разветвляться в своем развитии, что уследить все его этапы
довольно проблемно. Одним из достижений 70-х является появление хард-рока.
Как самостоятельное направление хард-рок выделился в конце 60-х годов, и
благодаря тому, что в законченном виде его донес до слушателя выдающийся
гитарист Джимми Хендрикс, хард-рок с тех пор предполагает исполнение
виртуозными инструменталистами, что пошло только на пользу и музыке, и
ее поклонникам.
Хард-рок, так же как и в свое время рок-н-ролл, был резок и
агрессивен, но в отличие от панка он предполагает хорошее владение
инструментами, и в нем агрессивность присутвует не как тупая озлобленность
на все и вся, а как выражения отвращения к темным сторонам человека.
Естественно, хард-рок не был чем-то совершенно новым, он лишь вобрал в себя
самые яркие и выразительные черты других направлений, в хард-роке можно
увидеть и классическую музыку, и черный блюз, и рок-н-ролл, одновременно с
этим хард-рок привнес в музыку множество новшеств. Исполнители хард-рока в
текстах песен стали изучать темные уголки человеческой души, поднимать
философские тематики, отражать оккультные знания, рассматривать
христианство и сатанизм. Хард-рок стал первым музыкальным направлением,
использующим тяжелое звучание, которое достигается за счет подключения к
гитаре такого эффекта, как Distortion, и за счет выделения ритм-секции.
У истоков хард-рока стояли такие всемирно известные группы, как «Deep
Purple», «Black Sabbath» и «Led Zeppelin».
Группа «Led Zeppelin» образовалась в 1968 г. в Великобритании.
После распада известной английской группы "Yardbirds" ее гитарист Дж.
Пейдж собирает новую группу, чтобы провести гастроли, запланированные по
контракту "Yardbirds". В состав группы вошел Пол Джонс, игравший с Пейджем
до этого, а также работавший с "Роллинг Стоунз" и,
вообще, имевший солидное прошлое. Под названием "New Yardbirds" музыканты
провели гастроли по Швеции и Финляндии. Позже менеджер группы Питер Грант
предложил название "Led Zeppelin" (искаженное от "lead", т.е. "покрытый
свинцом"). Грант сумел получить выгодный контракт, и в конце 1968 г. группа
выпустила первый альбом, записанный за сутки с небольшим. В феврале
1969 г. "Led Zeppelin" провели гастроли по США, в это же время их диск
попал в "Топ 10", затем стал "золотым". Второй альбом через два месяца
после выхода достиг первого места и получил "платину" (с тех пор каждый
диск группы становился
25
"платиновым"). "Led Zeppelin" исповедовали блюзовую манеру игры. Однако
Дж. Пейдж принес в классический блюз свое собственное понимание этой
музыки, его чувство гитары было поистине уникальным (не говоря о
технике игры), он тщательно вырисовывал каждый звук. Мощнейшая ритм-екция
и уникальный для белого певца негритянский тембр голоса Р.Планта
сделали подрожание "Led Zeppelin" невозможным. Импровизация, на которой
основывалось творчество " Led Zeppelin" имела и свою обратную сторону:
композиции были, как правило, длинными и радиостанции отказывались их
транслировать. В 1975 г. группа выпустила двойной альбом "Physical
Graffiti", композиции которого значительно опередили свое время, и
стали своего рода ориентиром, для групп, пришедших на смену "Led
Zeppelin".
Поистине гигантами хард-рока стали «Deep Purple». Их история началась
в 1968 году, когда британская рок-сцена представляла собой очень
интересную картину. Отходила в прошлое "власть цветов" - вершина движения
хиппи. Разной музыки было очень много, в хит-парадах соседствовали
инструментальные пьесы Х.Монтенегро, "Битлз", Луис Армстронг, Эстер и
Аби Офарим. Сфера рок-музыки расширялась. Привлечение джазовых или
симфонических элементов было еще в новинку, но уже не вызывало удивления.
Рок еще не успел, как сегодня, рассечься по разным возрастным, социальным,
культурным слоям, когда каждый занимается своим делом. Взаимовлияние было
очень сильным. В феврале 1968 года три английских музыканта решили
создать новую группу. Это были Джон Лорд, Ян Пейс и Ритчи Блэкмор. Все
трое были довольно известны в мире английского рока. Барабанщик Ян Пейс,
которому едва исполнилось 20 лет, уже с начала 60-х годов играл с
различными коллективами. Джон Лорд, органист, долго и серьезно изучал
классичечкую музыку, пробовал свои силы в театре, потом увлекся джазом,
много играл с рок-ансамблями, стремясь найти пути и способы сочетания
своих увлечений классикой и эстрадой. Лорд, Пейс и Блэкмор пригласили
басиста Ника Семилера и гитариста Рода Инанса и записали свой первый сингл
"Тише". Пластинка вошла летом того же года первую пятерку в США. Вскоре в
американских хит-парадах появился и первый диск - гигант группы "Deep
Purple" - "The shades of Deep Purple". Следующая пластинка "The Book of
Taliesyn" привлекает экспериментами Лорда в области сближения рока и
классики. Вскоре сложилась парадоксальная ситуация - пластинки "Deep
Purple" поподали в американские хит -парады, а у себя на родине, в Англии,
группа была практически неизвестна. "Deep Purple" решили сделать что-то у
себя дома. Для начала они заменили Иванса и Симплера Яном Гилланом и
Роджером Гловером. Гиллан был известен не только как вокалист, но и как
поэт, автор песен, а за плечами Гловера был многолетний опыт игры в
различных ансамблях. В таком составе "Deep Purple" и Королевский
филармонический оркестр (дирижер - Малькольм Арнольд) исполнили концерт,
написанный Джоном Лордом в 1969 году. "Концерт" Лорда стал тем редким
случаем, когда попытка соединения рока и "академической" музыки была
одинаково восторженно встречена поклонниками и той и другой музыки.
"Живая" запись из Альберт-холла была выпущена на пластинке. Кстати,
"Концерт" был не единственным таким опытом Лорда. Поворотным моментом в
истории "Deep Purple" послужила пластинка "Deep Purple in Rock". Диск вышел
летом 1970 года, почти одновременно с сорокопяткой "Black Night",
ознаменовав новый этап в творчестве группы. Хэви метал тогда еще не
появился. Для миллионов слушателей "крестным отцом" жанра - если не
строго хронологически, то духовно - стал ансамбль "Deep Purple" В почерке
коллектива появилось все, что потом использовали другие металлические
группы - громкость, как эстетическая составная, простые риффы-
гитары и бас-гитары, часто играемые в унисон, характерный вокал, мощный
мотор ударных. Что отличает "Deep Purple" от своих последователей, так это
готовность постоянно впитывать новое, что появляется в других жанрах,
открытость другим музыкальным влияниям. Ни "Deep Purple", ни "Led
Zeppelin", ни
«Black Sabbath» также стоящие у идейных истоков хэви метал замкнутостью
не отличались. Может быть, именно поэтому многое в их музыке интересно и
сегодня.
26
В середине 70-х начинается зарождатся новый стиль рок-музыки - хэви
метал. Логически он продолжает идеи хард-рока, выделив из музыки хард-
роковых групп исключительно мощные гитарные риффы, доведенные до
виртуозности соло и канонадные ударные. Толчком к появлению хэви-метал
послужило творчество группы «Black Sabbath». «Black Sabbath», в отличие от
других хард-роковых групп достигли более тяжелого звучания. Полностью были
исключены клавишные, исчезли фольклорные напевы, никаких любовных песенок,
никакой ориентации на шлягеры, способные войти в хит-парады. Ужасы и
оккультная тематика песен стали визитной карточкой "Black Sabbath",
которые стали неожиданно очень популярными среди студенческой молодежи. На
самом деле сверхужасного в их песнях ничего не было - тексты песен больше
напоминали сказки для взрослых. Но хэви-метал, как таковой они не
играли, а играть его стали такие группы, как «Judas Priest», «Iron Maiden»,
«Magnum». Во второй половине 70-х годов вся молодежь была увлечена панком.
Панки не давали прохода на сцену, нельзя было выступать, если ты не
ругаешься на сцене и умеешь владеть инструментом. Поэтому во второй
половине 70-х хэви-метал не обрел большой популярности, а расцвел он лишь в
первой половине 80-х годов, движением хэви-метал была охвачена вся
молодежь.
Группа «Judas Priest» образовалась во все той же неувядающей
Великобритании в 1969 году. Два дебютных альбома, вышедшие в 1974 и 1976
годах, особым успехом у публики не пользовались, хотя в обеих работах был
представлен интересный музыкальный материал. Несмотря на постоянную смену
барабанщиков (это хроническое заболевание группы), к 1977 году "Judas
Priest" приобрели популярность не только в Англии, но и за ее
пределами. В апреле 1977 года группа выпустила свой первый коммерчески
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14